Обязанность администратора Exchange Server — обеспечить максимальную производительность системы, несмотря на недостаток персонала и финансирования. Отказы и сбои в работе электронной почты непозволительны. Существует немало программных решений с разнообразной функциональностью, которые упрощают контроль среды Exchange.

Диапазон возможностей

Поиск программы мониторинга можно начать с ответа на вопрос о функциях, необходимых для решения конкретных задач. Как минимум требуется инструмент для отслеживания состояния и производительности системы. Если что-то задерживает пересылку сообщений по сети, нужны средства для поиска узких мест и факторов, способствующих их возникновению. С помощью различных продуктов можно исследовать систему и получить данные о временных параметрах пересылки электронной почты, но на основании этих сведений не всегда удается определить причины неполадок. В некоторых продуктах, таких как Email CONTROL! for Exchange (ECX) компании Permessa, предусмотрены эффективные функции анализа маршрута сообщения внутри системы.

Еще один важный фактор выбора — превентивный или реактивный метод управления. Идеальным было бы решение, способное распознавать назревающие неполадки и предупреждать администратора о возможной аварии. В этом случае у администратора будет шанс предотвратить сбой. Но иногда достаточно иметь возможность вручную подготовить отчет о состоянии системы. В любом случае цель — избежать простоев сети и оптимизировать производительность труда служащих компании. В некоторых программах управления Exchange можно предпринять корректирующие действия. Например, Argent Exchange Monitor автоматически перезапускает службы и даже перезагружает серверы после сбоя на основе критериев, задаваемых администратором.

Простота использования

Решение мониторинга Exchange должно экономить время и силы, поэтому следует выбирать простую в использовании программу. Еще один немаловажный вопрос: требуется ли установка агента? В некоторых компаниях установка агента необязательна, учитывая ограничения, связанные с безопасностью и недостаточной пропускной способностью канала связи. Существует множество продуктов без агентов и с необязательными агентами, поэтому не составит труда подобрать вариант, соответствующий нуждам компании. Некоторые продукты, такие как Heroix Longitude, автоматически обнаруживают компоненты системы при установке, что упрощает настройку. Некоторые решения мониторинга для Exchange поставляются как модули более крупных продуктов управления. Например, NimBUS работает только с отдельным приложением управления на уровне служб. Если в компании уже применяется модульный продукт, то выбор компонента для Exchange — простое решение, которое позволит объединить функции управления в едином интерфейсе.

В выбранном решении должны быть возможности настройки на конкретное применение. Например, иногда полезно запланировать сбор данных из сети Exchange на нерабочие часы. Существует ли выбор способов оповещения, удобный для компании? Формируются ли нужные отчеты или есть средство подготовки, с помощью которого можно составлять отчеты по своему желанию? Эти требования могут быть для компании решающими.

Соответствие будущим потребностям

При выборе средств управления хочется, чтобы они были полезны не только сейчас, но и в дальнейшем, с учетом роста предприятия. Выбирайте продукт, масштабируемый в соответствии с планами развития компании: если в течение трех предстоящих лет компания должна вырасти вдвое, управляющее решение должно быть готово к этому. Многие компании рассматривают возможность перехода на Exchange Server 2007, а некоторые уже приступили к миграции. Это обязательно нужно учитывать при выборе продуктов управления. Вряд ли имеет смысл устанавливать решение, совместимое только с Exchange Server 2003, если в обозримом будущем предстоит модернизация. В 2007 году многие поставщики обеспечили совместимость своих решений с Exchange 2007, другие работают над этой проблемой. Следует помнить о новой архитектуре на основе ролей и новых возможностях управления на базе Windows PowerShell в Exchange 2007. Однако совместимость с Exchange 2007 не обязательно означает, что продукт поможет избежать трудностей, возникающих в результате изменений.

Подводим итог

Потребности каждой компании уникальны, и у каждого администратора — различные нужды и бюджет. Оптимальным для специалиста и предприятия будет инструмент, выбранный с учетом предпочтений администратора и требований, предъявляемых компанией. Решение мониторинга Exchange не должно увеличивать нагрузку на администратора. Наши советы и таблица продуктов помогут избрать верное направление поиска.


Б.К. Уинстед - помощник редактора Windows IT Pro