Рассмотрим варианты

Своевременность — ключ к успеху в любом деле, это касается и решения вопроса об обновлении среды Exchange Server. Многие организации, которые сопротивлялись переходу на Exchange Server 2003, пересматривают свое решение после окончания основного срока поддержки Exchange 2000 Server и продленного периода поддержки Exchange Server 5.5. Но впереди нас ожидает выпуск очередной версии Exchange с условным названием Exchange 2007. Будут ли затраты времени и средств на миграцию компенсированы преимуществами Exchange 2003 Service Pack 2 (SP2)? Рассмотрим перспективы, открывающиеся перед потребителем.

«За» и «против»

Компания Microsoft использует два термина для описания переходов между различными версиями Exchange. Миграция — процесс перехода с Exchange 5.5 на Exchange 2003 или Exchange 2000. Модернизация — процесс перехода с Exchange 2000 на Exchange 2003, это сравнительно простая процедура. В данной статье я намерен строго придерживаться приведенных выше определений, не смешивая два термина. Существенное различие между этими процессами связано с изменениями, которые необходимо внести в базовую операционную систему и архитектуру службы каталога.

У организаций, работающих с Exchange 2000 или Exchange 5.5, есть три варианта перехода к новым версиям Exchange. Один из них — продолжать использовать любой имеющийся продукт до выхода Exchange 2007 (скорее всего, это произойдет в первой половине 2007 г.). Таким образом удастся на некоторое время избежать затрат на приобретение нового программного обеспечения; однако придется приобрести 64-разрядные аппаратные средства для Exchange 2007 — установленное на предприятии оборудование может не соответствовать этому критерию — и примириться с ограниченной поддержкой. Варианты поддержки, предоставляемые компанией Microsoft, разъясняются во врезке «Особенности поддержки». Если среда предприятия стабильна, эти ограничения могут быть несущественны. Но что делать, если по какой-то причине работа Exchange нарушается? В производственных системах электронной почты всегда полезно заручиться дополнительной поддержкой. Следует тщательно взвесить возможности устранения серьезных проблем без помощи Microsoft и готовность руководителей предприятия при необходимости оплатить специальные услуги.

Второй вариант — переход на Exchange 2003 немедленно или в самом ближайшем будущем. В этом случае предприятие переходит на стабильную, обслуживаемую платформу, основная фаза поддержки которой продлится еще несколько лет, и не придется ждать выхода Exchange 2007. Немедленный переход может нарушить существующую среду, особенно в отсутствие Active Directory (AD), но в результате могут появиться возможности для изменений в соответствии с оптимальными методами эксплуатации Exchange и AD. Эти методы существенно изменились за 6 лет после выхода Exchange 2000. Следует помнить, что таким образом можно выиграть время, но в конце концов период эксплуатации Exchange 2003 завершится, и предприятие окажется перед той же задачей.

Третий вариант, который выходит за рамки данной статьи, заключается в переходе на другую систему обработки сообщений. Некоторые компании полагают, что переход на другую систему расширяет функциональность, но на сегодня ни одна другая платформа не располагает функциями и преимуществами, сопоставимыми с Exchange 2003, особенно если учесть интеграцию между Outlook, Exchange, Microsoft SharePoint Portal Server и Microsoft Office Live Communications Server 2003. Следует принять во внимание еще один фактор, не упомянутый выше, — роль программы Microsoft Software Assurance (SA). Сущность SA проста: при приобретении подписки SA лицензионные выплаты распределяются на трехлетний период. Если в течение трехлетнего срока появляются новые версии приобретенного продукта, потребитель получает их бесплатно. В некоторых случаях это выгодно, в других — не очень. Однако после того, как был объявлен временной диапазон выпуска Exchange 2007, каждый покупатель Exchange 2003 с лицензией SA должен получить Exchange 2007 после выхода этого продукта. Вероятно, то же самое будет верно для следующего выпуска Windows Server с условным названием Longhorn Server, если приобрести Windows Server 2003 для новой реализации Exchange сейчас.

Миграция с Exchange 5.5

Меня всегда удивляют сомнения относительно перехода с Exchange 5.5 на новую версию, если учесть, что администраторы Exchange осваивали тонкости миграции почти 6 лет. Процесс переноса почтовых ящиков и данных каталогов из Exchange 5.5 в Exchange 2000 или Exchange 2003 к настоящему времени хорошо освоен. Компания Microsoft предоставляет обширную документацию по данному процессу; практическое решение задачи значительно облегчается благодаря инструментам миграции независимых поставщиков, таких как Quest Software; существует множество статей, руководств, Web-журналов и других полезных ресурсов. С другой стороны, организации, которые до сих пор используют Exchange 5.5, вероятно, находят веские доводы против миграции.

Затраты — одна из причин, препятствующих миграции. Трудно оправдать расходы на модернизацию работающего решения. Однако «работающий» в данном контексте — не совсем точная характеристика.

Exchange 2003 располагает множеством преимуществ перед Exchange 5.5 с точки зрения масштабируемости, безопасности и функциональности. Например, возможность восстановить данные в Recovery Storage Group (RSG) без сервера восстановления компенсирует стоимость модернизации для многих организаций, как и встроенная поддержка беспроводного доступа к электронной почте, и значительно усовершенствованный интерфейс Microsoft Outlook Web Access (OWA). Более того, правильно спланированная и выполненная консолидация серверов может сократить затраты на обработку сообщений. Согласно опубликованному в 2004 г. отчету компании Ferris Research (http://www.microsoft.com/exchange/evaluation/ MigrateLowCost.mspx), затраты на миграцию с Exchange 5.5 на Exchange 2003 составляют менее 200 долл. на один почтовый ящик. Другая причина отложить миграцию — незнание AD. Действительно, переход с Exchange 5.5 и Windows NT 4.0 может быть сложным, особенно в организациях, которые не используют AD. Однако 1 января 2005 г. NT отошла в иной мир, и большинство организаций уже провели подготовительные мероприятия к переходу на AD. Те же, кто этого не сделал, подвергаются опасности, так как компания Microsoft более не выпускает исправления для системы безопасности NT (конечно, если не заключено специальное соглашение об обслуживании). В документации по безопасности, выпущенной компанией Microsoft, настоятельно не рекомендуется использовать NT в производственных сетях.

Еще одна причина отказа от миграции — нежелание менять исправно работающие компоненты. Руководители некоммерческих организаций, небольших государственных учреждений и школ часто полагают, что возможностей Exchange 5.5 для работы вполне достаточно, и их трудно убедить в целесообразности миграции, учитывая, что новые функции Exchange 2003, скорее всего, задействованы не будут. Однако таким организациям следует учитывать, что преимущества безопасности и стабильности для них так же важны, как для крупных предприятий. Компания Microsoft выпустила достаточно руководств и документов, чтобы снизить до минимума затраты на изучение процесса миграции и способов управления новой средой. Конечно, расходы повышаются из-за программных лицензий, и необходимо учесть затраты на обучение пользователей особенностям работы с новой версией Outlook. Однако если сопоставить потенциальную экономию от консолидации серверов и сайтов с затратами на миграцию, то выясняется, что миграция выгодна.

Процесс миграции выполняется в несколько этапов. В данной статье они не будут описаны подробно, поэтому рекомендую ознакомиться со статьями, перечисленными во врезке «Дополнительная литература». Компания Microsoft также выпустила обширную документацию (см. http://www.microsoft.com/technet/prodtechnol/ exchange/2003/upgrade.mspx) с описанием всех этапов.

Во-первых, необходимо установить и настроить Active Directory Connector (ADC) (если это еще не сделано), чтобы ADC мог скопировать данные каталога Exchange 5.5 в AD. Организации, в которых Exchange 5.5 функционирует под Windows 2000, скорее всего, уже сделали этот шаг.

Во-вторых, требуется составить план модернизации аппаратных средств. Аппаратные требования Exchange 5.5 по современным меркам скромны, но многим сайтам, по-прежнему использующим Exchange 5.5, пришлось обновить оборудование за время, прошедшее после выпуска Exchange 5.5 (особенно учитывая, что поставщики аппаратных средств постоянно снижают цены таких компонентов обеспечения высокой отказоустойчивости, как накопители с горячей заменой и избыточные источники питания). Если Exchange 5.5 все еще работает на старых серверах, то их, вероятно, придется заменить; самое время приобрести 64-разрядные серверы, подходящие для Exchange 2007.

В-третьих, необходимо модернизировать программное обеспечение Exchange на серверах. Компания Microsoft не поддерживает переход «по месту» с Exchange 5.5 на Exchange 2003. Можно перевести серверы Exchange 5.5 на Exchange 2000, а затем на Exchange 2003 или просто установить новый компьютер Exchange 2003 и переместить на него почтовые ящики Exchange 5.5. Последний метод проще, надежнее и быстрее.

В-четвертых, в большинстве сред обработки сообщений имеется множество дополнительных компонентов, которые приходится обновлять и обслуживать. Необходимо заменить все программы поиска вирусов, факс-шлюзы и другие модули расширения, функционирующие на серверах Exchange 5.5. Иногда выясняется, что для некоторых старых продуктов отсутствуют версии, совместимые с Exchange 2003; в таких случаях необходимо сохранить сайт 5.5 для работы этих продуктов или найти другие продукты с аналогичными возможностями.

Этот процесс может быть трудоемким. Однако миграция на Exchange 2003 позволяет сократить число почтовых серверов, и в таком случае модернизация позволяет сэкономить деньги. Обстоятельства бывают разными, но во многих компаниях в результате развертывания Exchange 2003 число серверов уменьшается на 30-50% или даже больше. Это убедительный аргумент в пользу миграции, учитывая, что снижение числа серверов, вероятно, самый быстрый способ сократить расходы на обработку сообщений (для любой системы, но не Exchange!).

Модернизация Exchange 2000

Заменить Exchange 2000 на Exchange 2003 гораздо проще, чем выполнить миграцию с Exchange 5.5. При этом AD уже установлена и функционирует; как правило, администраторы чувствуют себя увереннее, когда не требуется устанавливать и изучать AD. Кроме того, Microsoft поддерживает замену Exchange 2000 на Exchange 2003 «по месту». Конечно, сам факт поддержки Microsoft не означает, что нужно использовать эту возможность; существуют аргументы как за, так и против модернизации «по месту». Возможный компромисс — установить новый компьютер

Exchange 2003 и разместить в нем почтовые ящики на время модернизации. Предположим, имеются четыре сервера Exchange 2000: A, B, C и D. Следует установить новый сервер E и переместить почтовые ящики из A и B в E. Затем можно безопасно модернизировать A и B до уровня Exchange 2003, переместить почтовые ящики из E и повторить процесс для C и D. Конечно, чаще случается, что почтовые ящики из A и B остаются в E, а A или B выводятся из эксплуатации (или выводятся оба, а их рабочая нагрузка консолидируется на одном сервере). Аргументы в плане консолидации сайтов и серверов применимы как к миграции Exchange 5.5, так и к переходу на Exchange 2000. Кроме того, Exchange 2003 масштабируется лучше, чем Exchange 2000. В прошлом компания Microsoft предлагала варианты обмена для организаций, которые покупали текущую версию сервера перед выходом следующей; будет ли внесено такое предложение перед выходом Exchange 2007 — пока неизвестно. В любом случае повышенные безопасность и функциональность Exchange 2003 будут выгодны для компаний, использующих сегодня Exchange 2000.

Ждать ли Exchange 2007?

По мере приближения даты выпуска Exchange 2007 ответить на вопрос о том, что лучше для большинства организаций: выполнить модернизацию — мигрировать на Exchange 2003 — или все-таки подождать выхода Exchange 2007, становится все труднее. Первый вариант приносит сразу много преимуществ, в том числе безопасность, более простое управление, повышенную стабильность и разнообразные функциональные возможности (в частности, беспроводной и мобильный доступ и поддержку Remote Procedure Call over HTTP — RPC over HTTP в Outlook 2003).

Второй позволяет получить в свое распоряжение еще и новейшие возможности современной обработки сообщений. В любом случае в результате среда обработки сообщений становится менее дорогостоящей, более стабильной и комфортной как для администраторов, так и для пользователей.

Поль Робишо - Главный инженер компании 3sharp, имеет сертификаты MCSE и Exchange MVP. Автор нескольких книг, в том числе The Exchange Server Cookbook (Издательство O?Reilly and Associates). Поддерживает Web-сайт http://www.exchangefaq.org. С ним можно связаться по адресу troubleshooter@robichaux.ne


Дополнительная литература

Дополнительные сведения о миграции и обновлении содержатся во многих статьях, опубликованных по адресу http://www.windowsitpro.ru в разделе Exchange&Outlook, достаточно набрать в строке поиска нужное слово.


Особенности поддержки

Администраторы, всегда развертывающие новейшие версии продуктов Microsoft, могут быть не осведомлены о различиях в обслуживании продуктов, срок поддержки которых подходит к концу. Прежде чем отдать предпочтение Exchange 2000 Server или Exchange Server 5.5 и отказаться от перехода на Exchange Server 2003, необходимо разобраться в двух уровнях поддержки старых продуктов и принять во внимание возможные неудобства, связанные с использованием старых программ.

Основная (mainstream) поддержка предоставляется для текущих продуктов и объединяет все службы Microsoft Product Support Services (PSS), в том числе бесплатные исправления для пробелов в безопасности и ошибок, аварийную и почасовую поддержку, а также обслуживание по контрактам, таким как Microsoft Premier Support. Компания Microsoft обязуется предоставлять основную поддержку в течение как минимум 5 лет для серверных продуктов в сфере бизнеса, хотя этот срок может быть продлен по решению компании (как в случае с Exchange 5.5).

Продленная (extended) поддержка предоставляется в течение ограниченного периода, начиная со дня истечения срока основной поддержки. Продленная поддержка платная. Как правило, в течение этого периода компания Microsoft предоставляет бесплатные исправления для системы безопасности, но за исправления других типов приходится платить. Предприятия могут заключить специальный контракт на платное обслуживание данного продукта после окончания продленного периода. Я не знаю ни одного предприятия, заключившего подобный договор для Exchange, но компания предоставляет такие договоры потребителям Windows NT.

31 декабря 2005 г. закончился срок продленной поддержки Exchange 5.5, а для Exchange 2000 начался продленный период. Эти изменения не были неожиданными, так как Microsoft предупреждала о них потребителей с августа 2003 г. Однако, как часто случается с переходными датами, не все заинтересованные организации предприняли шаги для модернизации или миграции на поддерживаемые версии Exchange.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями