Технология Internet-телефонии практикуется почти столько же, сколько существует Web, но она не знала такого взлета, как другие приложения на базе Web: например, текстовые чаты, цифровое видео и банковские операции в оперативном режиме. Тем не менее миллионы людей используют Internet для того, чтобы делать хотя бы некоторые телефонные звонки — другим пользователям настольных компьютеров и на обычные телефоны.

Что за нужда — звонить через компьютер? А причины такого желания очевидны: гибкость Internet-телефонии, ее низкая стоимость и определенная новизна. Разве не удобно — позвонить кому-нибудь на другом конце страны за копейки (или вообще бесплатно, если абонент также имеет Internet-телефон) или в Европу по значительно более низкому тарифу, чем при звонках по обычному телефону? Необходимо добавить еще одну (или больше) телефонную линию или иметь дополнительные телефонные линии в таких местах, где для этого нужно прокладывать кабели? Это тоже позволяет сделать Internet-телефония. А кому не приходилось хвататься за голову при виде счетов за телефонные переговоры в отеле! Подобных расходов можно избежать, если использовать Internet-телефонию на переносном компьютере (при условии, что номер в отеле оснащен линией DSL).

Согласно классификации международного инженерного консорциума IETF, Internet-телефония скорее относится к службам коммуникации, которые используют Internet, чем к обычной общей телефонной сети. Для того чтобы телефонный звонок через Internet состоялся, система Internet-телефонии сначала преобразует аналоговый звуковой сигнал в цифровой формат, затем сжимает и преобразует его в IP-пакеты для пересылки через Internet. На принимающем конце процесс выполняется в обратном порядке.

В 1995 г., задолго до того как мы стали считать выделенные линии Internet, быстродействующие процессоры и различные мультимедийные возможности персональных компьютеров чем-то само собой разумеющимся, горстка поставщиков программного обеспечения создавала программы, которые позволяли передавать голос с одного компьютера на другой бесплатно. Правда, обе стороны должны были иметь мультимедийные персональные компьютеры и одинаковые программы, которые преобразовывали бы звуковые сигналы в соответствии с протоколами Internet. Еще одной преградой для развития Internet-телефонии было то, что в 1995 г. средняя скорость модемов составляла от 14,4 до 33,3 Кбит/с. А чем медленнее соединение, тем больше у пользователя «дребезжит в ушах».

Сложность ознакомления с Internet-телефонией и ее изначально низкое качество звука не позволяли технологии обрести популярность, в отличие от Web-приложений с узкой полосой пропускания. Но с развитием широкополосных Internet-соединений, таких, как DSL, кабельный модем и спутниковая связь, Internet-телефония начинает все более широко использоваться дома и в малом бизнесе, особенно потому, что теперь с настольного компьютера можно звонить и на обычный телефон.

Установка соединения

Теперь я расскажу об оборудовании, необходимом для того, чтобы делать звонки через Internet, и представлю некоторые варианты комплектации Internet-телефонов. Базовая конфигурация включает настольный компьютер, Internet-соединение, приспособления для голосовой связи (колонки и микрофон) и программное обеспечение для Internet-телефонии.

Требования к системе следующие: компьютер должен иметь процессор с достаточно высоким быстродействием (по крайней мере 300 МГц), достаточное количество оперативной памяти (64 Мбайт — это минимум для Internet-телефонии, и Microsoft рекомендует как минимум 128 Мбайт для Windows XP), звуковую карту, колонки и Windows 95 или выше. XP содержит программу Windows Messenger, которая позволяет звонить с настольного компьютера на любой телефон через одного из доступных провайдеров Internet-телефонии.

Internet-соединение. Чтобы качество звонков через Internet было на должном уровне, следует обзавестись самым быстрым модемным соединением. Идеальный вариант — это высокоскоростное соединение, например кабельный модем или DSL. Специалисты Microsoft рекомендуют не менее 28,8 Кбит/с для Windows Messenger.

Чтобы делать звонки через Internet, можно приобрести не колонки и микрофон, а мультимедийные наушники с микрофоном.

Можно также использовать комплект Internet-телефонии. Например, два Internet-телефона YapGear компании Net2Phone — Yap Phone (телефонная трубка) и Yap Headset — просто вставляются в компьютер. Yap Phone вставляется в порт USB компьютера и соответствует стилю начала 60-х г.г. прошлого века. Yap Headset подключается к звуковой карте настольного компьютера и выглядит как обычные мультимедийные наушники с микрофоном. Телефон в виде наушников будет заменять внешние колонки компьютера, если только не используется кабель-разветвитель и пара колонок с кнопкой «вкл/выкл». Оба телефона YapGear поставляются в комплекте с программным обеспечением Net2Phone.

Компания Actiontec Electronics производит внешние и внутренние устройства InternetPhoneWizard, которые позволяют подключать обычный телефон к Internet через компьютер с Windows 98 или более поздней версией. Если на компьютере имеется свободный слот PCI, то можно добавить внутренний InternetPhoneWizard с использованием модема на 56 Кбит/с или широкополосного соединения. А если есть незадействованный порт USB, то можно подключить внешний InternetPhoneWizard компании Actiontec Electronics, включить телефон, установить программное обеспечение Actiontec и начать переговоры.

Программы, обеспечивающие Internet-телефонию

Если нет полного комплекта для Internet-телефонии и установлена более ранняя, чем XP, версия Windows, то программное обеспечение для Internet-телефонии можно загрузить с сайтов соответствующих служб, например Net2Phone (http://net2phone.com), deltathree?s iConnectHere (http://www.iconnecthere.com) или BuzMe (http://www.buzme.com). Полезные сведения о настройке программного обеспечения для Internet-телефонии представлены во врезке «Как позвонить».

Кто кого

После того как оборудование подключено к настольному компьютеру и программное обеспечение для Internet-телефонии установлено, все готово к тому, чтобы звонить. Есть одно отличие между обычной телефонной связью и телефонной связью через Internet — в последнем случае иногда бывают небольшие задержки в процессе разговора, которые объясняются обработкой сигналов компьютером. Качество звонка будет зависеть от мощности системы, числа работающих приложений и насыщенности трафика в Internet во время звонка. В часы максимальной загруженности Internet качество звонка будет наименьшим.

С большинства Internet-телефонов можно звонить как на Internet-телефоны, так и на обычные номера. Но большинство Internet-телефонов не позволит принимать входящие звонки с обычных телефонов. Когда поставщики программного обеспечения преодолеют это ограничение, Internet-телефония, вероятно, получит более широкое распространение.

Тем не менее низкая стоимость Internet-телефонии может перевесить любое ухудшение качества и недостаток функций. Internet-телефонию можно использовать для того, чтобы позвонить своим родственникам в любую точку земного шара за гораздо меньшие деньги, чем стоят обычные звонки, чтобы позвонить в службу доставки пиццы по той единственной телефонной линии, которая используется только под Internet, или бесплатно позвонить «технически продвинутым» друзьям. С помощью Internet-телефонии можно также добавить вторую линию в небольшой конторе, без монтажных работ и ежемесячной платы за использование.

Вскоре пользователи получат возможность звонить через поставщика кабельного оборудования, используя технологию под названием Voice over Broadband (VoB, см. врезку «Альтернативная телефония»). Технология Internet-телефонии служит также фундаментом для всевозможных решений по взаимодействию в бизнесе, таких, как программа NetMeeting компании Microsoft. Более подробную информацию о NetMeeting можно найти во врезке «Как позвонить».

Несмотря на то что данная технология все еще имеет некоторые шероховатости, в будущем она может связать воедино всю планету. Пожалуй, Internet-телефония могла бы даже поменять известный слоган Microsoft «Where do you want to go today?» на «Who do you want to call today?».


Альтернативная телефония
Internet-телефония — не единственная технология, вышедшая из 90-х, которая вывела телефон из столетней аналоговой спячки. Другая альтернативная телефонная технология берет свое начало от компаний кабельного телевидения. После прекращения регулирования этой сферы комиссией FCC в середине 90-х, операторам кабельного телевидения разрешили смешивать телевизионные и телефонные сигналы на одном и том же кабеле, поэтому теперь телекомпании могут предложить пользователям новую телефонную службу. Такие компании кабельного телевидения, как Cox Cable и Time Warner Communications, уже начали «раскручивать» эти службы.

В некоторых районах местные законы и конкуренция могут препятствовать появлению подобной услуги. Тем не менее кабельная телефония развивается. Такая служба обычно имеет одну из двух форм. Традиционная кабельная телефония основана на технологии, в которой используется сложный разветвитель для ввода телефонного сигнала в кабель с внешней стороны дома. Новая технология под названием Voice over Broadband (VoB) позволяет подключить телефон к кабельному модему, преобразуя аналоговый сигнал в сигнал Internet-телефона. Чтобы использовать эту службу, телефон подключают к кабельной приставке или кабельному модему. Пользователь звонит и принимает звонки по своему телефону, а счет приходит от владельца кабельной сети. Подробную информацию о VoB можно найти на сайте OpenVoB Consortium (http://www.openvob.org).

Как позвонить

Для того чтобы делать звонки, нужно не только установить подходящее оборудование и программное обеспечение для Internet-телефонии, но и соответствующим образом сконфигурировать программное обеспечение. Настройку программного обеспечения для Internet-телефонии мы рассмотрим на примере продукта YapGear Yap Phone компании Net2Phone. Процедура настройки любого другого программного обеспечения для Internet-телефонии аналогична.

Сначала нужно установить программное обеспечение YapGear с компакт-диска, поставляемого в комплекте с Yap Phone (или загрузить новейшие драйверы с сайта http://www.yapgear.com/). Большинство продуктов YapGear поставляется с картой на 10 долларов. Пополнение счета можно осуществлять через Web-сайт Net2Phone. Независимо от того, какая служба Internet-телефонии используется, необходимо завести счет, получить номер счета и PIN. После установки программного обеспечения Yap Phone компьютер требуется перезагрузить.

После перезагрузки компьютера программа установки попросит ввести номер счета YapGear и PIN. Следует подключить Yap Phone к компьютеру через порт USB и запустить мастер установки для конфигурации программного обеспечения и оборудования. Затем нужно снять трубку Yap Phone с базы и ввести номер абонента. Для того чтобы убедиться, все ли на Yap Phone работает правильно, можно позвонить на свой домашний телефон. Чтобы позвонить с одного компьютера на другой, требуется ввести «виртуальный номер» на клавиатуре компьютера или на клавиатуре Yap Phone, как показано на Экране A. Net2Phone выпускает каждый телефон Yap Phone с определенным «виртуальным номером». Человек, которому пользователь будет звонить, должен сначала дать ему свой виртуальный номер, если только в процессе работы Internet-телефона не применяется программа Instant Messaging (IM).

Экран A. Панель телефона Yap Phone компании Net2Phone.

Справочная
Оборудование YapGear компании Net2Phone может использовать адресную книгу «Yahoo! Address Book» (http://address.yahoo.com). Эта функция всегда пригодится, если пользователь работает в режиме автоматического соединения, имея только одну доступную линию, поскольку звонить через компьютер можно по той же линии, по которой осуществляется выход в Internet. Следует щелкнуть по телефонному номеру в адресной книге «Yahoo! Address Book», после чего загрузится апплет Net2Phone, и по выбранному номеру можно будет позвонить.

Еще одна программа, позволяющая звонить с одного компьютера на другой, — ICQphone Internet messaging компании ICQ (http://www.icq.com/icqphone). ICQphone определяет наличие программы Internet-телефонии и выводит маленький желтый значок телефона рядом с именем каждого пользователя, имеющего оборудование для Internet-телефонии. Чтобы сделать звонок с компьютера на компьютер, нужно выбрать имя из списка ICQ Contact List, выбрать ICQphone в пользовательском меню, затем щелкнуть Send PC-to-PC Call. Откроется диалоговое окно Send Online PC to PC Call Request. По желанию в этом окне можно указать причину звонка. Нажимаем Send. После того как абонент примет вызов, откроется окно ICQphone (см. Экран Б) со значками, напоминающими телефонную сенсорную панель (громкость звука и ряд других настроек).

Рисунок Б. Окно ICQphone.

Максимальная отдача от Internet-телефонии
Большинство продуктов Internet-телефонии дает возможность только делать голосовые звонки. Но, используя эти продукты совместно с программой Microsoft NetMeeting, можно добиться расширения их функциональности. NetMeeting 3.0 входит в состав Windows XP и Windows 2000. Можно также загрузить программу NetMeeting для Windows 95 и более поздних версий, щелкнув Downloads на сайте http://www.microsoft.com/windows/netmeeting.

NetMeeting комбинирует Internet-телефонию, видео (если компьютер оснащен Web-камерой), чат и другие функции. NetMeeting позволяет всем участникам сеанса совместно использовать файлы, например файлы Microsoft Word, и каждый пользователь сможет вносить изменения в файл.

Эдвард Б. Дрискол — журналист, пишет статьи для различных изданий на темы автоматизации быта и создания домашнего офиса. С ним можно связаться по адресу: ed@addriscoll.com.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями