Для успешного перехода на новую операционную систему необходимо заинтересовать пользователей

Нет такой проблемы миграции, перед которой спасовал бы Джейсон Уилкинс. До того как он получил свою текущую работу в качестве директора по информационным технологиям компании в международной горнодобывающей корпорации Xtrata (между прочим, с годовым оборотом более 10 млрд. долл.), Джейс проработал 10 лет в качестве консультанта в Siemens Business Services, где оттачивал свое мастерство, выполняя миграции от лица аутсорсинговой компании. Таким образом, он был хорошо подготовлен к своему наиболее масштабному проекту миграции — перевести ИТ-инфраструктуру корпорации, состоящую из более 5000 компьютеров и серверов, работающих под управлением различных групп операционных систем, сетевых систем и платформ электронной почты и разбросанную по всему миру, к единой серверной платформе Windows Server 2003, Exchange Server 2003, объединив все это в глобальный лес Active Directory (AD). Разумеется, переход должен был быть выполнен без нарушения бизнес-операций, которые проводятся безостановочно 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. Корпорация работает по всему миру: в Аргентине, Евроазиатском регионе и Австралии. Благодаря поддержке специалистов по ИТ, работающих в различных бизнес-подразделениях корпорации, Джейс справился с задачей менее чем за год благодаря мастерскому решению технических и административных проблем, возникавших по ходу операции.

Зачем переходить?

Корпорация Xtrata объединяет пять различных направлений бизнеса, специализирующихся на добыче угля, меди, цинка и других специальных видах добычи, в каждом из которых имеется свое «лоскутное одеяло» унаследованных информационных и компьютерных систем. «Корпорация очень быстро разрасталась за счет поглощения более мелких компаний, в каждой из которых использовались собственные технологии», — рассказывает Джейс. Приобретенные компании использовали сети Novell NetWare, Windows NT Server 4.0, Windows 2000 и различные версии служб каталогов, Exchange Server. Все это хозяйство было раскидано по совершенно не связанным между собой доменам.

Стимулом к миграции послужила необходимость стандартизации тысяч несовместимых систем, чтобы сотрудники Xtrata смогли работать все вместе и обмениваться информацией. «Для согласования расписания и планов сотрудников по всему свету и обмена информацией нам была необходима единая система электронной почты», — сказал Джейс. Необходимо было также наладить эффективную передачу финансовой информации. До начала миграции подобный обмен данными представлялся сложнейшей задачей, поскольку невозможно было обеспечить синхронизацию учетных данных пользователей, работающих в разнородных операционных системах и подключенных к разным по типу сетям. Так, один и тот же пользователь мог иметь один пароль для подключения к сети Windows в Лондоне, а другой пароль для доступа к Windows и серверам NetWare в Южной Африке. «Мы хотели, чтобы пользователи могли зарегистрироваться в сети и получить доступ к любым данным, к которым им разрешено обращаться. Подавляющее число обращений в службу поддержки пользователей было обусловлено проблемами несоответствия паролей в разнородных сетях и почтовых службах; пользователи, забывшие пароль, не могли распечатать документы и получали сообщения о невозможности доставки электронной почты (nondelivery report, NDR). Мы затеяли миграцию для обеспечения устойчивости операционных систем, разрешения совместной работы и сокращения количества обращений в службу поддержки», — рассказывает Джейс.

Директор по ИТ прекрасно осознавал сложность и объем затрат, необходимых для выполнения миграции корпорации масштабов Xstrata. Он запросил оценку стоимости проекта у различных интеграторов, но их предложения оказались неприемлемыми из-за высокой стоимости внедрения и длительных сроков реализации проекта. «Совершенно случайно я наткнулся в Internet на компанию Aelita (теперь Quest Software)», — вспоминает Джейс. Познакомившись с предлагаемыми компанией продуктами миграции, переговорив с представителями и получив предложение о стоимости проекта, которое могло бы быть одобрено председателем правления, в декабре 2003 года Джейс запустил первый пилотный проект миграции.

Этапы миграции

Джейс высоко оценил использованные Xstrata миграционные продукты — Aelita Exchange Migration Wizard, Aelita Domain Migration Wizard, Quest Migration Manager for Active Directory и Quest NDS Migrator, которые позволили превратить сложнейший процесс переноса пользователей и программного обеспечения в автоматическую операцию. «Инструментарий Quest Software помог нам произвести миграцию разнородных технологий практически незаметно, с минимальными затратами и без особых проблем», — делится впечатлениями Джейс. Поскольку бизнес-операции и работы в шахтах корпорации Xstrata идут практически безостановочно, одним из самых трудных требований было подстроить операции миграции под рабочий график пользователей. «Инструментарий Quest позволил нам произвести миграцию пользователей в удобное для них время, нам не пришлось объявлять аврал или мешать естественному ходу работы — это нам очень помогло», — отметил Джейс.

Джейс и менеджер глобальных ИТ-проектов (Global IT Project Manager) Иан Уолси работали в тесном контакте с сотрудниками ИТ-подразделений корпорации во время проработки планов миграции и дальнейшего осуществления операций. Компания Quest обеспечила присутствие своего консультанта в основных региональных офисах. Задачей консультанта были поддержка при первоначальной миграции и передача проекта местным специалистам. В некоторых офисах потребовалась замена старых серверов, причем работы обычно проводились параллельно, поскольку остановку процессов допустить было нельзя. «Мы устанавливали три-четыре новых сервера параллельно с работающими, выполняли миграцию и отключали старые серверы», — вспоминает Джейс.

За три месяца пилотного проекта была выполнена миграция примерно 80% из 4400 пользовательских ПК, как было предусмотрено исходным проектом. В процессе миграции Xstrata поглотила австралийскую компанию Mount Isa Mines (MIM), что добавило еще 1000 компьютеров. К июлю 2004 года была выполнена миграция всех компьютеров корпорации, за исключением компьютеров MIM, для которых миграция должна была быть завершена в январе 2005 года.

Надо строить отношения

Сколько бы компьютеров ни входило в вашу зону ответственности, десятки, сотни или тысячи, как у Джейса, успех проекта миграции от поддержки людей и их готовности к сотрудничеству зависит не меньше, чем от инструментария и используемых технологий. Из всех задач, с которыми пришлось столкнуться в процессе миграции, одной из самых сложных, по мнению Джейса, было завоевать доверие ИТ-директоров одного из бизнес-подразделений. «Полгода у меня ушло на то, чтобы найти с ними общий язык», — говорит Джейс. Успешный подход заключался в следующем: надо было осуществить пусть небольшой, но, несомненно, успешный проект, чтобы завоевать доверие и уважение ИТ-специалистов организации и добиться их поддержки при осуществлении большого проекта. В данном случае Джейс установил брандмауэр и систему ретрансляции электронной почты. Только увидев в действии, насколько эффективно позволяет решать задачи новый инструментарий, ИТ-директор согласился на миграцию. Джейс рассказал: «После установки систем безопасности специалисты ИТ этого подразделения убедились, что мы способны решать сложные задачи. Они были удивлены, насколько просто мы смогли установить и заставить работать вместе такие разные прикладные системы. Только после этого они дали согласие на миграцию своего бизнес-подразделения в AD. Мы победили».

Джейсу пришлось пойти на хитрость и заставить руководство в швейцарском и лондонском офисах дать доступ к своим компьютерам, чтобы быстро выполнить их миграцию. «Мы ввели их в заблуждение. Мы сказали: хотите установить Blackberry — вам необходимо перейти на AD 2003 и Exchange 2003, иначе ничего не получится. Только так нам удалось заманить их».

Джейс и 10000 его пользователей довольны результатами миграции. Значительно сократилось количество обращений в службу поддержки, исчезли проблемы с забытыми паролями, почта работает надежно — причем даже у мобильных пользователей, подключающих свои ноутбуки в таких местах, где и телефонная связь работает ненадежно. Стандартизация на основе одной операционной системы, единой почтовой платформы и каталога позволяет сотрудникам ИТ-подразделений сосредоточиться на поддержке бизнес-процессов, а не на попытках сделать винегрет из устаревших технологий. «Мы хотим, чтобы специалисты ИТ занимались тем, что действительно помогает нам получать прибыль. Например, мы внедрили систему отчетов для руководства производственных подразделений и отделов продаж, отражающую статистические сведения об отдаче шахт. Выполненная миграция позволяет заняться средствами совместной работы, внедрением корпоративных технологий и установить Microsoft SharePoint Portal Server для дальнейшей информационной интеграции пользователей в разных странах. Мы смогли этого добиться только благодаря миграции», — комментирует Джейс.


Старший редактор в Windows IT Pro. Она имеет более чем двадцатилетний опыт работы, является автором и редактором статей, книг и других материалов по компьютерной и юридической тематике. agrubb@windowsitpro.com

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями