В силу очевидной полезности и простоты создания сценарии по-прежнему популярны. Хочу предложить вниманию читателей десять рекомендаций, которые помогут получить наилучшие результаты при написании сценариев.

10 Замените Notepad на редактор сценариев

Notepad — это редактор по умолчанию для написания сценариев. Однако авторы сценариев, пользующиеся специальным редактором, имеют более широкие возможности. О редакторах для сценариев рассказано в статье «Как отказаться от Notepad», опубликованной в №7 журнала за 2004 год, и «Многофункциональные редакторы сценариев» — на нашем сайте (http://www.osp.ru/win2000/solutions/603_13_1.htm).

9 Используйте Scriptomatic 2.0

Хотя редактор — основной инструмент создания сценариев, могут пригодиться и другие средства. Если писать код Windows Management Instrumentation (WMI), потребуется утилита Scriptomatic 2.0, которая автоматизирует создание сценариев WMI. Scriptomatic 2.0 может выводить сценарии на VBScript, JavaScript, Perl и Python. Бесплатную копию Scriptomatic можно загрузить с http://www.microsoft.com/ technet/scriptcenter/tools/wmimatic.mspx.

8 Получите HTA Helpomatic

Другой полезный инструмент от Microsoft — это HTA Helpomatic, который помогает создавать приложения HTML Applications (HTA). Он имеет хороший графический интерфейс для создания сценариев. Бесплатную копию HTA Helpomatic можно загрузить по адресу: http://www.microsoft.com/downloads/ details.aspx?familyid=231d8143-f21b-4707-b583-ae7b9152e6d9&displaylang=en.

7 Получите отладчик сценариев Microsoft Script Debugger

Сценарии могут быть достаточно сложными, их отладка требует специальных знаний и опыта. Отладчик сценариев Microsoft Script Debugger, встроенный в некоторые лучшие редакторы для сценариев, позволяет отлаживать коды, написанные на VBScript и JavaScript. Загрузить бесплатную копию Microsoft Script Debugger можно с http://www.microsoft.com/downloads/ details.aspx?FamilyId=2F465BE0-94FD-4569-B3C4-DFFDF19CCD99&displaylang=en.

6 Используйте код повторно

Секрет эффективности заключается в копировании кода. На узле Microsoft есть коллекция сценариев для изучения, загрузки и использования сценариев в собственном коде. В центре TechNet Script Center Script Repository на http://www.microsoft.com/ technet/scriptcenter/default.mspx можно найти много примеров.

5 Пользуйтесь понятными именами сценариев

Поскольку с течением времени набирается много сценариев, лучше им давать понятные и не очень длинные имена. Пробелов тоже следует избегать, они затрудняют выполнение сценариев.

4 Пользуйтесь понятными именами переменных

VBScript позволяет применять длинные имена переменных (до 255 символов), которые не влияют на их выполнение. И даже если влияют, то применение длинных описательных имен того стоит. Я напомню, что желательно начинать имя каждой переменной с одного символа, обозначающего тип данных.

3 Включайте поясняющие комментарии

Хотя логика в сценариях на момент создания ясна, по прошествии некоторого времени бывает трудно все вспомнить. Следует в начале каждого сценария добавлять раздел заголовка, описывающий имя сценария, время его создания и назначение. Также рекомендуется снабжать комментариями весь код, описывающий, что делается в каждом разделе кода.

2 Пользуйтесь Options Explicit

При отладке кода VBScript возникает проблема, связанная с неопределенными переменными. Одна из особенностей VBScript состоит в том, что переменные в нем декларируются в момент создания автоматически. Следует пользоваться ключевым словом Options Explicit в начале сценария. Оно исключает проявления этой особенности, поэтому нужно будет явно описывать все переменные.

1 Определяйте переменные в самом начале кода

Если использовать Options Explicit (см. совет 2), потребуется декларировать все переменные сценария. VBScript позволяет декларировать переменные в любом месте сценария. Однако определение всех переменных необходимо давать в самом начале, это позволит легко их находить, исправлять и проверять.

Майкл Оти - Старший технический редактор Windows IT Pro и президент компании TECA. С ним можно связаться по адресу: mikeo@teca.com