. Даже при наличии такого плана сотрудники департамента информационных технологий стараются не упоминать о нем. И уж конечно, никто не захочет осуществлять этот план в случае необходимости. В конце концов, сама поддержка работы сети, приложений и пользовательских мест занимает все рабочее время без остатка. Если же в дополнение к этим делам еще и планировать аварийное восстановление, будет совсем плохо. Тем не менее, забота об аварийном восстановлении и резервировании – важная часть обязанностей сотрудников отдела информационных технологий и пренебрегать ею нельзя. На «авось» уповать не стоит (хотя до поры до времени такая политика сокращает объем работы). План восстановления необходим и он должен в точности соответствовать потребностям бизнеса и отдела информационных технологий.

Проверка целостности данных

Многие администраторы целиком полагаются на схемы проверки целостности данных, применяемые в программах резервирования. Но следует обеспечить гарантированную целостность резервных копий до того, как они реально понадобятся. Конечно, не обязательно ежедневно выполнять восстановление данных с каждой ленты в библиотеке, достаточно установить график частичного восстановления данных на тестовой машине и четко его выполнять. Нелишним будет включить в этот график и циклы полного восстановления данных с лент. Только такой подход действительно гарантирует целостность резервных копий.

Следует тщательно отслеживать количество выполненных для каждой ленты в библиотеке циклов записи/восстановления. Большинство корпоративных пакетов резервирования автоматически формирует график ротации лент и отслеживает срок их годности. Сотрудники тестовой лаборатории Windows 2000 Magazine иногда сталкивались с ситуациями, когда ошибки на лентах возникали именно из-за превышения допустимого числа выполненных циклов перезаписи. Для обеспечения своевременной замены лент необходимо всегда иметь достаточный запас новых кассет, особенно если применяется малораспространенный тип ленты или ленты высокой плотности записи.

Унификация программ резервирования

Когда в организации используются различные платформы, администраторы сталкиваются с проблемой разнородности и несовместимости программ резервирования в разных операционных системах. Как правило, каждая ОС имеет собственную программу резервирования, кроме того, некоторые программы резервирования поддерживают только конкретные устройства. За исключением отдельных случаев, всегда можно найти ПО резервирования, позволяющее обслуживать все устройства в сети через единый интерфейс. Нестандартные и специализированные системы резервирования следует использовать, только если их невозможно заменить стандартными средствами.

Для резервирования больших объемов данных можно распределить загрузку между несколькими накопителями. Более эффективным решением этой проблемы может оказаться применение специализированного робота, способного обслуживать терабайтные библиотеки лент. Если применяется несколько накопителей, следует выбрать единый формат для всех, чтобы по мере необходимости устройства можно было заменять или перемещать.

И, наконец, не следует выбирать средство резервирования только из-за высокой производительности, если ограничены его функциональные возможности. Даже не самый быстрый в своем классе продукт может оказаться более предпочтительным, если он обеспечивает однородное решение для всех применяемых на предприятии систем.

Обеспечение сохранности резервных копий

Довольно часто руководители малых или средних компаний берут на дом недельные или месячные полные комплекты резервных копий, причем такая практика преподносится как часть корпоративной стратегии резервирования. К сожалению, такой подход нередко приводит к тому, что резервная копия оказывается безнадежно испорченной, если, например, ленты оставили в машине в жаркий солнечный день.

Если полную резервную копию действительно необходимо иметь за пределами организации, следует выбрать гарантированно надежное место. Администраторы сетей небольших компаний часто арендуют для этой цели сейф в ближайшем банке. Это действительно достаточно безопасный, надежный и недорогой вариант хранения резервной копии. Существуют также специализированные фирмы, предоставляющие услуги гарантированного хранения резервных данных с соблюдением оптимального режима хранения.

Резервирование – норма жизни

Большинство компаний не имеют времени и возможностей для тотального резервирования всех пользовательских компьютеров. Избежать потерь данных при отказе персональных компьютеров можно, просто обеспечив хранение файлов и почты на резервируемых серверах, для этого достаточно произвести соответствующую настройку пользовательских систем. При выборе такой политики необходимо обеспечить режим, когда действительно все важные для бизнеса данные хранятся или регулярно копируются на сервер. К сожалению, нередки случаи, когда важные данные были потеряны из-за нерегулярного обновления данных на сервере. Обязательное хранение важных файлов на резервируемом сервере должно быть не просто рекомендацией отдела информационных технологий, а официальной корпоративной политикой. Необходимо также следить, чтобы принятая политика обязательно выполнялась всеми сотрудниками предприятия.

Резервирование пользователей портативных компьютеров

В компаниях имеется класс сотрудников, которым требуются специальные схемы резервирования. Это мобильные пользователи - руководители филиалов, торговые представители, менеджеры по работе с клиентами и сервис-инженеры, которые не могут пользоваться централизованными ресурсами. Эти сотрудники должны быть обеспечены персональными средствами резервирования. Ноутбук такого пользователя, подключаемый к сети время от времени, следует настроить для автоматического обновления копий важных файлов сразу при подключении. Windows 2000 Professional позволяет задать автоматическую синхронизацию локальных файлов с соответствующими файлами на сервере. Существуют также специализированные программные средства. По возможности следует применять системы, не требующие вмешательства пользователя. Необходимо выбрать наиболее подходящее решение и использовать его.

Планирование отказов Internet

Все больше деловых контактов и коммуникаций начинает зависеть от подключения к Internet. Даже простое отключение электронной почты может оказать на бизнес серьезное негативное воздействие. Многие администраторы информационных систем, особенно в малых и средних компаниях, оказываются совершенно не готовы к неожиданному отключению канала в Internet.

Для обеспечения нормальной работы корпоративной электронной почты вовсе не обязательно постоянно поддерживать дублирующие выделенные скоростные соединения с различными провайдерами. В случае отказа основного подключения для работы почты можно оперативно организовать подключение по ISDN. Подключение 128 Кбит/с вполне может обеспечить работу почтовой системы для сотен сотрудников. ISDN часто является оптимальным вариантом резервного соединения даже в случае повременной оплаты. При решении вопроса резервного соединения следует принимать во внимание то негативное влияние на бизнес, которое окажет длительная потеря подключения к Internet.

Приведенные рекомендации должны помочь при разработке плана восстановления и резервирования. Неприятности все же иногда случаются, и сотрудники отдела информационных технологий должны быть готовы к ним. Тщательно разработанный план действий значительно облегчит даже самое критическое положение.

Дэвид Черников - главный технический редактор и директор тестовой лаборатории Windows 2000 Magazine. Пишет обзоры по компьютерам и продуктам уже более 15 лет, в том числе с 1992 года и по теме Windows NT. С ним можно связаться по адресу: david@win2000mag.com.