В этом номере мы продолжаем рассказ о продуктах, которым были посвящены доклады конференции «Microsoft Forefront & Microsoft System Center — поднимитесь на новую высоту». Честно говоря, представленный план доклада Артура Гаффанова меня несколько озадачил — ведь даже на простое перечисление возможностей такого обширного семейства продуктов должно было бы уйти не меньше часа. Видимо, докладчик осознавал сложность поставленной задачи, поэтому старался рассказать о продуктах семейства System Center, максимально привязываясь к содержимому демонстрируемых слайдов.

Итак, Microsoft пришла к собственной модели оптимизации инфраструктуры на основании множества выполненных проектов у заказчиков. На основе проектов были выявлены потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в организациях, и в результате разработана модель, согласно которой инфраструктуру каждой организации можно разделить на четыре уровня: базовый, стандартизированный, усовершенствованный и динамический. Чем выше уровень развития инфраструктуры заказчика, тем быстрее ИТ-службы организации реагируют на всевозможные запросы.

Артур Гаффанов не обошел стороной вопрос, повторяющийся в каждом докладе, — почему запуск Forefront и System Center происходит одновременно? С одной стороны, Forefront обеспечивает защиту рабочих станций, серверов приложений, сетевого периметра и удаленного доступа, с другой — System Center позволяет управлять изменениями конфигурации, обеспечивать резервное копирование, управлять виртуальными платформами, консолидировать серверы, и выполнять мониторинг систем. Преимущество одновременного запуска Forefront и System Center состоит в интеграции этих двух семейств продуктов Microsoft: единая платформа, единая структура управления значительно упрощают работу ИТ-службы. Последняя начинает функционировать с большей отдачей для бизнеса, она становится прибыльной.

System Center Capacity Planner

Это инструмент моделирования емкости проектируемых систем и оценки производительности внедряемых продуктов. Capacity Planner помогает произвести оценку при планировании развертывания Microsoft Exchange Server 2007 и System Center Operations Manager 2007. Анализ основан на опыте развертывания этих систем с привлечением базы практических знаний, полученных в ходе работ над проектами. Механизм моделирования и анализа разработан Microsoft Research.

В Capacity Planner встроена модель Exchange 2007 и Operations Manager, а также анализатор, база знаний названных продуктов и модель устройств. Вы представляете план развертывания продукта — допустим, Exchange 2007, описываете структуру сети и ее пропускную способность, количество пользователей и т.д. Вся информация вводится в Capacity Planner, и на выходе вы получаете оптимальную конфигурацию, адекватную заданным условиям работы, а также расчет загрузки серверов.

System Center Configuration Manager

Особо следует отметить, что в Configuration Manager появились возможности, которые в предыдущей версии SMS 2003 были представлены специальными сервисными расширениями, выпускаемыми время от времени Microsoft. Кроме того, были добавлены новые функции — развертывание образов операционных систем, управление мобильными устройствами и управление гетерогенными системами. Текущее состояние продукта: System Center Configuration Manager Release Candidate.

System Center Operations Manager 2007

Программное обеспечение для организации системы мониторинга инфраструктуры ИТ на предприятии. К ключевым особенностям Operations Manager 2007 следует отнести полный контроль работы служб, в том числе проактивный мониторинг, использование базы знаний от серверных подразделений Microsoft, от клиентов и приложений. Цель очевидна — ускорить решение проблем, реализовать ролевой подход к управлению и улучшить масштабируемость.

Текущее состояние продукта: выпущен, версия Evaluation доступна уже сейчас, ее можно скачать с сайта Microsoft. Предусмотрена возможность доработки Evaluation-версии до полнофункциональной версии.

System Center Essentials 2007

Этот продукт разработан специально для предприятий среднего бизнеса, то есть для компаний с количеством серверов до 30 и до 500 рабочих станций. В Center Essentials частично встроена функциональность Operations Manager и Configuration Manager. Продукт выгодно отличается от своих «собратьев» простотой в установке и упрощенным унифицированным интерфейсом управления. Предусмотрена возможность базовой инвентаризации, распространения обновлений через интеграцию с WSUS 3.0 и т. д.

Текущее состояние продукта: выпущен, версия Evaluation доступна на сайте Microsoft. О начале поставок готового продукта Microsoft обещает сообщить позднее.

System Center Virtual Machine Manager

Этот продукт представляет собой средство централизованного управления виртуальными серверами предприятия. System Center Virtual Machine Manager был разработан в ответ на возрастающий интерес к виртуализации. Особое внимание специалисты Microsoft уделили максимальному использованию существующих инвестиций клиента в физические управляющие решения: расширению возможностей использования имеющихся средств управления системами, где только это возможно; предоставлению лучшей в своем классе поддержки для консолидации на основе виртуальных машин; обеспечению быстрой подготовки к работе и передаче полномочий по управлению задачами; использованию мастеров и других средств для упрощения задач виртуализации.

Сейчас доступна бета-версия продукта, окончательный релиз ожидается в 2008 году.

System Center Data Protection Manager v.2

Это программное обеспечение для резервного копирования и восстановления данных. Особенностью продукта является практически постоянная защита файлов благодаря наличию агента DPM, запущенного на файловых серверах, который передает на сервер DPM изменения на уровне байтов; большому количеству запланированных моментальных снимков — соответственно точек восстановления — в день, а также благодаря возможности быстрого восстановления данных с накопительного диска.

Вторая версия DPM позволяет выполнять резервное копирование файловых серверов при помощи механизма VSS, серверов Exchange, SQL и серверов SharePoint. В версию DPM v.2 добавлена поддержка кластеров. В отличие от предыдущей версии DPM 2006, помимо резервирования на диск, DPM v.2 позволяет писать архивы на ленты.

Текущее состояние продукта: вторая бета-версия доступна для ознакомления начиная с мая этого года. Появление продукта на рынке ожидается во второй половине 2007 г.

System Center Service Manager 2007 7981

Эта система позволяет реализовать службу поддержки, HelpDesk, на базе технологий Microsoft. Иными словами, это управление активами, инцидентами и проблемами. Кроме того, Service Manager поддерживает совместную работу пользователей и управление изменениями. Все запросы от HelpDesk поступают в единую систему, где осуществляется хранение и пополнение базы знаний. В Service Manager реализованы встроенные функции подготовки отчетов.

Стоит отметить, что работа Service Manager опирается на поддержку продуктов Microsoft, которые зарекомендовали себя как вполне надежное программное обеспечение, — Office SharePoint Server 2007, Office Forms Server 2007, SQL Server 2005, Windows Workflow Foundation и SDM.

Релиз-кандидат Service Manager ожидается во второй половине 2007 г., а появление готового продукта — во второй половине 2008 г.

System Center Reporting Manager 2006

Данный продукт представляет собой хранилище данных и систему отчетов для SMS 2003. Он позволяет консолидировать данные SMS, AD и MOM; дает возможность руководству ИТ-подразделений оперативно выполнять и поддерживать корпоративную стратегию компании в области ИТ-услуг, улучшать качество ИТ-поддержки и гибко управлять ресурсами ИТ.

В заключение Артур Гаффанов представил план развития продуктов семейства System Center. На сегодня полностью готовы только два продукта — System Center Operations Manager и System Center Essentials 2007. Остальные продукты находятся на стадии предварительных версий.


Олег Лохин - внештатный корреспондент журнала Windows IT Pro/RE