До появления Windows Server 2003 оценка соответствия выпускаемого программного продукта потребностям клиентов проводилась Microsoft на основе внутренних испытаний, в соответствии с программой Rapid Deployment Program (RDP), по отзывам первых пользователей и результатам бета-тестирования. На этапе разработки Windows 2003 разработчики учредили значительно более широкий комплекс процедур тестирования с целью обеспечения максимальной надежности продукта, что позволит организациям уверенно осваивать эту операционную систему до выпуска первого пакета обновлений. Важным элементом новой инициативы Microsoft является центр Microsoft Enterprise Engineering Center (EEC).

Центр EEC, расположенный в Редмонде, используется Microsoft для взаимодействия с клиентами в ходе разработки корпоративных продуктов. Идея состоит в непосредственном изучении проблем, возникающих в процессе освоения продукта, и испытании продукта в условиях, в точности моделирующих программную и аппаратную среду клиента. Как считают специалисты Microsoft, такой контакт должен способствовать повышению уровня надежности Windows 2003, Microsoft Exchange Server 2003 и будущих разработок. Центр EEC предоставляет клиентам уникальную возможность взаимодействия со специалистами Microsoft. О возникающих в ходе тестирования проблемах уведомляются сотрудники соответствующих групп разработки, которые помогают разобраться в ситуации.

Сейчас центр EEC включает три лаборатории Enterprise Customer Lab (ECL), оснащенные рабочими станциями и серверами IBM, Hewlett-Packard (HP) и Dell, а также располагающие вместительным помещением с большим набором серверов, смонтированных в стойку. Поскольку клиенты Microsoft, как правило, работают с разнородными средами, в центре также имеется оборудование Sun Microsystems и другие системы, не относящиеся к тандему Windows-Intel, что позволяет максимально точно воспроизводить реальные рабочие конфигурации. Если необходимое клиенту оборудование в центре отсутствует, Microsoft обеспечивает его доставку. Центр, открывшийся в апреле 2002 г., уже провел тестирование Windows 2003 более чем для 20 клиентов. Одновременно может обслуживаться до пяти клиентов, однако в настоящее время создаются новые ECL для расширения возможностей параллельного тестирования.

Центр EEC открыт практически для любой организации, осваивающей технологию Microsoft. По словам Джорджа Сантино — сотрудника Microsoft, курирующего EEC, клиентами центра часто становятся участники программы JDP (Joint Development Program). Иногда фирмы — изготовители оборудования, партнеры Microsoft, тоже направляют в ЕЕС своих клиентов.

Затраты организаций на тестирование в EEC ограничиваются стоимостью пребывания специалистов в Редмонде в течение нескольких дней. Со своей стороны, Microsoft просит разрешения использовать рабочие конфигурации клиентов в будущих сценариях тестирования. Как заявил Сантино, разработчики компании предпочитают проводить нагрузочные испытания с использованием фактических данных, а не имитации.

Порядок проведения тестирования

По достижении договоренности о проведении тестирования в центре EEC специалисты Microsoft разрабатывают график испытаний и воспроизводят рабочую среду клиента в одном из подразделений ECL. После этого в центр приезжают представители клиента и испытывают различные сценарии с использованием фактических данных. Период тестирования обычно длится от одной до двух недель. По словам Сантино, после отъезда представителей клиента компания заинтересована в сохранении данной рабочей конфигурации по меньшей мере в течение недели, чтобы группы разработки имели возможность провести свое тестирование. Если в ходе тестирования возникает много вопросов, конфигурацию имеет смысл сохранять в течение нескольких месяцев. Компания расширяет свой арсенал фактических конфигураций, чтобы со временем в ходе работы групп над продуктами можно было за несколько дней испытать различные сценарии, проходя через весь список и выстраивая его заново.

Центр EEC предоставляет клиенту уникальную возможность контакта со специалистами, создающими продукт. Разработчик структуры Active Directory для департамента образования шт. Кентукки Тим Корнетт прокомментировал свой опыт пребывания в ЕЕС в декабре 2002 г. следующим образом: «При возникновении любых вопросов с сервером специалист из группы разработки Windows Server 2003 прибывал не позднее чем через 20 минут и решал проблему. Работа велась очень оперативно. Специалисты были готовы оставаться с нами семь дней в неделю по 24 часа». Корнетт выразил готовность воспользоваться услугами EEC в будущем для тестирования рабочей конфигурации Exchange 2003.

Рекомендации

EEC предоставляет корпоративным клиентам беспрецедентную возможность практически бесплатно воспользоваться новейшими технологиями Microsoft для тестирования своих рабочих конфигураций. Тем специалистам, которые занимаются крупномасштабным внедрением продуктов корпорации в действующие инфраструктуры, настоятельно рекомендуем обратиться в Microsoft по поводу использования возможностей EEC.

Поль Тюрро — редактор новостей в Windows 2000 Magazine. Готовит еженедельные выпуски Windows 2000 Magazine UPDATE (http://www.win2000mag.net/email), а также ежедневные выпуски новостей WinInfo (http://www.wininformant.com/). С ним можно связаться по адресу: thurott@win2000mag.com.