В первой статье я поделюсь с вами мыслями, которые относятся к самому процессу собеседования в целом.

Технические навыки: следует знать свои сильные и слабые стороны

По словам менеджеров по кадрам, самая грубая ошибка, которую совершают кандидаты на ту или иную должность, заключается в том, что они ведут себя как специалисты в любой области, любой технологии. Если вы чувствуете, что готовы разговаривать на какие угодно темы в рамках вашей работы, вам нужно вдумчиво подбирать слова. Если вы ведете себя так, будто у вас нет никаких слабых сторон, у вашего собеседника может сложиться обратное впечатление — будто у вас нет и сильных сторон. Про таких людей говорят: «Берется за все и ничего толком не умеет».

Когда соискателю задают вопросы о его технических навыках, ему стоит подчеркнуть свои отличия от других кандидатов. Так, когда вас спрашивают о том, какой вы имеете опыт работы с данной технологией, отвечайте честно. Но и не сгущайте краски. Например, будет уместным такой ответ: «У меня небольшой опыт работы с масштабными развертываниями Exchange. Но я разворачивал Exchange и управлял его инфраструктурой на предыдущем месте работы в течение пяти лет и немного изучил различия в развертывании и управлении между крупным и средним развертыванием. Работа с масштабным развертыванием будет для меня интересной, хотя и новой».

В то же время не будьте слишком легкомысленны. «Да, без вопросов. Я справлялся и с более сложными проблемами» — неудачный ответ. Не допускайте снисходительного тона с собеседником и не уклоняйтесь от вопросов, особенно когда нужно дать определенный ответ, да или нет. Возможно, какие-то вопросы могут показаться вам несущественными, но они могут быть важны для работодателей, так что следует проявить уважение, отвечать вежливо и по существу.

Еще одно замечание относительно поведения: менеджеры по кадрам любят расставлять ловушки, желая подловить соискателя и заставить его признаться в том, что он чего-то не знает. Можно и просто признать, что вы чего-то не знаете, но постарайтесь сделать акцент на том, что научиться вам будет несложно.

За человека говорит интонация

Вы, вероятно, слышали об этом и раньше, но напомнить нелишне: будьте вежливы и приятны в общении. Крепко пожмите руку, посмотрите прямо в глаза, улыбнитесь. Проявляйте уважение к собеседникам, выдержите время и с пониманием реагируйте на их технические и деловые требования. Покажите свою заинтересованность в деле. Старайтесь говорить четко и понятно. Следуйте за ходом мысли интервьюера. Если он/она хочет сначала просто поговорить, поддержите непринужденную беседу. Если же сразу переходит к делу, примите эти условия.

Если вы чувствуете, что навыки общения — ваше уязвимое место, попрактикуйтесь сначала с друзьями, семьей или коллегами. Даже если человек проводит простое интервью, не имеющее ничего общего с выявлением технических навыков, вы сами можете задать вопросы, на которые вам предстоит ответить в будущем. Выберите для такой тренировки кого-нибудь, кто легко общается, — человека, который чувствует себя комфортно в любой ситуации и сможет сказать вам, в какой момент вы были заносчивы, скромны, агрессивны, не проявляли заинтересованности или делали что-то еще, что может настроить работодателей против вас. Постарайтесь выбрать человека, который не побоится сказать вам, если вы делаете что-то не так.

Ключ — непрерывный рост

Конечно, на первом собеседовании блеснуть бывает трудно, и вернуться к поиску работы, если вы долгое время работали на одном месте, может быть тоже нелегко. Важно помнить, что не всякая упущенная вами возможность устроиться на работу — ваша вина. Невозможно быть идеально подходящим сотрудником для любой организации и любой работы. Оттачивайте свои навыки в собеседовании раз за разом, и, когда подвернется по-настоящему хорошая работа, то есть та, которая подойдет вам и на которой будете нужны вы, у вас будут все возможности представить себя в самом выгодном свете.

Брейн Рейнгольц (breinholz@windowsitpro.com) — редактор по продуктам в Windows IT Pro и SQL Server Magazine

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF