Современное управление бизнес-процессами довольно сложно себе представитьбез использова­ния мобильных техно­логий. Речь идет не о телефонных звонках или использовании ноутбуков, а о применении смартфонов и коммуникаторов в «экосистеме» любой корпоративной информационной системы. Какие тренды определят развитие рынка в 2010 году? В этой статье я хочу обозначить наиболее актуальные из них и спрогнозировать ситуацию до 2011 года.

Распределение платформ по популярности

Большинство маркетинговых исследований, посвященных определению лидирующих мобильных платформ в мире, отражает условные цифры, которые нельзя воспринимать в отрыве от методологии подсчета или контекста самого аналитического исследования. В основном в подобных отчетах представлены операционные системы, популярные среди конечных пользователей. За расчет их по количеству проданных устройств берутся единичные агентства (вроде IDC), однако в большинстве своем все ограничивается статистикой, которую поставщики ежеквартально озвучивают по итогам отгрузки смартфонов и коммуникаторов дистрибьюторам. На деле самих устройств в итоге продается обычно меньше (выполнения плана достигают единичные компании), а по количеству реализованных телефонов оценить долю именно корпоративного использования той или иной мобильной операционной системы невозможно. Статистика, основанная на выходе в Интернет с того или иного устройства (через реферер в свойствах штатного веб-браузера), вообще показывает неадекватные результаты, поскольку все зависит напрямую не от популярности той или иной системы, а от удобства выхода в Интернет с определенных устройств и их целевой аудитории.

Принимая в расчет эти цифры и перенося результат на корпоративный рынок, можно предполагать, что ситуация здесь должна быть прямо противоположной ситуации на потребительском рынке. Причина этого проста — совершенно другие акценты и примеры использования, чем в повседневных вариантах. Здесь смартфоны и коммуникаторы могут использоваться и как средства коммуникации (преимущественно почта, но также с приходом решений Enterprise 2.0, в корпоративных социальных сервисах — микроблогах, веб-органайзерах, корпоративных порталах и т. д.), и как платформы для запуска портативных версий клиентов для связи с бизнес-приложениями (CRM, BI, ECM/DMS, ERP). В первом случае на первое место выходят сетевые возможности мобильной операционной системы, позволяющие поддерживать соответствующие инфраструктурные решения (например, pushmail), во втором — гибкость самих инструментов разработки, которые позволяют создать удобное клиентское приложение с учетом специфики использования мобильного устройства (небольшие экраны, короткое время автономной работы, иные средства ввода, ограниченная процессорная мощность и оперативная память и т.д.).

Соответственно, если рассматривать корпоративные коммуникации как основной сценарий использования мобильных платформ, то в число лидеров входят iPhone, BlackBerry (в основном на американском рынке и в филиалах американских компаний) и Windows Mobile. Symbian OS, несмотря на наличие в продуктовом портфеле у Nokia отдельной линейки корпоративных смартфонов E-series, не пользуется популярностью, сопоставимой с конкурентами. Иными словами, здесь на первый план выходят потребительские характеристики платформы — iPhone предоставляет удобный интерфейс, BlackBerry — средство ввода данных и недорогую (относительно других решений) синхронизацию с корпоративной почтой/органайзингом по всему миру, Windows Mobile близка по своим характеристикам к настольным системам Windows с поддержкой соответствующих стандартов.

Если под корпоративным использованием понимать простоту и легкость разработки приложений, то первое место с большим отрывом от любых конкурентов занимает как раз Windows Mobile за счет открытости самой системы, длительного существования ее на рынке, наличия богатой «экосистемы» для создания приложений и схожести мобильного варианта платформы с настольным. Относительно перспективным в этом же отношении может быть iPhone с поправкой на то, что это система с закрытым кодом и разработать корпоративные продукты под нее несколько сложнее. Все остальные мобильные платформы в принципе не могут считаться сколько-нибудь удобным решением именно для бизнеса в аспектах создания мобильных клиентов из-за неразвитости (BlackBerry) или негибкости (Symbian OS) SDK и «сырости» самих версий операционных систем (Android OS). Рассмотрим эти положения чуть более подробно.

Портируемость приложений, поддержка стандартов

Традиционный интерес к той или иной платформе для мобильных устройств связан с тем, насколько полно она вписывается в существующую или разворачиваемую инфраструктуру компании. К примеру, если в компании уже применяется коммуникационный стек на базе BlackBerry Enterprise Server и соответствующих расширений для корпоративных систем, то использование отличных от BlackBerry смартфонов является абсурдным, в какой бы стране мира ни работала данная компания. Несмотря на то что разработчики платформ стремятся заложить в свои мобильные системы поддержку наиболее актуальных стандартов, зачастую их реальное число является слишком ограниченным (так, например, на ранних версиях Android OS не поддерживался Microsoft Exchange Server).

Кроме того, техническая реализация самой мобильной операционной системы (например, отсутствие многозадачности в первых версиях iPhone, поддержки расширенного шифрования по Wi-Fi в Windows Mobile и т. д.) может серьезно ограничивать применение подобных решений в массовом варианте. По этой причине поставщики корпоративных приложений рассматривают платформы не с точки зрения популярности или распространенности тех или иных устройств, которые на ней работают, а с позиций простоты портирования существующих программных разработок. В этом отношении наименее затратной является Windows Mobile — API схож с тем, что используется в обычных настольных системах Windows (в основе здесь Windows CE), которые также популярны в корпоративном секторе, — программных средств для разработки выпущено очень много, программистам не нужно особенно долго переучиваться для написания программного обеспечения. К тому же сами .NET-технологии позволяют выполнять портирование приложений очень быстро. Windows Mobile также имеет обратную совместимость между более старшими версиями (хотя в свете недавних слухов о невозможности запуска старых приложений на Windows Mobile 7 ситуация может измениться). Самих абонентских устройств выпущено достаточно, чтобы не привязывать потребителя к какому-либо одному поставщику.

