Зная собственные нужды, проще выбрать наиболее подходящий продукт

Специалисты, в обязанности которых входит управление серверами Microsoft Exchange, хорошо знают, что понятие «управление» охватывает многочисленные задачи в нескольких областях: сетевой инфраструктуре, Active Directory (AD), почтовых службах и почтовой базе данных. Многие администраторы Exchange нуждаются во вспомогательных программных инструментах, чтобы согласовать работу во всех этих областях и собрать необходимую информацию для прогнозирования потенциальных проблем (например, нехватка места для хранения почтовых сообщений), и диагностики неполадок. Microsoft предоставляет обширный набор бесплатных загружаемых инструментов, таких как Microsoft Exchange Best Practices Analyzer и Microsoft Exchange Server Mailbox Merge Wizard, которые можно найти по адресу http://www.microsoft.com/technet/prodtechnol/exchange/ downloads/2003/tools.mspx. Но в организациях с несколькими серверами Exchange или числом пользователей электронной почты, превышающим несколько десятков, стоит задействовать более мощные продукты управления Exchange.

Спектр решений

В данном обзоре рассмотрены программные продукты, которые выполняют такие функции управления серверами Exchange, как мониторинг Exchange Server (например, отслеживание ошибок при отправке сообщений, размеров почтовых ящиков, статистики почтового трафика и емкости диска); диагностика проблем, отражающихся на производительности; подготовка отчетов, в частности статистики и тенденций изменения производительности. В обзоре не представлены провайдеры управляемых и хост-служб; продукты управления хранилищами персональных папок; инструменты, выполняющие в основном функции хранения почтовых сообщений, такие как архивирование, управление хранилищами и почтовыми ящиками; специализированные устройства.

Перечисленные в статье продукты делятся на несколько основных категорий. Первая категория состоит из универсальных продуктов управления Exchange, которые отслеживают широкий спектр параметров состояния Exchange, в том числе коэффициент использования и активность процессов Exchange и многие характеристики производительности. Такие продукты обычно обеспечивают переадресацию проблем администратору более высокого уровня (с помощью политик, которые определяют последовательность действий, пока неполадки не устранены). Компонент управления Exchange этих продуктов часто входит в состав более крупного средства управления системой — например, Microsoft Exchange Server 2003 Management Pack for Microsoft Operations Manager (MOM) 2005.

Решения второй категории располагают лишь подмножеством функций Exchange, реализованных в исчерпывающих продуктах управления, при значительно более низкой цене. В эту категорию вошли такие решения, как BMC Performance Manager for Microsoft Exchange Servers компании BMC Software и NimBUS for Microsoft Exchange Monitoring компании Nimsoft. Эти продукты обычно позволяют передать проблему администратору более высокого уровня.

И наконец, существуют продукты, выполняющие несколько специальных функций, например PROMODAG Reports for Microsoft Exchange Server, который выдает огромное число разнообразных отчетов об использовании ресурсов сервера Exchange и Quest MessageStats компании Quest Software, который отслеживает и сообщает о сотнях параметров Exchange, связанных с почтовым трафиком, размером сообщений и другими аспектами организации Exchange.

Фактически отдельную категорию представляет собой продукт Zenprise. Он контролирует организацию Exchange путем анализа Exchange и связанных с ним компонентов (например, AD, сервер DNS). Программа Zenprise сравнивает полученные результаты с обширной базой данных симптомов, чтобы обнаружить неполадки в работе электронной почты, и рекомендует решение на основе базы знаний, содержащей статьи Microsoft Knowledge Base, информацию от экспертов Exchange и из других источников. Zenprise интегрирован с такими продуктами, как MOM и Unicenter компании CA.

Критерии выбора

При выборе продукта управления Exchange необходимо принять во внимание тип задач, которые предстоит решать с помощью программы. Должен ли продукт только сообщать о проблемах или пытаться решить их? Насколько развитыми должны быть функции диагностики? Если требуется в основном отслеживать состояние и размер баз данных Exchange, то следует обратить внимание на специализированные продукты для решения этих задач. Если необходимо управлять большой организацией Exchange, которая является составной частью более крупной сети Windows, то область выбора ограничивается универсальными продуктами управления, которые отслеживают множество разнообразных параметров, в том числе статистику отправляемых/принимаемых сообщений, размер почтовых ящиков и почтовый трафик. Если потребности занимают промежуточное положение между двумя крайностями, то оптимальным выбором будет продукт, функциональность которого во многом совпадает с передовыми решениями, но по более доступной цене.

Выбранный продукт должен обеспечить достижение основной цели любого продукта управления Exchange — снижать до минимума простои электронной почты.

Энн Грабб - Старший редактор Windows IT Pro и SQL Server Magazine agrubb@windowsitpro.com


Таблица