Платформа обработки сообщений и коллективной работы Microsoft Exchange успешно развивается, и выпуск следующей версии, Exchange 14, ожидается в 2009 году. Exchange 2007 — первая версия третьего поколения Exchange. К первому поколению принадлежали версии с Exchange 4.0 до 5.5; ко второму — от Exchange 2000 до 2003. Следующая версия Exchange будет построена на базе архитектуры Exchange 2007 без существенных изменений, таких как преобразование в 64-разрядное приложение или отказ от текущей базы данных Jet в пользу SQL Server. Последнее изменение должно было произойти в версии с условным названием Kodiak, которую планировалось выпустить после Exchange 2003. Но версия Kodiak так и не вышла, а вместо нее была выпущена версия Exchange 2007. Можно ожидать, что в Exchange 14 появится несколько новых функций, но большая часть изменений будет представлять собой исправления ошибок. Кроме того, повысятся уровень безопасности и общая надежность продукта.

Версия, следующая за Exchange 14, должна появиться в 2011-м или 2012 г. У Microsoft будет возможность на более глубоком уровне обновить архитектуру сервера. До 2011 г. вроде бы еще далеко, но уже можно распознать тенденции развития технологии, которые окажут заметное влияние на группу разработки Exchange. Учитывая сложившуюся ситуацию, давление конкурентов и «экосистему Exchange», какие основные факторы повлияют на ход мыслей разработчиков следующих версий Exchange? Как у каждого специалиста, у меня есть свои любимые теории и технологии. На мой взгляд, существует шесть важнейших областей, на которых Microsoft следует сосредоточиться: автоматизация, виртуализация, мобильность, объединенные коммуникации (Unified Communications, UC), управление информацией и программные продукты как службы (Software as a Service, SaaS). Начнем знакомство с эволюцией стратегии Exchange с описания «экосистемы Exchange».

Экосистема — это не Exchange

Exchange — центральный элемент «экосистемы», образовавшейся вокруг продукта после появления версии 4.0 в 1996 г. Любому программному продукту трудно завоевать рынок в одиночку. Несмотря на мощь маркетинговой машины Microsoft, компании не удалось бы продать более 140 млн. лицензий Exchange, если бы не огромное число независимых программных компаний, выпускающих дополнительные продукты для Exchange. Эти разработчики оставались верны Exchange, даже когда Microsoft резко меняла API-интерфейсы и направление развития продукта в течение последнего десятилетия. В 1996 г. сторонние продукты заполняли пустующие ниши, предоставляя такие технологии, как коннекторы сообщений для связи Exchange со старыми системами электронной почты и передачи факсов. Сейчас акцент сместился на области управления информацией и соответствие законодательным актам. С изменением акцентов открываются новые маркетинговые возможности как следствие развития технологии и появления новых пробелов в функциональности продукта Microsoft.

Выбор новых функций, которые предстоит включить в очередной выпуск Exchange, — всегда сложный акт поиска компромиссов для группы разработчиков. Инженеры хотят работать над новыми и интересными задачами. Группа маркетинга стремится сделать Exchange возможно более конкурентоспособным по сравнению с другими серверами электронной почты, такими как Lotus Notes и серверы доставки сообщений с открытым кодом. Проблема Microsoft в том, что функциональность нужно расширять так, чтобы не мешать независимым разработчикам программ развивать экосистему Exchange. Если отнять у поставщиков эту возможность, экосистема начнет чахнуть. Очевидный пример — антивирусные продукты. В 2005 г. компания Microsoft купила Sybari, ведущего поставщика антивирусных программ, и использовала их технологию Forefront Security for Exchange в версии Exchange 2007 Enterprise. Независимой компании трудно конкурировать с технологиями Microsoft, и активный в прошлом рынок антивирусных расширений для Exchange угасает. Представители Microsoft утверждают, что антивирусный механизм необходим, чтобы изначально защитить Exchange. Учитывая объем спама, нельзя не согласиться с этим доводом. Но тем не менее Microsoft не может двигаться слишком быстро по многим направлениям, не оказывая негативного влияния на экосистему Exchange, и это обстоятельство сужает выбор для разработчиков Exchange. Рассмотрим более подробно шесть областей, наиболее важных для будущего развития Exchange.

Автоматизация

В прошлом потребители справедливо критиковали Microsoft за отсутствие в Exchange возможности подготовки административных сценариев для настройки, обслуживания и мониторинга серверов. Например, чтобы установить уровень диагностики сервера, администратор отыскивал в программе управления параметр на странице свойств или командную кнопку, и если инженер Microsoft не предусмотрел нужный параметр, то добиться желаемого не удавалось. Администраторы могли активировать некоторые параметры путем изменений системного реестра, а в ряде случаев удавалось составить сценарии через Windows Management Instrumentation (WMI) и Outlook. Но в целом такой подход был фрагментарным и неудовлетворительным. Однако с появлением Windows PowerShell в Exchange 2007 ситуация изменилась. Как показано на рисунке, группа разработки Exchange использует PowerShell в качестве фундамента для почти 400 команд, в которых заключена бизнес-логика управления Exchange 2007. В прошлом эта логика была распределена по разным компонентам продукта и встроена в графический интерфейс, но теперь все элементы управления используют один набор команд и, следовательно, одну бизнес-логику. У группы разработки появилось единое место, где можно вносить изменения, действующие в масштабах всего продукта Exchange.

Рисунок. Exchange и PowerShell

Но мир, увы, несовершенен. В частности, компании Microsoft потребовалось слишком много времени, чтобы дополнить Exchange общим языком сценариев. Синтаксис различных команд PowerShell не унифицирован, а, поскольку не все группы разработки Microsoft включили PowerShell в свои планы, WMI — единственный способ использовать собственные команды PowerShell для управления другими компонентами Windows, важными для Exchange, такими как Active Directory (AD). Однако со временем развитие PowerShell должно достигнуть такой высоты, что большинство административных задач для сервера и его приложений можно будет выполнять с помощью команд PowerShell.

Можно ожидать, что компания Microsoft продолжит совершенствовать среду PowerShell, добавляя команды и увеличивая число компонентов, управляемых внутри экосистемы Exchange. Я также предполагаю, что другие поставщики программного обеспечения дополнят PowerShell таким инструментарием, как интегрированная среда разработки, и дополнительными командами. Наконец, благодаря Internet сценарии PowerShell и другие фрагменты исходного текста будут бесплатно доступны для сообщества пользователей. По мере того как сообщество Exchange будет овладевать PowerShell и проявлять изобретательность, значительно увеличится и объем открытого кода программ для Exchange.

Виртуализация

В первых версиях Windows настройка серверов для приложений не составляла труда, поскольку достаточно было соблюдать правило «одно приложение на сервер». Некоторые администраторы по-прежнему уверены, что приложения Windows выполняются лучше всего, если придерживаться этого принципа. Несомненно, в результате создается простая, удобная в управлении инфраструктура Windows, но такой подход устарел и приводит к непроизводительным затратам ценных вычислительных ресурсов. С развитием серверных технологий приложения уже не могут полностью задействовать ресурсы сервера: Exchange 5.5 в 1999 г. нес почти то же число почтовых ящиков, которое используется сегодня. Характеристики рабочей нагрузки стали более жесткими, и новейшее поколение 64-разрядных серверов поддерживает огромные рабочие нагрузки, однако большинство серверов в центрах обработки данных недогружены.

Первоначально компания Microsoft не поддерживала виртуализацию Exchange, так как у группы Exchange не было возможности осуществить полное тестирование Exchange на виртуальном сервере. В то время представители компании объявили, что помогут в решении проблем, возникших с Exchange на виртуальном сервере, если их удастся воспроизвести на обычном сервере. В настоящее время Microsoft поддерживает Exchange 2003 на виртуальном сервере для Microsoft Virtual Server 2005 R2 и более поздних версий, но не для VMware. Положение с Exchange 2007 сложнее, поскольку Exchange 2007 функционирует только на 64-разрядных серверах, а компания Microsoft пока не предоставляет виртуальных серверных программ, совместимых с 64-разрядными гостевыми системами. Вероятно, такая ситуация сохранится, пока Microsoft не подготовит нового супервизора в Windows Server Virtualization с условным названием Viridian, что произойдет не раньше чем через полгода после выпуска Windows 2008. Exchange 2007 (вместе с кластерами) можно запускать на VMware ESX Server, если примириться с тем, что Microsoft не будет помогать в решении проблем, которые не удается воспроизвести на обычном сервере.