Следующей по удобству портируемости мобильных приложений системой является iPhone. SDK на нее выпущен сравнительно недавно, однако бурный рост программ в AppStore показывает, что давность сроков выхода инструментов разработки — вовсе не недостаток. На iPhone выпущено достаточное количество бизнес-приложений (мобильных клиентов к CRM, ERP, СУБД, СЭД и BI-продуктам, в том числе к Oracle, SAP, OpenText), которые имеют богатые функциональные возможности (в отличие, например, от Symbian OS или Android OS). Здесь снова играет роль тот факт, что Apple — игрок рынка настольных компьютеров, и iPhone — это адаптированная для мобильных устройств версиях Mac OS X.

Наличие на рынке всего трех моделей одного и того же устройства — смартфонов iPhone — позволяет унифицировать цикл разработки, поскольку одно и то же приложение (если, конечно, оно не использует в обязательном порядке возможности GPS) запустится даже на iPhone 2G. Сами же iPhone входят в число самых популярных мобильных устройств в мире, что позволяет всерьез говорить об их перспективности не только для консьюмерского рынка.

Относительно удачно портирование приложений может быть проведено на Android OS и Symbian OS, однако подобные решения пока дорого стоят и не отличаются богатой функциональностью (для Symbian OS) и стабильностью (Android OS). Кроме того, при декларируемой Google обратной совместимости между всеми версиями Android OS в реальности ее в полном смысле этого слова нет, что усложняет использование продукта в корпоративном секторе.

Виртуализация

Разговоры о виртуализации мобильных платформ (вслед за заметным увеличением вычислительных мощностей самих устройств) приобрели более-менее оформленный характер в конце 2009 года, когда один из лидеров этого рынка — компания VMware — продемонстрировала презентацию о разработке специального программного обеспечения для одновременного запуска на коммуникаторах и смартфонах двух операционных систем. Пока речь идет о связках Symbian OS и Android OS и Windows Mobile и Android OS. Для этого коммуникатор должен поддерживать не менее 128 Мбайт оперативной памяти, при этом загрузка операционной системы будет происходить из гостевой системы, а не через двойную загрузку при старте. Сегодня существуют даже прототипы подобных устройств, но до массового рынка они доберутся не раньше 2012 года (тестирование завершится к 2011 году).

VMWare аргументирует необходимость создания виртуализационных решений тем, что смартфоны и коммуникаторы часто используются как замена компьютерам, поэтому пользователь заодно получает и все «настольные» проблемы — безопасность, стабильность и масштабируемость. Следовательно, как полагают разработчики, имеет смысл создать бесшовную интеграцию двух мобильных систем. Однако цели виртуализации состоят не в том, чтобы интегрировать ради интеграции, а в том, чтобы сэкономить на расходах при модернизации. Так, например, виртуализация серверной инфраструктуры позволяет задействовать по максимуму их вычислительные мощности. В случае с мобильными устройствами выгода неочевидна, а попытка привести весь парк смартфонов и коммуникаторов в организации к какому-либо знаменателю (в плане используемых операционных систем) изначально выглядит абсурдной — в компаниях проще и дешевле закупить единые стандартизированные устройства. Тем не менее виртуализация будет интересна пользователям топовых коммуникаторов, близких по своим характеристикам к планшетам или субноутбукам.

Тонкие клиенты

Еще один перспективный сценарий развития мобильных операционных систем в 2010 году в корпоративном секторе связан с очередным всплеском интереса к теме тонких клиентов. Коммуникационные возможности — высокоскоростной широкополосный мобильный Интернет (3G, CDMA, WiMAX), GPS и Wi-Fi — позволяют расширить сферу применения мобильных устройств не только в роли средств связи, но и как полноценных терминалов для работы с веб-службами — приложениями для проектных задач, корпоративными порталами, облачными хранилищами данных, — одним словом, решениями класса Enterprise 2.0. Здесь на первый план выходит удобство работы с Интернетом — поддержка встроенными браузерами соответствующих веб-стандартов и технологий «богатых интернет-приложений» (RIA) — Flash, Silverlighеt, AIR и т. д.

Следующий аспект — автономность самих устройств при активной работе с Интернетом. Здесь в списке лидеров, как это ни удивительно, iPhone и Symbian OS. Первая платформа — за счет своего браузера Safari, работающего на движке WebKit и корректно обрабатывающего все современные веб-страницы, вторая — за счет оптимизации энергопотребления при работе с Wi-Fi (речь идет о смартфонах Nokia E-Series). В дальнейшем эта ситуация может сохраниться, когда выйдет iPhone OS 4.0 с поддержкой экранов с HD-разрешением, либо измениться, если выйдет новая версия Windows Mobile 7, в которой будет работать полноценная IE Mobile 7 с поддержкой Silverlight. Платформа Android OS в этом отношении уступает по удобству использования в роли тонкого клиента и, по нашим оценкам, должно пройти не меньше двух лет, пока продукт состоится как полноценная платформа и начнет представлять интерес для B2B-рынка.

Михаил Демидов (mi@demidov.us) — технический автор из Санкт-Петербурга 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF