Что, вам еще не представилось случая оценить возможности цифрового медиа, многопользовательских видеоигр и VoIP? Все меняется, и очень скоро и вы будете этим пользоваться. Почему? Дело в том, что никто не внедряет технологию ради самой технологии. Как недавно напомнила мне моя супруга, «Apple MacBook — не игрушка, а инструмент». Ну, положим, MacBook действительно игрушка. Но игрушка благодаря тому, что она может делать. Точно так же и домашняя сеть — вещь очень интересная благодаря своим возможностям. Рассмотрим это подробнее.

Цифровое медиа

Возможно, кто-то не догадывается, что рынок персональных компьютеров уже сейчас растет за счет рынка цифрового медиа. Потребители скупают цифровые камеры рекордными темпами, а потом сохраняют свои записи для долговременного хранения. Мало того, продажи мобильных телефонов и смартфонов с цифровыми камерами значительно превышают продажи и цифровых, и традиционных камер. Скоро почти у всех будет мобильный телефон с мгновенной записью и возможностью сохранения изображения на небольшое устройство, которое будет всегда под рукой.

 Мы все больше и больше погружаемся в мир цифровой музыки. Хотя большинство людей все еще нелегально скачивают из Internet или копируют музыку, пополнение их музыкальных коллекций на компьютерах сейчас, подобно сканированию фотографий с бумаги на персональный компьютере, процесс медленный и трудоемкий. Со временем мы все чаще будем обращаться к легитимным службам загрузки музыки типа iTunes. Рынок цифровой музыки в прошлом году дал 400 млн. долл., аналитики же прогнозируют, что к 2011 году этот показатель достигнет 14 млрд.

А что же с видео? Службы онлайн-видео все еще в поисках большого пути, но многие уже занялись делом. Уже можно легально загружать фильмы, а тут еще Apple сообщает о запуске собственной службы проката и продажи фильмов через iTunes. Думаю, все согласятся с тем, что Apple готова покинуть этот отживающий свой век рынок компьютеров.

Так что вы будете делать со всем этим цифровым контентом, который генерируете и получаете? Складывать в компьютер удобно, но пользоваться этим контентом вместе с другими с помощью домашних сетей — еще лучше. Приложения Windows Media Player (WMP) 10 и iTunes позволят легко передавать цифровой контент с компьютера на компьютер, а устройства TiVo и Media Center PC, работающие под Windows XP Media Center Edition, позволят просматривать этот контент в гостиной на самом большом телевизионном экране или воспроизводить на лучшей стереосистеме. Вот куда мы идем.

Многие обращаются к медиасерверам, которые сами по себе имеют сетевую природу. Но сложность процедур установки и снижение стоимости хранения открывают новые возможности как для производителей аппаратуры, так и для любителей цифрового медиа: устройства Network Attached Storage (NAS). Вместо хранения цифровых медиафайлов на жестких дисках все это имеет смысл поместить в специальный компьютер; можно купить устройство с одним или несколькими жесткими дисками с сетевым интерфейсом и в любое время получать доступ к нему с любого устройства или компьютера. Сетевое хранилище NAS, конечно, со временем станет более доступным, но и на сегодня цена NAS вполне разумна. А управлять этим устройством намного проще, чем настоящим медиасервером.

Видеоигры

Вы не любите видеоигры? Что ж, может быть, и вы перемените свое отношение к ним. Хотя видеоигры, например комиксы, имеют преимущественно молодежную аудиторию, рынок видеоигр уже получает в год больше денег, чем киноиндустрия, причем эта тенденция только набирает силу. Причина данного явления заключается в том, что рынок начинает втягивать в свою орбиту и нетрадиционных игроков — играми начинают интересоваться не только подростки, но и взрослые, женщины и девушки, а также бабушки и дедушки. Только играют они в другие игры. Здесь не стреляют и не гоняются за адреналином и нет действий, с которыми обычно ассоциируется видеоигра.

Лучший пример этого направления — игра Microsoft Xbox 360 и служба Xbox Live. Действительно, игры Xbox 360 представляют собой самые реалистические (и самые неправильные) видеоигры из всех созданных игр. Компания Microsoft к тому же с помощью своей службы Xbox Live предлагает «умные» игры Xbox Live Arcade типа Zuma, Bejeweled 2, Frogger и Hexic HD. Все эти игры очень дешевые (как правило, не дороже 5 долл.), они пользуются популярностью у дам, которые обычно не играют в обычные игры, где стреляют и прыгают. Но такие игры тоже вызывают привыкание и требуют подключения к Internet.

Насколько популярно это предложение? Уже в первый год Microsoft зафиксировала более 50 млн.в загрузок — причем 8 млн. из них были из Xbox Live Arcade — через Xbox Live Marketplace, часть онлайн-хранилища Xbox Live. Почти на 65% всех консолей Xbox 360 играют в игры Xbox Live Arcade. А 60% всех владельцев Xbox 360 подключили свои машины к Xbox Live. Моя жена тоже пристрастилась к Zuma. При этом она относится к MacBook как к инструменту. Ну если уж она попалась в эти сети, то и другие никуда не денутся.

Итак, этот рынок только набирает силу благодаря постоянному успеху Xbox 360, выпуску PlayStation 3 компанией Sony в конце 2006 г. и даже ручным игровым устройствам типа PlayStation Portable (PSP) от Sony, которая предлагает беспроводные сетевые возможности для многих игроков (к сожалению, в устаревшем стандарте 802.11b).

Производительность

Все сказанное вас не впечатляет? Прекрасно. Давайте посмотрим, какой еще может быть прок от домашней сети. Устройства NAS, о которых говорилось выше, могут служить для хранения документов Microsoft Word, таблиц Microsoft Excel и других необходимых документов, например файлов цифрового медиа, а также для хранения информации с целью резервирования и восстановления. С сетевой поддержкой документов можно работать на ноутбуке, вне дома, причем перенос информации не будет вызывать затруднений.

Наконец, есть Voice over IP (VoIP). Трудно переоценить влияние этой технологии на обычный рынок телефонии. Весь огромный телефонный трафик можно провести через беспроводное подключение, не используя при этом обычную телефонную линию, причем можно осуществлять телефонные звонки откуда угодно в онлайн-режиме. Такие службы, как Skype или даже Windows Live Messenger, клиент мгновенного обмена сообщениями Microsoft (Instant Messaging, IM), позволят вести обычные телефонные переговоры без особых затрат. Отметим и Messenger: в США пользователи могут заплатить 1-3 цента за минуту независимо от пункта назначения (звонок во Францию, например, стоит даже меньше двух центов за минуту, а в Гану 1,7 цента).

Примечательно, что VoIP дает такое качество, которое обеспечивает ваше подключение. Вы не захотите пользоваться VoIP при соединении по телефонной линии, но любое широкополосное решение будет работать хорошо. А поскольку почти все пользователи VoIP имеют мобильные телефоны, появляется возможность сохранения информации в случае сбоев в работе. Глубоко убежден, что комбинация Internet-телефонии и мобильной связи одержит победу над услугами традиционной телефонии.

Удобнее, дешевле, быстрее

Домашние сети, как никогда прежде, удобны, дешевы и быстры, к тому же предоставляют море возможностей, в статье я упомянул лишь немногие из них. И очевидно, что возможности домашних сетей будут расти.

Поль Тюрро — редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски Windows IT Pro UPDATE, а также ежедневные выпуски новостей WinInfo. С ним можно связаться по адресу: hurott@win2000mag.com