По мере расширения возможностей серверов будет расти значение виртуализации. Возможности программ виртуализации будут увеличиваться, а одновременно начнут расти требования по сокращению затрат на ИТ. Пока Microsoft отстает от VMware по функциональности и производительности, но можно ожидать, что компания приложит все усилия, чтобы превратить Windows в надежную платформу виртуализации. Вероятно, через пять лет все приложения Windows будут выполняться на виртуальных машинах, и принцип «один сервер — одно приложение» устареет.

Мобильность

Главная проблема мобильности для предприятий на современном этапе — контроль затрат, связанных с управлением мобильными устройствами, а также защита личных и корпоративных данных в сообщениях электронной почты, контактах и другой информации. Устройства, подключенные к Exchange, можно сгруппировать в три основных семейства: Research in Motion (RIM) BlackBerry, Symbian и Windows Mobile. Многие пользователи BlackBerry подключаются к своим почтовым ящикам через BlackBerry Enterprise Server, который обслуживает соединение между Exchange и устройством через сетевой центр операций (NOC), управляемый провайдером связи. Хотя многие устройства с операционной системой Symbian подключаются к Exchange по протоколам IMAP4 или POP3, в марте 2005 г. компания Symbian купила у Microsoft лицензию на протокол ActiveSync, и в некоторых новых устройствах можно подключаться к Exchange с помощью ActiveSync. ActiveSync встроен в устройства Windows Mobile, которые используют клиентские и серверные программы для синхронизации между устройством и Exchange. На серверной стороне ActiveSync встроен в Exchange 2007 и Exchange 2003 SP2; для синхронизации электронной почты, календаря, заданий и контактов через зашифрованное соединение HTTP Secure (HTTPS) используется метод Over-The-Air (OTA).

Сегодня к Exchange можно подключить множество устройств. Каждое устройство может располагать собственным набором функций, в зависимости от модели устройства, версии операционной системы и приложений, предоставляемых поставщиком. Компании могут устанавливать корпоративные стандарты для мобильных устройств, но многие пользователи рассматривают эти устройства как личные инструменты и покупают собственные. В результате администраторам приходится подключать к Exchange устройства, о которых они никогда не слышали. Самостоятельный выбор устройств часто приводит к плохому качеству обслуживания, недовольству пользователей, повышению корпоративных затрат и низкому уровню безопасности. За исключением компаний, которые строго ограничивают выбор устройств, подключаемых к корпоративной сети, ситуация в ближайшее время вряд ли улучшится, поскольку аналитики прогнозируют разброс предпочтений между основными семействами мобильных устройств. Прогноз изменений доли рынка трех основных типов мобильных устройств приведен во врезке «Рынок мобильных устройств».

Продолжится активное развитие мобильных устройств, и можно ожидать значительного улучшения функций управления в моделях, которые появятся в 2009–2010 гг. Exchange 2007 располагает новой версией ActiveSync, которая обеспечивает успешную синхронизацию электронной почты, календаря и задач из почтовых ящиков пользователя с устройствами Windows Mobile, но окружающая инфраструктура управления слаба. Компания Microsoft вряд ли подготовит два конкурирующих продукта для управления устройствами Windows Mobile; со временем можно прогнозировать перевод управления мобильными устройствами предприятия на System Center Mobile Device Management Server (SCMDM). В этом случае функции управления, имеющиеся в Exchange, останутся ограниченными и будут действовать строго в рамках политик, необходимых для электронной почты.

Объединенные коммуникации

Для многих слова «объединенные коммуникации» (UC) означают интеграцию голосовой почты с Exchange. Эта идея не нова — такие поставщики, как Nortel, объединяли голосовую почту с Exchange еще в конце 90-х, но только для определенных офисных АТС и с дорогостоящим оборудованием. Идея объединенных коммуникаций привлекательна — возможность доступа к информации из многих источников унифицированным и удобным для конкретного устройства способом. Конечно, каждый, кто использовал Exchange Server 2007 Unified Messaging (UM), вряд ли захочет вернуться к традиционной системе голосовой почты.

Отличительная особенность сегодняшней ситуации — выход Microsoft на рынок с Exchange UM и новой версией Office Communications Server (OCS) в сочетании с решимостью компании Cisco извлечь выгоду из своего положения на рынке сетей и проникнуть в сферу приложений. Продукт Cisco Unity, который соединяет Exchange с голосовой почтой через Cisco Call Manager, — прямой конкурент Exchange UM. Компания Microsoft решает проблему интеграции голоса, данных и видео, встраивая эти функции в свои приложения. С одной стороны, Microsoft использует огромную базу установленных продуктов, снижая цену таких приложений, как UM, чтобы привлечь потребителей. С другой стороны, Cisco развивает базу сетевого оборудования и продуктов, чтобы дополнить их такими приложениями, как Unity, и форсирует переход от старых аналоговых офисных АТС к VoIP, открывая пользователям возможности объединенных коммуникаций. Обе компании говорят о сотрудничестве, но на самом деле им предстоит поединок за долю рынка. Компании Microsoft и Cisco адресуются к разным клиентам в общей потребительской базе: Microsoft обычно контактирует с группами, ответственными за развертывание таких приложений, как Exchange, а Cisco — с группами, обеспечивающими сетевую инфраструктуру и телефонные службы. Часто действия этих групп слабо согласованы, что может привести к трениям внутри компании. Но конкуренция обычно способствует прогрессу. Когда две крупные компании борются за первенство в области объединенных коммуникаций, можно ожидать улучшения компонентов и функциональности приложений, более тесной интеграции с существующими инфраструктурами, появления новых устройств (например, нового поколения VoIP-телефонов) и снижения цен.

Управление информацией

В базах данных пользователей, работавших некоторое время с Exchange, обычно скапливается избыточный объем электронной почты. В этих базах данных наверняка содержится ценная информация, которую не удается найти сразу, и, кроме того, иногда бывает необходимо обеспечить соответствие хранения информации законодательным актам. Компания Microsoft проектировала Exchange как сервер электронной почты, а не систему архивирования и восстановления данных, и, учитывая все более актуальные для компаний требования соответствия законодательным актам (от переносимости и отчетности документов медицинского страхования (HIPPA) до закона Сарбейнса-Оксли (SOX) и SEC 17-4a), в экосистеме Exchange идет активная работа по подготовке решений управления информацией.

Поиск оптимальных способов управления информацией в базах данных Exchange начался десять лет назад. Продукт Symantec Enterprise Vault зародился в 1997 г. как проект в компании Digital Equipment с целью перенести сообщения из Exchange в иерархическое хранилище типа Hierarchical Storage Management (HSM). В то время устройства памяти стоили дорого, а задача управления большой базой данных была слишком сложна для сервера (максимальный размер базы данных Exchange составлял 16 Гбайт). Со временем цены на память снизились, Exchange поддерживает огромные базы данных на 64-разрядных серверах, а служба Microsoft Volume Shadow Copy Service обеспечивает оперативные моментальные снимки для резервного копирования баз данных. Сегодня основная проблема — извлечение из Exchange информации для корпоративных целей, например, чтобы гарантировать соответствие законодательным актам. Благодаря широкому выбору продуктов у пользователей и компаний появляется возможность лучше управлять информацией. Например, компания ClearContext выпускает программы для интеллектуального упорядочения сообщений Outlook. Компании HP, Commvault, Mimosa Systems и CA предлагают продукты по извлечению продуктов из баз данных Exchange.

Новшество Exchange 2007 — контекстная индексация баз данных. В прошлом попытки реализовать аналогичную функциональность были неудачными, так как индексация отнимает слишком много системных ресурсов. Клиенты Outlook 2007, которые работают в режиме Exchange с кэшированием, используют Windows Desktop Search (WDS), чтобы инициировать подключения к PST-файлам из своего почтового ящика (см. экран). Текущая технология поиска обеспечивает индексацию метаданных, но не собственно содержимого голосовых и графических сообщений. Вероятно, проблема будет решена с увеличением объема инвестиций в исследования по новым технологиям поиска, когда появится возможность индексировать нетекстовую информацию.

Экран. Outlook 2007 и Windows Desktop Search

Можно ожидать увеличения общего объема электронной почты. Чтобы создать полную картину корпоративных данных, необходимо обеспечить поиск в репозиториях, отличных от почтовых ящиков, таких как порталы SharePoint, пространства групп и общие папки. Вероятно, Microsoft усовершенствует функции поиска и извлечения в Exchange и обеспечит более тесную связь с SharePoint (хотя бы только для того, чтобы устранить пробел при миграции общих папок), но вряд ли выйдет на рынок систем для обмена мгновенными сообщениями (IM).

Программы как службы

Основная задача Microsoft, как техническая, так и экономическая, — изменить способ лицензирования и применения программ пользователями, заменить закрытую систему, в которой пользователи контролируют операционную систему, сервер и клиентов, на систему, в которой они выбирают приложения, поставляемые через Internet. Уже существуют примеры успешной доставки приложений, в частности Salesforce.com. В предстоящие годы благодаря быстрому росту доступности сетей, наряду со снижением цен и новыми моделями программирования на основе Web, появятся реальные альтернативы классическому решению Windows+Exchange+Outlook для электронной почты предприятия.

Наиболее вероятный конкурент Microsoft в этой области — компания Google, которая уже делает необходимые инвестиции, проектируя комплекс программ с функциональностью, аналогичной Exchange. В настоящее время Gmail далек от совершенства, но все же этот комплекс лучше, чем были многие корпоративные системы электронной почты несколько лет назад. Среди его преимуществ — расширение функциональности с использованием модели быстрой разработки Google; со временем он станет более конкурентоспособным в борьбе против такого полнофункционального клиента, как Outlook. Компании Google, возможно, придется подготовить собственный API, сопоставимый с MAPI, так как возможности Internet-протоколов, таких как IMAP4, недостаточны для столь широких функций, которыми располагает Outlook.

Компания Google уже пропагандирует среди потребителей службу электронной почты через Internet. Первыми интерес к ней проявляют не крупные компании, а образовательные учреждения. Университеты привлекает единая годовая плата за электронную почту, календарь и обмен мгновенными сообщениями. Компании Google будет непросто проникнуть в корпоративный сектор, так как ИТ-специалисты непременно поднимут вопросы о безопасности, соответствии законодательным актам и управлении, на которые в настоящее время ответить сложно. Но со временем, приложив достаточные усилия, Google и другие поставщики, вероятно, смогут найти правильные ответы, чтобы удовлетворить нужды сначала малых и средних предприятий, а потом и корпораций. Компания Microsoft может ответить на эту угрозу расширением возможностей Microsoft Live до функционального и ценового равновесия с Google. Трудность заключается в том, чтобы разработать почтовую службу, не нанося ущерба установленной базе Exchange. Кроме того, компании необходимо найти удобный способ взаимодействия и сосуществования Exchange и любого будущего продукта электронной почты, чтобы потребители могли применять во всех или части подразделений одну из платформ или обе и перемещать данные и почтовые ящики между ними. Это чрезвычайно сложная задача, но, вероятно, самая важная для будущего Exchange в долгосрочной перспективе.

Время покажет

После 12 лет разработки компании Microsoft предстоит еще сделать многое, чтобы поддержать статус Exchange. Единственное, в чем можно быть уверенным, — технология будет со временем меняться; важно понимать причины изменений и их влияние на выбор потребителей. Несомненно, у группы разработки Exchange заготовлены неожиданные решения, которые станут приятным сюрпризом для потребителей, но я удивлюсь, если ее специалисты еще не работают над технологиями, описанными в данной статье.


Тони Редмонд (exchguru@windowitpro.com ) — редактор журнала Windows IT Pro, старший технический редактор Exchange & Outlook Administrator, вице-президент и главный технолог HP Services

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF