В этот хэллоуин привидением, требующим выкуп у дверей центров ИТ, был глобальный аутсорсинг (или офшоринг, как принято говорить в Соединенных Штатах). Эта тема не присутствовала на первых страницах в последние несколько лет, но продолжает порождать полярные мнения. Глобальный аутсорсинг – зло или благо? Возможно, и то, и другое. Отбросим рекламные заявления и разберемся, какие последствия глобальный аутсорсинг может иметь для компании.

Исходные положения

Прежде чем перейти к обсуждению достоинств и недостатков глобального аутсорсинга, необходимо принять три аксиомы, составляющие основу разумной беседы на эту тему.

Аутсорсинг всегда являлся ключевым элементом ИТ. Информационные технологии, истоки которых лежат в обработке данных и финансах, всегда завязаны с внешними консультантами и компаниями–разработчиками программного и аппаратного обеспечения. Вы осуществляете аутсорсинг ИТ, когда покупаете готовое приложение, например, Microsoft Office, нанимаете консалтинговую фирму или пользуетесь услугами локальных администраторов. Аутсорсинг c компаниями из  удаленных регионов, таких как Индия, Китай и Малайзия, отличается незначительно.

Свободные рынки стремятся к эффективности. Бизнес на рынке товаров или услуг, которые считаются продуктами потребления (т.е. товаров или услуг, доступных повсеместно с незначительными различиями функций или качественных показателей) всегда ищет самый дешевый источник ресурсов. Свободные рынки стремятся к эффективности, а излишне затратное производство товара или услуги неэффективно. Предприятие, выбирающее неэффективный способ производства продукта или услуги – будь то обувь или ответ на запрос службы поддержки – если имеется экономически выгодная альтернатива, проигрывает более дальновидным конкурентам.

Этноцентризм и основанные на расовых различиях точки зрения не имеют значения для успеха бизнеса. В экономике, приобретающей все более глобальный характер, нельзя вести разумную дискуссию о целесообразности аутсорсинга ИТ, если аргументы основаны на национализме, этноцентризме или явном расизме.

Почему глобальный аутсорсинг – благо?

Существует три больших плюса глобального аутсорсинга. Глобальный аутсорсинг - благо, если позволяет предприятиям сэкономить затраты на рабочую силу, сформировать локальное присутствие в развивающейся экономике или обеспечить бизнес-службы, которые невозможно реализовать иным способом.

Меньшая плата за квалифицированную работу. Если ваша компания может платить сотруднику A 30 долларов в час, а сотруднику B – 10 долларов в час за одну и ту же работу, кого вы пригласите? Большинство компаний выберут более дешевый вариант, конечно, при условии, что качество работы будет одинаковым. Если добавить сэкономленную на заработной плате сумму к средствам, сэкономленным на других видах компенсационных выплат, например, связанных со страхованием здоровья и пенсиями, разрыв становится еще больше.

Основываясь на подобных расчетах, руководители предприятий считают глобальный аутсорсинг благом. Еще больше, чем снижение затрат на рабочую силу, руководителям нравится то, что предприятие может зачесть сэкономленные суммы в счет своей прибыли, использовать дополнительные средства для финансирования стратегических проектов или вновь инвестировать их в компанию.

Инвестирование развивающихся рынков. Население Индии и Китая вместе составляет более трети мирового населения. Ввиду быстрого развития экономики обеих стран, смягчения правил торговли и проезда, Индия и Китай открывают огромные возможности для расширения рынка.

Участие в развитии этих рынков и формирование своего локального присутствия как работодателя в этих странах – долгосрочные стратегические маневры. Формирование своего присутствия за морем, критически важное для крупных компаний, часто имеет не меньшее значение и для малых и средних предприятий, не планирующих глобального расширения.

Умение вести бизнес в условиях чужих культур, правовых систем и географических особенностей играет важную роль
Умение вести бизнес в условиях чужих культур, правовых систем и географических особенностей будет играть все более важную роль по мере усиления позиций государств с развивающейся экономикой.

 

Расширение бизнес-служб. Учитывая разницу во времени, расширение таких услуг, как телефонная и Internet-связь  с другими частями света, позволит вашей организации увеличить продолжительность технической поддержки и обслуживания клиентов. А это, в свою очередь, поможет убедить клиентов предпочесть именно вашу компанию.

 

Почему глобальный аутсорсинг – зло?

 

Но глобальный аутсорсинг порой оказывается “волком в овечьей шкуре”. Он может выглядеть привлекательно на бумаге, но в реальности создать множество проблем для организации. Этому способствуют три аспекта.

 

TANSTAAFL. Любимая аббревиатура всякого экономиста, означающая «There ain’t no such thing as a free lunch» (“бесплатный сыр бывает только в мышеловке”), применима и к глобальному аутсорсингу. Деньги за трафик, телекоммуникации и переезды не растут на деревьях, а если учесть стоимость услуг консультантов по офшорингу, специализированных юристов и дополнительное вознаграждение для руководителей, перемещаемых за море, вся предполагаемая экономия может сойти на нет. Снижение затрат на рабочую силу выглядит заманчиво, но множество скрытых расходов может оказаться неприятным сюрпризом, если не провести тщательный анализ.

 

Сложности взаимодействия. Взаимодействовать сложно, даже когда люди живут под одной крышей и говорят на одном языке. А уж как трудно бывает, когда есть языковой барьер, люди разделены несколькими часовыми поясами, воспитаны в разных культурах и имеют разное мировоззрение. С точки зрения простоты взаимодействия, осуществить перемещение рабочих мест за море не так легко, как поручить работу консалтинговой фирме, находящейся в вашем городе. Компаниям, не подготовленным к различию культур, придется трудновато.

 

Не все задачи, решаемые с помощью ИТ, являются предметом потребления. Как известно, если товар или услуга являются предметом потребления, эффективность бизнеса напрямую зависит от цены. Однако не все работы, осуществляемые с использованием ИТ, являются предметом потребления. Техническая поддержка, принятие заказов и обслуживание клиентов могут выполняться практически везде, тогда как разработку программного обеспечения, создание контента и научно-исследовательские разработки не всегда легко осуществить посредством офшоринга. Не следует полагать, что всякую работу, выполняемую с использованием ИТ, можно переместить в другие страны.

 

Так зло или благо?

 

Существует достаточно преимуществ, позволяющих рассматривать глобальный аутсорсинг как благо, если его организация осуществляется продуманно и квалифицированно. Ни аутсорсинг, ни офшоринг не могут служить оправданием плохого руководства или пренебрежения ответственностью. Если ваша работа рассматривается как кандидат для аутсорсинга или перемещения за море, мало что можно сказать, чтобы убедить вас, что глобальный аутсорсинг – это не всегда зло.

 

Президент США Джордж Буш в 2004 г. сказал о перемещении рабочих мест за пределы Соединенных Штатов следующее: “Цифры хороши, но меня волнуют не цифры. Меня волнуют люди”. Лучший способ остаться в стороне от тенденции перемещения рабочих мест – обеспечить своему работодателю уровень качества и эффективности, недостижимый для других стран.

 

Бен Смит (bensmi@microsoft.com) – специалист по вопросам стратегии безопасности в компании Microsoft, занимается исследованием методов повышения уровня информационной безопасности в организациях за счет совершенствования технологий управления и измерения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями