Почти пять лет назад я впервые тестировал устройство для работы с беспроводной электронной почтой. Оно включало в себя беспроводной модем (одну из первых моделей), который подключался к карманному компьютеру (H/PC), работающему под Windows CE 1.0.

Комбинация получилась сложной и неповоротливой, но все же она была намного меньше и легче любого ноутбука. Я взял это устройство с собой в командировку. Приехав в отель, я автоматически начал искать в комнате электрическую розетку рядом с телефоном, чтобы просмотреть электронную почту. И тут я понял, что мне для этого уже не нужна телефонная связь. У меня был персональный помощник Personal Digital Assistant (PDA) с питанием от батареек и беспроводной модем. Убедившись, что беспроводная связь в Сиэттле функционирует, я покинул отель и спокойно прочитал свою почту в ближайшем кафе. Вернувшись из командировки, я уже не хотел возвращать это устройство производителю. Когда же выяснилось, сколько оно стоит и во что обойдется его обслуживание, я был потрясен. Нужно было выложить 500 долларов за сам модем и 400 долларов в месяц за поддержку. Стоит ли говорить, что я вернулся к использованию обычной электронной почты. Однако в дальнейшем, воодушевленный этим опытом, я всегда пользовался случаем, чтобы протестировать новые варианты беспроводных устройств.

За год я приобрел большой опыт работы с беспроводной электронной почтой. Это очень перспективная технология, которая постоянно совершенствуется, но в то же время ее использование доставляет немало хлопот системным администраторам. Чтобы работать с беспроводными технологиями, нужно для начала научиться разбираться в основных типах устройств. Ниже описан ряд решений, предназначенных для работы в различных условиях.

Два вида беспроводных устройств

Мне приходилось тестировать несколько видов беспроводных устройств для доступа к электронной почте, включая беспроводные модемы, которые работают с обоими типами PDA, переносными компьютерами и пейджерами. Кроме того, я использовал цифровые сотовые телефоны - как с устройствами PDA, так и сами по себе - для работы с электронной почтой. Беспроводные устройства можно разделить на две основные категории: устройства, которые используют специфичные для них учетные записи электронной почты, и устройства, обеспечивающие доступ к имеющимся учетным записям электронной почты.

Тот беспроводной модем, который я тестировал в Сиэттле, имел собственный адрес электронной почты, как и большинство пейджеров и специализированных беспроводных устройств, таких, как Palm VIIx. Эти устройства не предоставляют доступ в Internet или к корпоративным данным, но они позволяют работать с электронной почтой и другими службами. При подготовке этой статьи я изучил все виды беспроводных устройств, которые имели собственный адрес электронной почты, и классифицировал их как устройства первого поколения. На первый взгляд устройства первого поколения представляются излишне сложными, и не только потому, что им необходим отдельный адрес электронной почты. Как увидим дальше, возникают определенные трудности в самом процессе работы.

Устройства второго поколения - это устройства, которые обеспечивают беспроводной доступ к имеющимся учетным записям электронной почты. К этой группе относятся: переносные компьютеры, устройства PDA, использующие модем на базе Cellular Digital Packet Data (CDPD), или PDA, которые работают в связке с сотовыми телефонами, поддерживающими стандарты Global Standard Messaging (GSM) или Personal Communications Services (PCS). В отличие от устройств первого поколения, эти устройства предоставляют прямой беспроводной доступ в Internet и к корпоративным данным. Пользователи устройства Palm могут приобрести пакет Mobile Internet Kit (MIK), который позволяет подключить PDA к цифровому сотовому телефону и использовать сотовый телефон в качестве беспроводного модема. Пакет MIK будет работать со многими телефонами GSM и PCS. Список таких телефонов можно найти по адресу: http://www.palm.com/software/mik/phone.html. Большинство пользователей, работающих в среде Windows CE и Pocket PC, могут получить дополнительные функциональные возможности для своих устройств, используя Socket Communications Digital Phone Card (DPC). Эти карты работают и с переносными компьютерами.

Устройства второго поколения наделены большим количеством функций, но по ряду причин данное преимущество почти незаметно. Во-первых, ни одно устройство второго поколения не покрывает масштабов всей страны. Некоторые устройства первого поколения - особенно пейджеры - предоставляли такую возможность. Все эти устройства основаны на тех или иных разновидностях цифровых сотовых служб. Кто много путешествует, тот знает, что подобные службы доступны не всегда. Служба CDPD, в частности, вызывает нарекания из-за того, что она требует для модема отдельного номера в общей беспроводной сети (как для сотового телефона). Эта служба безупречно работает в центральных районах, но в сельской местности велика вероятность сбоев.

Во-вторых, ни одна из представленных на рынке беспроводных технологий не обеспечит скорость передачи данных выше, чем 19,2 Кбит/с, что явно недостаточно для использования обычной электронной почты. Чтобы компенсировать этот недостаток, разработчики встраивают почтовые клиенты в беспроводное устройство PDA, что позволяет просматривать только заголовки сообщений. Просмотрев заголовки, пользователь выбирает, какое из сообщений следует загрузить полностью. Это дает возможность более оперативно работать с электронной почтой. Загружать двоичные образы не следует, поскольку некоторые устройства (например, работающие в среде Windows CE 3.x и Windows CE 2.x карманные компьютеры) позволяют устанавливать соединение со скоростью не более 19,2 Кбит/с, и такая загрузка будет проходить очень долго. Как обходной путь, некоторые используют проводной модем. Когда требуется загрузить длинное сообщение или прикрепленный файл, эти пользователи находят телефонную и электрическую розетки и подсоединяются обычным способом.

В-третьих, устройства второго поколения требуют обеспечения прямого доступа к корпоративным учетным записям электронной почты, но такого доступа обычно никто не дает. Например, модемы CDPD предоставляют беспроводной доступ к Internet, но только через беспроводной шлюз поставщика услуг. Поставщик услуг присваивает конкретному устройству IP адрес в своем домене (а не в домене компании) и обеспечивает доступ к соответствующим службам DNS. Следовательно, доступ к корпоративной электронной почте можно получить, только если компания использует общедоступный сервер POP3 или сервер IMAP4. При работе с конфиденциальной информацией такой вариант не подходит. Можно применять более гибкие технологии телефонов стандарта GSM или PCS для беспроводного подсоединения к любому стандартному серверу коммутируемого доступа (позволяющему системе аудита использовать обычное имя пользователя и пароль). Однако в этом случае нельзя будет работать с системами, в которых используются комплексные схемы аутентификации. Кроме того, существует еще одно беспроводное устройство, которое работает через VPN-портал - хотя Certicom предлагает программное обеспечение VPN для устройств PDA. Более подробную информацию о решениях Certicom можно найти по адресу: http://www.certicom.com/vpn.html.

Использование устройств второго поколения для доступа корпоративных пользователей к электронной почте также требует значительных затрат. Поставщики услуг беспроводной связи обычно ведут свой учет, взяв за основу количество сообщений или объем в килобайтах, что сопоставимо с поминутными расчетами, для учета времени работы сотовых телефонов. На любом устройстве второго поколения также будет дополнительно взиматься плата за роуминг при работе за пределами базовой зоны. Цены на устройства первого поколения постепенно снижаются. Можно купить полнофункциональное устройство с беспроводным доступом и с оплатой услуг менее чем за 39,95 долларов в месяц. Однако полностью отказаться от модемного кабеля пока еще невозможно.

Если же все-таки необходимо использовать беспроводное устройство для доступа к корпоративной электронной почте, можно поступить следующим образом. Вместо того чтобы читать всю электронную почту, постарайтесь использовать беспроводное устройство для чтения приоритетных сообщений и ограничиться короткими открытыми уведомлениями.

Наложить такие ограничения легко, поскольку большинство современных систем корпоративной электронной почты поддерживает определенные правила. Я рекомендую использовать эти правила выборочно, чтобы устройство беспроводной электронной почты отбирало только те сообщения, которые соответствуют вышеуказанным параметрам. Я практикую этот метод несколько лет, впервые применив его в корпоративной системе на базе Microsoft Exchange Server, а в последнее время все чаще использую Microsoft Outlook 2000, в качестве клиента для доступа к серверу POP3 своего ISP. Вот свод применяемых мною правил.

  • Система посылает короткие (например, менее 1000 байт) первоочередные сообщения на адрес электронной почты моего беспроводного устройства (см. Экран 1).
  • Когда система получает длинные (например, больше чем 1000 байт) высокоприоритетные или низкоприоритетные сообщения, она автоматически посылает их отправителю ответ «нет в офисе».
Экран 1. Перенаправление коротких и срочных сообщений.

Я рекомендую использовать стандартное сообщение об отсутствии в офисе, в котором говорится о том, что вы имеете беспроводной почтовый ящик, и система автоматически выбирает короткие высокоприоритетные и только текстовые сообщения.

Преимущество данного метода в том, что он позволяет скрыть адрес электронной почты беспроводного устройства первого поколения. Клиенты не посылают почту на эти адреса; они отправляют ее на обычный адрес, а система сама перенаправляет сообщения. К тому же не имеет значения, какие базовые технологии при этом используются (например, буквенно-цифровой пейджер, Palm VII, Pocket PC с CDPD-модемом). Все дело в отправляемом сообщении, которое имеет отдельную учетную запись электронной почты для беспроводного использования.

Если же у имеющегося устройства второго поколения нет отдельного адреса электронной почты, нужно создать его. Любой стандартный почтовый сервер POP3 может предоставить учетную запись электронной почты. Если компания работает с общедоступным сервером, который является внешним брандмауэром, то можно использовать его.

В качестве альтернативы, следует завести адрес в MSN Hotmail или у другого провайдера бесплатной электронной почты. Это решение позволяет читать сообщения с любого Web-браузера при вывозе из зоны действия беспроводного устройства или если разрядились батарейки.

Эти правила можно применять при работе с настольным компьютером (например, запрограммировать Out-look на ежечасное соединение с сервером и выбор сообщений в соответствии с указанными правилами). Однако мне удобнее пользоваться агентом на сервере MonkeyMail от Primate System (http://www.monkeymail.com), который проверяет мои постоянные адреса электронной почты, получает сообщения и отправляет их на мой Palm VIIx. Единственный недостаток - сложность включения и отключения агента MonkeyMail (Outlook обеспечивает большую гибкость). Следовательно, почтовый ящик моего устройства Palm VIIx периодически наполняется сообщениями, и мне приходится вручную освобождать его. К счастью, сделать это несложно, нужно просто зайти в Internet на http://myaccount.palm.net и выбрать из меню опцию Mailbox Cleanup. Почтовый агент MonkeyMail работает с любым мобильным устройством, в том числе пейджерами и сотовыми телефонами, которые имеют свой адрес в Internet.

Конечно, эта небольшая статья дает лишь общее представление о беспроводных систе-мах электронной почты. Я не касался промежуточных решений, которые обеспечивают прямой доступ к корпоративной электронной почте, - надеюсь сделать это в будущих статьях. К тому же некоторые читатели - особенно работающие с конфиденциальными данными - имеют весомые аргументы против моих доводов в пользу отправки сообщений на незащищенную систему, за пределами корпоративной локальной сети, основанную на POP3. Несомненно, гарантии защиты беспроводной почты - это тема для отдельного разговора. Достаточно сказать, что ни одна система, передающая информацию посредством радиоволн, не застрахована от перехвата данных.

И несмотря на то, что данная технология отправки сообщений представляется пока весьма несовершенной, это великолепная возможность поэкспериментировать без привлечения значительных инвестиций в специализированные аппаратные средства и программное обеспечение.


Беспроводная почта у нас

В России нет специализированных беспроводных сетей, подобных тем, что описаны в статье. Единственная доступная для общего пользования технология - передача данных по сетям сотовой телефонии стандарта GSM. Максимальная скорость в этом случае составляет 9600 Кб/с, что для web-серфинга явно недостаточно. GSM-операторы не предоставляют почтовых услуг, поэтому пользоваться почтой можно либо дозвонившись до модемного пула провайдера услуг Internet - далее все как при обычном коммутируемом соединении, либо заведя почтовый ящик на web-сайте - тоже никаких отличий от работы с проводным соединением. В ближайшее время должна быть реализована возможность передачи данных оператором стандарта CDMA, а также ввод в коммерческую эксплуатацию операторами GSM технологии пакетной передачи данных (GPRS), что позволит перевести беспроводную передачу информации на качественно иной уровень. Некоторые провайдеры начали предоставлять доступ в Internet по беспроводному каналу, однако эта технология подразумевает использование стационарного оборудования и к мобильным решениям пока неприменима.

Александр Бельденков, компания «Электон-ручные компьютеры»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями