Основные продукты, составляющие платформу объединенных коммуникаций Unified communications (UC) компании Microsoft, — Microsoft Exchange Server 2007, Microsoft Office Communications Server (OCS) 2007, Microsoft Office Communicator, Microsoft Office OneNote, Microsoft Office Live Meeting и Microsoft Office RoundTable. Microsoft Office Communicator — основное клиентское приложение для Microsoft Office Communications Server (OCS) 2007. Microsoft Exchange Server 2007 — центральная программа обработки сообщений и календарного планирования платформы UC.

Компания Microsoft активно пропагандирует семейство продуктов, в которых реализована стратегия объединенных коммуникаций. В январе 2006 г. разработчики свели в одно целое группу продуктов Exchange с группой Real-Time Communications (RTC), сформировав группу Unified Communications Group (UCG). Сегодня группе UCG принадлежат Exchange (и связанные с ним продукты, такие как семейство Exchange Hosted Services), Microsoft Office Live Communications Server (LCS) 2005 и Microsoft Office Communications Server (OCS) 2007. Слияние свидетельствует о том, что Microsoft строит модель, в которой Exchange, OCS и другие продукты для коллективной работы и коммуникаций позиционируются как часть единой платформы. По мере внедрения UC обязанности специалистов по Microsoft Exchange могут расшириться и охватывать не только Exchange, но и такие области, как IP-телефония и совместная работа. Поэтому развитие UC вызывает немалый интерес. После выпуска Microsoft Exchange Server 2007 пришла пора проанализировать стратегию объединенных коммуникаций Microsoft.

Основы объединения

Большинство коммуникационных методов относится к одной из двух категорий: асинхронные методы, в которых отправка сообщений отделена от их приема, и синхронные методы, в которых отправленные и принятые сообщения объединены. Электронная почта принципиально асинхронна: если кто-то посылает мне почтовое сообщение, я получаю его спустя некоторое время, а мой ответ приходит автору первого письма еще позже. При использовании синхронных методов, таких как обмен мгновенными сообщениями (IM), и голосовой связи предполагается, что все участники разговора в той или иной степени участвуют в процессе одновременно. Между двумя категориями есть существенные различия и обычно для работы с ними применяются разные приложения и средства.

Методы связи можно классифицировать по пропускной способности канала связи между участниками: на первом месте — личные встречи; следом идут голосовые и видеосеансы, затем обмен мгновенно передаваемыми текстовыми сообщениями и, наконец, электронная почта. Электронная почта и мгновенный обмен текстовыми сообщениями находятся на нижних ступенях, как наименее интерактивные методы с наименьшим количеством дополнительной информации, помимо непосредственно введенной в сообщение. Нам часто приходится переключаться между методами связи; например, один из участников IM-переговоров может попросить другого участника позвонить ему по телефону. В компании Microsoft такие переходы называются повышением уровня (escalation), и это важная составная часть стратегии UC.

Цель стратегии UC — объединить синхронные и асинхронные методы связи в едином наборе доступных инструментов. Благодаря высокому уровню контекстной интеграции пользователи могут менять способ связи, не переключаясь между приложениями или инструментами, что позволяет быстрее интегрировать связь с производственной деятельностью.

Кроме того, UC определяет способы соединения различных типов данных. Microsoft Office Outlook был одним из первых широко применяемых клиентов, в котором объединены электронная почта, календари, контакты и задачи. Группа Office продолжает увеличивать число типов данных, совместимых с Outlook, в том числе ключевые индикаторы производительности, RSS-каналы и содержимое рабочих пространств Microsoft SharePoint. Группа Microsoft Office OneNote также развивает свой продукт, который становится основным клиентом Microsoft для неструктурированной информации. Цель компании — централизованный доступ ко многим типам данных через небольшое число мощных пользовательских приложений.

Компоненты UC

Семейство продуктов UC компании Microsoft состоит из нескольких инструментов, приложений и серверов. Рассмотрим некоторые компоненты платформы UC.

Exchange 2007. Exchange 2007 остается центральным компонентом обработки сообщений и календарного планирования платформы UC. Это основное средство асинхронной связи. Новая серверная роль единой системы обмена сообщениями (UM) позволяет записывать сообщения голосовой почты на телефоне и доставлять их (наряду с входящими факсами) в почтовый ящик «Входящие».

OCS 2007. OCS 2007 заменяет LCS 2005 и обеспечивает связь в реальном времени с обменом мгновенными сообщениями в форме текста, речи и видео. В OCS 2007 также реализованы многие функции телефонии, свойственные автономным корпоративным АТС, в том числе управления и маршрутизации вызовов.

Microsoft Office Communicator 2007. Communicator 2007 — основное клиентское приложение для OCS 2007, выполняемое на компьютерах Windows. Существуют и другие клиенты OCS 2007, например Communicator Mobile для устройств Windows Mobile, Microsoft Messenger для Mac OS X и Communicator Web Access, но они не обладают всем набором функций Communicator. Communicator 2007 играет роль конечной точки VoIP и позволяет звонить и принимать вызовы с компьютера. Communicator также располагает интерфейсом для доступа к функциям корпоративной АТС, реализованным в OCS 2007. Например, можно перенаправить входящий вызов с настольного компьютера на сотовый телефон, домашний телефон или систему голосовой почты.

Microsoft Office Live Meeting. Live Meeting остается решением Microsoft для совещаний и конференций, обслуживаемых независимым поставщиком услуг. Серверный компонент OCS 2007 обеспечивает основную часть функциональности Live Meeting, если служба совещаний со сторонним поставщиком не соответствует потребностям компании.

Microsoft Office RoundTable. Office RoundTable представляет собой размещаемую на штативе камеру, которая выдает круговое панорамное изображение 3000x480 пикселов. С помощью интеллектуальных программных алгоритмов картина делится на одновременно записанные изображения нескольких участников. Камера дополнена набором микрофонов, которые подавляют шум и эхо и выдают аудиопоток для каждого активного участника. Office RoundTable автоматически переключается на выступающего, как только очередной участник начинает говорить. При использовании совместно с Live Meeting или OCS 2007 Office RoundTable создает впечатление реальной встречи, в отличие от традиционных конференций с одной Web-камерой.

Естественно, все эти продукты тесно интегрированы. Для полной интеграции необходимо расширить схему Active Directory. Например, Communicator извлекает из Exchange 2007 и Exchange 2003 информацию об отсутствии сотрудников в офисе, поэтому, если кто-то звонит сотруднику и тот перенаправляет вызов в систему голосовой почты, Exchange 2007 может ответить на звонок, записать сообщение и доставить его в почтовый ящик «Входящие». Кроме того, компоненты взаимодействуют с другими продуктами Microsoft. Например, Microsoft Office Outlook 2007 и Outlook 2003 могут показать рядом с именами контактов значок, щелкнув по которому вы запускаете мгновенный обмен сообщениями, телефонный вызов или сеанс Live Meeting. Благодаря интеграции обеспечивается контекстуальный доступ к различным средствам, составляющий основу единой стратегии связи компании Microsoft. При этом компоненты можно развертывать независимо друг от друга.

Exchange 2007

Администраторы Exchange знакомы с функциями единого обмена сообщениями (UM) Exchange 2007, с помощью которых можно отвечать на входящие звонки, записывать голосовые послания и получать факсы из Exchange 2007. Сам продукт Exchange 2007 не выполняет функций телефонной системы; он интегрирован с корпоративными АТС, которые поддерживают протокол Session Initiation Protocol (SIP) over TCP. Совместимые АТС выпускают несколько ведущих поставщиков, в том числе Nortel, Mitel Networks и Siemens, а компании Dialogic и Audiocodes предоставляют шлюзы, через которые разнообразные АТС подключаются к Exchange 2007. Некоторые партнеры Microsoft выпускают продукты, интегрируемые с Exchange 2007 или Communicator, например Cisco Unified Communications Manager компании Cisco Systems.

Роль Exchange 2007 в стратегии UC многообразна. Как асинхронная система обмена сообщениями, Exchange располагает механизмом хранения и пересылки для доставки голосовой почты, извещений о пропущенных вызовах и других сообщений и уведомлений, относящихся к UC. Exchange 2007 также обеспечивает клиентский доступ к этим элементам, и пользователи могут получать голосовые сообщения и уведомления о пропущенных звонках на мобильное устройство через Microsoft Outlook Web Access (OWA), в Outlook или Microsoft Entourage или по телефону с помощью Outlook Voice Access. Такие клиентские приложения, как Communicator, получают доступ к информации «свободен/занят», «отсутствует в офисе» и контактным данным пользователя. Сообщения голосовой почты в Outlook 2007 и OWA 2007 обрабатываются как сообщения особого типа, хотя в других клиентах (в том числе в старых версиях Outlook, Windows Mobile 5.0 и Entourage) голосовые сообщения обрабатываются как вложенные WAV-файлы. Пользователи OCS 2007 могут организовать передачу сообщений по расписанию: вызовы по определенным номерам направляются в часы, обозначенные в календаре как рабочие.

Office Communications Server 2007

OCS 2007 радикально отличается от прежних продуктов Microsoft для обеспечения связи в реальном времени. Предшествующий продукт, LCS 2005, обеспечивал одно- или многоточечный обмен мгновенными сообщениями в сочетании с функциями дистанционного управления вызовами, с помощью которых совместимые клиенты осуществляли вызовы, отвечали на них и перенаправляли звонки, посылая команды в совместимую АТС. Процесс настройки дистанционного управления вызовами и интеграции АТС с LCS 2005 был довольно сложным. С появлением OCS 2007 основным методом связи становится OCS 2007, а не традиционные корпоративные АТС. Протокол VoIP обеспечивает значительно более широкую функциональность, чем обычные корпоративные АТС, так как Communicator играет роль конечной точки и доступная функциональность не зависит от конкретной модели корпоративной АТС.

В OCS 2007 появилось несколько новых и измененных серверных ролей. Среди них — роль Mediation, подразумевающая функции шлюза между реализацией VoIP в OCS 2007 и АТС предприятия, и новая роль периферийного сервера, которая обеспечивает контроль и фильтрацию на периметре, как это делают серверы Exchange 2007 Edge Transport. Периферийный сервер особенно важен, если требуется предоставить федеративный доступ внешним пользователям или дать пользователям возможность подключаться к OCS-серверам за брандмауэром без VPN. В OCS также появилась новая роль сервера конференций, которая располагает многими функциями Web-конференций, имеющимися в Live Meeting. Средства развертывания и управления OCS 2007 значительно усовершенствованы по сравнению с LCS благодаря переработанному графическому интерфейсу и усовершенствованному инструментарию для управления учетными данными пользователей, серверами и пулами серверов.

Как утверждают представители Microsoft, один сервер OCS 2007 Standard Edition должен обслуживать несколько тысяч пользователей IM, хотя компания еще не представила требований к масштабируемости для взаимодействующих голосовых систем. Во время написания статьи OCS 2007 был представлен общедоступной бета-версией, которую можно загрузить по адресу http://www.microsoft.com/technet/prodtechnol/beta/ocs/default.mspx . На моих тестах OCS 2007 успешно функционировал в виртуальной среде с Microsoft Virtual Server и 32-разрядной Windows.

Communicator 2007

В состав OCS 2007 входит переработанная версия Communicator Web Access, а обновленный клиент Communicator Mobile будет выпущен в 2007 г. Communicator 2007 по-прежнему играет роль конечного узла для обмена текстовыми мгновенными сообщениями, голосовыми и видеовызовами. Он дополнен следующими возможностями.

  • Можно организовать многосторонние видеовызовы без применения модулей расширения независимых поставщиков, как требовалось в LCS 2005 и Communicator 2005.
  • Communicator 2007 дополнен новым пассивным состоянием присутствия. В дополнение к двум вариантам («на связи» и «отсутствует») у пользователя появляется третье состояние — пассивное, что дает собеседникам более точное представление о доступности контактов.
  • OCS позволяет расширить доступный пользователям набор вариантов информации о присутствии; например, можно добавить режим En route presence для техников, выезжающих к заказчикам.
  • Если телефонный вызов или приглашение начать сеанс IM приходит, когда пользователь находится вдали от компьютера, в Outlook поступит уведомление о пропущенном вызове и разговоре.
  • В Outlook появилась новая папка Conversation History, в которой автоматически сохраняется журнал разговоров и конференций.
  • В ходе разговора или встречи можно делать заметки в программе OneNote.
  • Усовершенствовано управление прерываниями, и, пока пользователь находится в режиме «не беспокоить», все входящие вызовы автоматически переводятся в систему голосовой почты, хотя можно настроить Communicator 2007, чтобы получать уведомления о звонках определенных пользователей.
  • В интерфейсе пользователя Communicator 2007, переработанном в соответствии с обликом и поведением Windows Vista и Office 2007, гораздо проще настроить пересылку вызовов и ответы. Чтобы сэкономить место на экране, можно отключить некоторые элементы интерфейса Communicator.

Аппаратные средства UC

Один из наиболее впечатляющих компонентов стратегии UC реализуется партнерами Microsoft, такими как Polycom, LG-Nortel и Thomson. Эти компании, наряду с другими поставщиками телефонов, создают телефоны и другие подобные устройства, безупречно совместимые с OCS 2007. Цель инициативы, именуемой Communicator Phone Experience, — реализовать непосредственно в телефонах интеллектуальные функции управления информацией о присутствии и контактами, предоставляемые программой Communicator пользователям компьютеров. Microsoft работает и над новым типом оборудования, ResponsePoint, но эти устройства не будут работать с OCS 2007 (дополнительную информацию можно найти во врезке «Response Point: удачный ход Microsoft»). Сроки выпуска и цены устройств компания пока не объявила.

Стратегия UC

Стратегия UC состоит из многих компонентов, но очевидно, что компания намерена предоставить всеобъемлющее решение, в котором в небольшом числе клиентов (в основном Outlook и Communicator) безупречно сочетаются функции электронной почты, голосовой почты, голосовых и видеоконференций, обмена факсами и мгновенно передаваемыми текстовыми сообщениями. Некоторые компоненты платформы UC можно развернуть независимо, поэтому пользователи могут экспериментировать с различными архитектурами в поисках оптимальной для себя конфигурации.


Поль Робишо - Главный инженер компании 3sharp, имеет сертификаты MCSE и звание Exchange MVP. Автор нескольких книг, в том числе The Exchange Server Cookbook (Издательство O’Reilly and Associates), и создатель Web-узла http://www.exchangefaq.org .
troubleshooter@robichaux.net  

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF