Как было отмечено в первой из этой серии заметок, кандидаты должны уметь признавать свои слабые стороны, так как это помогает лучше представить сильные. Всякий, кто заявляет, что у него совсем нет слабых сторон, либо неадекватно себя оценивает, либо не до конца честен. А способность к самоанализу — важная характеристика для любого кандидата на работу.

На этот раз мы попытаемся разобраться в процессе приема на работу, ориентируясь на точку зрения профессионального рекрутера компании Staffing Technologies (www.staffingtechnologies.com), специализирующейся на поиске ИТ-персонала. В конце концов, если вы сможете произвести впечатление на специалиста, который по первому взгляду на резюме и минутному разговору может точно определить, что представляет собой тот или иной кандидат, значит, на интервью с менеджером по кадрам вы тоже сможете показать себя с лучшей стороны.

Где искать работу?

Известно, что сайты careerbuilder.com и monster.com являются хорошей стартовой точкой для поиска вакансий. А что вы знаете о dice.com и computerjobs.com? Рекрутеры Staffing Technologies используют эти сайты. Другое место, где стоит поискать работу, — сайт LinkedIn. Мы уже писали о преимуществах и недостатках использования LinkedIn для поиска работы несколько месяцев назад. Но в первую очередь следует обратиться в кадровые агентства в своем регионе.

«Не понимаю, почему многие считают, что все вакансии публикуются на корпоративных сайтах и страничках кадровых агентств, — недоумевает Джек Вильямс, вице-президент Staffing Technologies. — Большинство вакансий не публикуется. Человеку, который ищет работу, вне зависимости от уровня его квалификации, необходимо установить и поддерживать контакт с тремя-четырьмя местными кадровыми агентствами. Эти агентства ежедневно получают новые заказы, и вакансии ежедневно закрываются. Если рекрутеру не напоминать о себе регулярно, он может не вспомнить о вас, когда появится подходящая вакансия».

Резюме и сопроводительное письмо

Обращение о приеме на работу обычно заключается в отправке резюме и/или сопроводительного письма — это первый шаг к собеседованию. Без профессионально составленного резюме все остальные усилия тщетны. По мнению Вильямса, ошибка номер один — плохо составленное резюме: «Мы их получаем постоянно — резюме с грамматическими ошибками, резюме с поиском работы по специальности, по которой никогда не работали, или, существенная ошибка, — резюме с загадками и «белыми пятнами», без объяснения. Так, люди не указывают адреса сайтов компаний, в которых они работали, или очень многое недоговаривают».

Еще одна очень важная деталь: изменяйте резюме для каждой должности, на которую претендуете. Составьте его таким образом, чтобы рекрутер при быстром просмотре мог легко получить всю необходимую информацию, а по завершении чтения у него сложилось впечатление, что вы именно тот человек, которого он хотел бы пригласить на данную работу. Но избегайте громких слов и слишком общих выражений: предоставьте количественные или измеряемые показатели, которые подтвердят, что вы имеете необходимые навыки. «Работодатели обычно ищут кандидатов, которые на сто процентов соответствуют заявленным в вакансии требованиям. Если, познакомившись с вашим резюме, рекрутер за пару минут не может составить точное мнение о ваших навыках и экспертизе, значит, что-то надо поправить», — напоминает Вильямс.

А зачем тогда сопроводительное письмо, спросите вы. Возможно, это действительно пустая трата времени, по мнению Вильямса: «Раньше сопроводительное письмо действительно являлось одним из ключевых элементов, обязательным для большинства компаний. Сейчас же такое письмо предоставляет примерно 5% соискателей, так что, я полагаю, большинство компаний не особенно рассчитывает его получить. Я даже готов предположить, что в большинстве случаев его даже не читают. Обычно компанию интересует соответствие занимаемой должности и ожидаемая соискателем компенсация».

Ну что же, одной заботой меньше, по крайней мере, без сопроводительного письма ваше резюме не выбросят. Но зато само резюме должно быть составлено профессионально.

Подготовьте вопросы о компании

Этот совет меня удивил, но Вильямс пояснил, что это тоже очень важно: идя на интервью, следует подготовить вопросы о компании, о ваших будущих обязанностях, иначе ваши шансы получить здесь работу заметно снижаются. Так что всегда, я подчеркиваю, всегда готовьте вопросы о своей будущей работе.

«Я считаю вопросы о компании-работодателе очень важным элементом. Когда я провожу интервью с претендентом и обнаруживаю, что у него нет никаких вопросов, я завершаю интервью и больше не вспоминаю об этом кандидате. Соискателям необходимо понимать, что они должны интервьюировать компанию точно так же, как компания интервьюирует их. Я считаю, что у хорошего кандидата должно быть по меньшей мере 10–12 вопросов о компании. Если вам что-то непонятно — обязательно спрашивайте. И, прошу вас, не говорите мне, что я ответил на все ваши вопросы. Этого просто не может быть. Меня интересуют любознательные люди, которые заинтересованы в работе и хотят знать, что их ожидает, что они могут и должны сделать на работе, когда будут приняты», — комментирует Вильямс.

Вот примеры вопросов, которые стоит задать на интервью: что собой представляет компания, ее корпоративная культура, какой принят стиль управления, в чем заключаются обязанности, каков оборот компании, ее история, клиенты, как можно себя проявить, а также любые профессиональные вопросы, которые вы можете придумать.

Как оказаться лучшим

Мне часто приходится слышать от людей, что они были вроде бы одними из лучших кандидатов на данную вакансию, но их почему-то не выбрали. Многие обладают необходимыми техническими навыками, но когда кругом столько профессионалов ищут работу — как выделиться среди них? Кончено, часто все решает случай, но Вильямс дает совет, как склонить чашу весов в свою пользу.

«Думаю, успешного кандидата от всех прочих отличает энергия и чувство юмора, — считает он. — Очень много сейчас отличных профессионалов, специалисты прекрасно подготовлены, но они не вдохновляют, кажутся безразличными. На работу предпочитают брать людей энергичных, которые действительно любят свое дело. Хорошее чувство юмора сыграет положительную роль, не бойтесь показать, что вы можете посмеяться над собой; дайте понять, что вы действительно хотите работать, а не просто высиживать рабочее время изо дня в день. Я не могу вам сказать, сколько кандидатов мы направили на работу в компании Fortune 500, а результатом был отзыв: «У них не хватает энергии и они не готовы делиться чем-либо о себе». Вот что важно — надо обладать энтузиазмом и уметь работать в команде».

Увольнение — не трагедия

В обществе карьера определяет ваш статус, и быть уволенным — один из наиболее болезненных ударов, которые может нанести судьба. Но не надо отчаиваться, убежден Вильямс:

«Увольнения случаются настолько часто, что нелепо считать это чем-то вроде проклятия. Ни к чему чувствовать себя униженным и растерянным, это пустая трата времени. Просто признайте: ‘Моя должность была сокращена по такой-то причине’. Это не означает, что дело лично в вас». Уходить от такого разговора и стараться сменить тему означает избегать обсуждения и вашей будущей карьеры, а нужно ли это вам?

Брайан Рейнхольц (breinholz@windowsitpro.com) — редактор по продуктам в Windows IT Pro и SQL Server Magazine

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF