В круговороте почтовых серверов

Примечание редактора: редакция Windows NT Magazine единолично ответственна за результаты тестов, приведенные в этой статье. Все комментарии и вопросы по поводу результатов присылайте Джону Грину по адресу: jgreen@winntmag.com.

Начиная утром рабочий день, с чего первым делом хочется начать? Большинство из нас наверняка скажет: «Надо проверить почту». Электронная почта стала важной составной частью любого бизнеса, и сбои в ее работе существенно сказываются на производительности труда и налаженных рабочих процессах. Каждая компания хочет иметь надежную систему электронной почты, с мощными средствами управления и системой рассылки сообщений, доступную персоналу и развивающуюся вместе с компанией. Рассмотрим шесть почтовых систем, построенных на протоколе SMTP и подходящих для малых, средних, а в паре случаев и для крупных компаний. Мы не будем рассматривать почтовые серверы типа Microsoft Exchange Server и Lotus Notes, в которых реализованы функции групповой работы, что многим фирмам просто не нужно, а остановимся на продуктах, подходящих компаниям со «средними» запросами.

Выбор программных продуктов для обзора определялся наличием в них нескольких базовых характеристик и нацеленностью на малые и средние предприятия. Кроме того, что почтовые серверы должны работать на платформе Windows NT, каждый обязан был поддерживать три базовых протокола электронной почты: SMTP, POP3 и IMAP4. Кроме того, сервер должен был поддерживать службу рассылки. В качестве пожеланий было выделено наличие системы аутентификации доступа к почтовым ящикам, которая использовала базу учетных записей NT. Приветствовалась также поддержка по телефону и электронной почте.

Для начала рассмотрим ключевой набор характеристик каждого сервера и практический опыт по установке и настройке тестируемых продуктов. В Таблице 1 приведены наиболее важные характеристики всех шести программных продуктов, а в Таблице 2 — данные об их стоимости. В ходе тестирования для соединения с почтовыми серверами были использованы почтовые клиенты Outlook Express 5.5 компании Microsoft и Eudora Pro 4.2 компании Qualcomm. Эти программы поддерживают доступ по протоколам POP3 и IMAP4. Для тех продуктов, которые поддерживают соответствующий вариант работы с почтой, были также опробованы встроенные Web-серверы, делающие возможным доступ к электронному почтовому ящику через браузер. В завершение, для того чтобы получить значения максимальной производительности каждого сервера на заданной аппаратной платформе, все они были подвергнуты стресс-тесту нагрузкой транзакциями, характерными для протоколов SMTP и POP3.

Таблица 1. Основные сравнительные характеристики серверов SMTP

Поддерживаемые почтовые протоколыCommuniGate ProEudora WorldMail Server 2.0IMail Server 5.0MailSite 3.3.1N-Plex Global 4.0NTMail
Поддерживаемые почтовые протоколы
SMTPXXXXXX
POP3XXXXXX
IMAP4XXXXXX
Разделяемые папки IMAPXXX XX
Доступ к почте по HTTPX X X (дополнит.) 
Управление по HTTPXXXX X
Другие свойства
ACAPX     
Сервер Finger  X  X
Клиентские запросы к каталогу LDAPXXXXX (дополнит.) 
PoppwdXXX  X
Автоматический ответXXXXXX
Защищенный доступ
APOPXXX XX
IMAP4 AUTHX XXXX
AUTH-POP3X X X 
CRAM-MD5XXXXXX
Анти-UCEX XXXX (дополнит.)
Антивирусная защитаX1   X1X (дополнит.)
Ограничения на размер почтовых ящиковXXXXXX
Поддержка нескольких серверовX (дополнит.) X X (дополнит.)X
Доступ к почтовому ящику
По паролю почтовой системыXXXXXX
По паролю локальной учетной записи NTX XXXX
По паролю учетной записи в домене NTX XXXX
База учетных записейX XX (дополнит.) X
Сервер рассылки
Подписка/Отказ от подпискиXXXXXX
Режим дайджестаX XX X
РегулированиеXXXXXX
Личные спискиXXX XX
1Интерфейс к системе антивирусной защиты от третьих фирм


Таблица 2. Данные о стоимости серверов SMTP

 50 пользователей100 пользователей250 пользователей500 пользователей1000 пользователей
CommuniGate Pro499 долл. 999 долл. (200 пользователей) 1999 долл.
Eudora WorldMail Server 2.0556 долл.1050 долл.2535 долл.5010 долл.9960 долл.
IMail Server 5.0 995 долл. 1495 долл. (неограниченное число пользователей)
MailSite 3.3.1 495 долл.  995 долл. (5000 пользователей)
N-Plex Global 4.01250 долл.1500 долл.2250 долл.3500 долл.6000 долл.
NTMail495 долл. 1495 долл. 3995 долл. (неограниченное число пользователей)

Дополнительные возможности

Хотя все тестировавшиеся системы обладали развитым набором свойств, некоторые из них все же выделялись. Так, IMail Server 5.0 компании Ipswitch и NTMail от Gordano обеспечивают возможность автоматического задания почтового ящика для учетной записи пользователя NT, что облегчает труд системного администратора. У всех шести продуктов есть что предложить в качестве альтернативы передаче пароля в виде простого текста по сети при доступе по POP3 и IMAP, но CommuniGate Pro компании Stalker Software и N-Plex Global 4.0 от Isocor обеспечивают наиболее полное соответствие стандартам защищенной аутентификации.

Документация

В идеале хотелось бы, чтобы программы работали надежно и обладали таким ясным пользовательским интерфейсом, что никакой документации не требовалось бы. Но в реальной жизни именно документация очень часто определяет, будет ли использование продукта легким, или оно превратится в непрестанную борьбу. Все тестировавшиеся продукты снабжены детальным и полезным описанием. Пять производителей представляют ее в форматах PDF, Microsoft Word или DynaText. За исключением CommuniGate Pro, чья документация доступна только в виде HTML-текстов, со всеми продуктами поставляется печатная документация.

Установка

Ни один из тестировавшихся продуктов не был сложен ни в установке, ни в конфигурировании основных функций. Везде использовался мастер установки программных элементов. При этом NTMail и MailSite 3.3.1 компании Rockliffe составили группу серверов с наиболее легкой процедурой установки; для обеих потребовались минимальные дополнительные настройки после завершения процесса установки. Мастер установки N-Plex Global устанавливал только модуль Management Center, для запуска в работу электронной почты нужно было выполнить дополнительную процедуру.

Управление и настройка

Настройка и управление во всех шести тестировавшихся продуктах значительно различаются между собой. Легкость администрирования в MailSite отчасти объяснялась наличием консоли управления MailSite Console, интерфейсом похожей на Explorer, отчасти небольшим количеством параметров для настройки. У CommuniGate Pro средства администрирования сделаны на базе браузера, что достаточно удобно, и предлагаемый набор настроек функционирования велик. Интерфейс Eudora WorldMail Server 2.0 от Qualcomm и N-Plex Global, тоже в стиле Explorer, роднит их с MailSite, набор параметров настройки конфигурации и работы достаточно объемен. В IMail программа управления имеет схожий с Explorer вид, но, к сожалению, ее нельзя запускать с удаленного компьютера.

Удаленно управлять IMail можно через браузер, но при этом происходит некоторая потеря функциональности. Средства администрирования через браузер в NTMail немного более сложны для использования по сравнению с CommuniGate Pro, но все-таки содержательнее, чем у IMail. Исключая IMail, программы управления серверами почты можно использовать и локально, и удаленно.

Различие продуктов заметно в типе поддерживаемых учетных записей почтовых ящиков. Кроме поддержки учетных записей на самом сервере все продукты, кроме WorldMail Server, могут использовать для этой цели и учетные записи пользователей NT. Кроме того, CommuniGate Pro, IMail и NTMail поддерживают внешнюю базу данных учетных записей почтовых ящиков, в MailSite эта возможность реализуется за дополнительную плату.

Доступ

Я не увидел существенных различий в соединении по POP3 и IMAP4 между серверами, ни при использовании Outlook Express, ни при работе с Eudora Pro. Серверы CommuniGate Pro, IMail и NTMail предлагают доступ к почте через браузер в качестве стандартной возможности, хотя возможности NTMail в этом плане меня не очень впечатлили.

Возможности рассылки

CommuniGate Pro, MailSite и IMail включают в себя полнофункциональные серверы рассылки. NTMail ограниченно поддерживает данную функцию, однако можно приобрести отдельный сопутствующий продукт, NTList, выступающий в качестве выделенного сервера управления рассылкой. Серверы рассылки в составе N-Plex Global и WorldMail Server не поддерживают подписку в режиме дайджеста, но во всем остальном обладают вполне представительным набором функций.

Тесты производительности

График 1. Производительность почтовых серверов.
Тестирование серверов электронной почты проводилось мною в содружестве с Client Server Solutions. Компания CSS выпускает Bеnchmark Factory — программный продукт на базе Windows NT для измерения производительности, поддерживающий широкий набор тестов (http://www.benchmarkfactory.com). Я тестировал каждый из шести серверов, посылая на них попеременно запросы SMTP и POP3. На Графике 1 представлены результаты тестов всех шести почтовых серверов.

Тестирование почтовых SMTP-серверов проводилось на компьютере Compaq ProLiant 6500 с двумя Pentium Pro/200 МГц и 256 Мбайт оперативной памяти. Использовался массив RAID уровня 5 из семи жестких дисков на 9,1 Гбайт, подсоединенных к контроллеру Compaq Smart-2DH Array Controller. Две рабочие станции HP Vectra XU 6/200 с процессорами Pentium Pro/200 МГц и 128 Мбайт памяти формировали клиентскую нагрузку. Коммутатор Compaq Netelligent 5506 стандарта 100Base-T обеспечивал функционирование сети.

Тест производительности протокола POP3 из Benchmark Factory использовался как основной тест этого обзора. Для каждого сервера формировалась переменная рабочая нагрузка — от 100 до 1000 пользователей с приращением в 100 пользователей. В процессе теста случайным образом генерировалось время ожидания (т.е. время задержки со стороны пользователя перед выполнением следующей транзакции) с нормальным распределением и средним значением 10 секунд. В силу малости интервала каждый воображаемый пользователь создавал намного более высокую нагрузку, чем мог бы создать даже самый активный реальный пользователь. При каждом запуске теста мнимый пользователь посылал сообщения воображаемым получателям. Смесь транзакций была призвана имитировать реальную переменчивую нагрузку пользователей POP3. Данный тип нагрузки образуется, когда клиент POP3 соединяется с сервером для проверки поступления новых сообщений, загрузки почты и удаления сообщений на сервере через случайные интервалы времени. Используемая в тесте производительности смешанная нагрузка состояла из транзакций следующего вида:

  • 2% пользователей отправляли почту к 10 адресатам, размер каждого сообщения составлял 10 Кбайт;
  • 9% пользователей отправляли почту к 3 адресатам, размер каждого сообщения — 10 Кбайт;
  • 9% пользователей отправляли почту к 3 адресатам, размер каждого сообщения — 10 Кбайт, размер присоединенного файла — 10 Кбайт;
  • 40% пользователей читают все сообщения, состоящие из заголовка, тела сообщения и прикрепленного файла;
  • 40% пользователей удаляет все сообщения на сервере.

Результаты замеров

Программное обеспечение Benchmark Factory замеряет среднее количество транзакций в секунду для каждого типа нагрузки от клиентов. На Графике 1 видно, что, за исключением IMail, все почтовые серверы показывают примерно одинаковую производительность при нагрузке от 100 до 300 пользователей. На уровне нагрузки в 400 пользователей, производительность NTMail начинает выбиваться из общей колеи. При дальнейшем повышении количества подключений, от 400 и выше, расхождение в производительности становятся более очевидными, при этом MailSite показывает лучшее среднее значение — выше 76 транзакций в секунду. N-Plex Global идет вторым с результатом почти 64 транзакции в секунду, а CommuniGate Pro вплотную за ним — 60,3 транзакции в секунду. Пять из шести тестируемых продуктов поддерживают аутентификацию доступа к почтовым ящикам по имени и паролю пользователя из базы NT. Тестирование показало, что использование этой возможности оказывает значительное негативное влияние на общую производительность серверов POP3. Поскольку WorldMail Server не поддерживает схему аутентификации NT для доступа к почтовым ящикам, то в первой серии тестов я использовал идентификатор пользователя и пароль, задаваемые для каждого почтового сервера. Дополнительно я запускал тесты с IMail и MailSite, в которых для доступа к почте использовались учетные записи пользователей локальной системы. Производительность IMail падала до 58% от значения, показанного при использовании собственной схемы аутентификации. Для MailSite цена использования учетных записей NT была еще выше: только 48% от производительности, показанной при использовании схемы аутентификации MailSite.

Чтобы полнее прокомментировать результаты тестирования и пояснить аномальное поведение графика для MailSite, позволю себе углубиться в механизм доставки сообщений протоколом SMTP.

Процесс доставки почты протоколом SMTP состоит из двух шагов. При поступлении сообщения на сервер, оно вначале помещается в очередь доставки. В общем случае сообщения из этой очереди доставляются до места назначения (локального почтового ящика или другого почтового SMTP-сервера) по принципу «первый пришел — первый вышел». Относительный приоритет, который любая почтовая SMTP-система дает операции получения сообщений по отношению к операции их доставки, зависит от особенностей выделения ресурсов конкретным почтовым сервером и наличествующих параметров его настройки. Из всех тестировавшихся продуктов только CommuniGate Pro позволяет администратору задать максимальное число локальных потоков доставки, которые сервер может использовать. А MailSite оказался единственным продуктом, вообще не имеющим механизма настройки производительности. Остальные позволяли администратору указывать максимальное число потоков, которые сервер может задействовать. При проведении тестов производительности я заметил, что доставка локальной почты из очереди на сервере в почтовые ящики пользователей продолжалась и после завершения конкретного теста. Для устранения этого явления в CommuniGate Pro я задал 25 потоков для локальной доставки. Другие допускающие настройку продукты позволили задать число потоков для протокола SMTP, но специально выделить в них количество потоков для локальной доставки я не смог.

Перекос в настройке может воздействовать на результаты тестирования с самых разных сторон. При тестировании MailSite, уже после окончания выполнения теста, процесс локальной доставки продолжался в течение довольно значительного промежутка времени. MailSite отдает явное предпочтение получению почты и осуществляет доставку локальной почты по остаточному принципу. Как результат, при высокой нагрузке по приему почты SMTP, доставка локальной почты не происходит вообще. Отсутствие локальной доставки увеличивает эффективность выполнения SMTP-транзакций в тестах на производительность и эффективность обработки транзакций от клиентов POP3, поскольку с большой вероятностью можно было сказать, что в их почтовых ящиках ничего нет. При общении со службой технической поддержки компании Rockliffe существование проблемы в процессе получение-доставка в MailSite версии 3.1.1 подтвердилось, что выражалось в образовании очереди сообщений, ожидающих отправки, при высоких нагрузках на сервер. Специалисты Rockliffe предполагают исправить данную проблему в следующей версии 3.4.3.

Для сервера CommuniGate Pro, выделение дополнительных потоков для локальной доставки снимало крен в сторону полного приоритета процессу получения сообщений SMTP. Явное выделение ресурсов процессу локальной доставки забирало эти ресурсы у процесса получения почты. Резонно предположить, что CommuniGate Pro показал бы более высокие результаты, если бы я задал меньшее число потоков локальной доставки.

Не следует забывать также о том, что среднее время между транзакциями составляло 10 секунд. Формируемая таким образом нагрузка по крайней мере на порядок превышала нагрузку, которую мог бы создать реальный пользователь. И хотя в тестах создавалась нереально высокая нагрузка, их результаты говорят о необходимости доработки программных продуктов, чтобы почтовые системы могли справляться с внеплановыми перегрузками и иногда не удивлять неприятно администраторов почтовых систем.

Рекомендации

Тестирование со всей ясностью показало, что рекомендовать какой-то один продукт во всех ситуациях нельзя. Несмотря на различия в производительности, каждый из рассмотренных SMTP-серверов обладает достаточными возможностями для использования в малых и средних компаниях. Для малых компаний с небольшим бюджетом, WorldMail Server — наилучший вариант. Благодаря наличию поддержки клиентов LDAP, серверу рассылки и запасу производительности, WorldMail Server более чем достаточен для таких организаций. Крупным компаниям больше подошли бы CommuniGate Pro и MailSite. Второй «отметился» максимальной производительностью, был самым легким при установке и настройке и стоил меньше всех при числе пользователей до 100. Первый показывает устойчивое функционирование плюс дополнительно имеет хорошую поддержку для доступа через браузер, сервер рассылки с наиболее богатыми возможностями, по сравнению с другими продуктами, и обладает возможностью организации многосерверной конфигурации, что может пригодиться для растущих компаний.

CommuniGate Pro

CommuniGate Pro — полноценный расширяемый SMTP-сервер и сервер рассылки в одном лице. Стандартные функции включают поддержку почты по SMTP с разными дополнениями, доступ к почте через браузер и поддержку клиентов POP3 и IMAP4. Имеется возможность защиты от нежелательных почтовых рассылок, включая создание «черных» списков и проверку обратного адреса. Поддержка «удаленного» варианта протокола POP дает возможность пользователям задавать свои ящики протокола POP на других почтовых серверах, и CommuniGate Pro будет периодически забирать из них почту. Использование RPOP позволяет также получать корреспонденцию для всех пользователей в единый почтовый ящик (т. е. иметь одну учетную запись для всего домена). Этот единый ящик поддерживается Internet-провайдером организации. RPOP периодически опрашивает данный почтовый ящик у провайдера и пересылает полученные сообщения далее в почтовые ящики пользователей CommuniGate Pro. Многопоточная конструкция данного сервера обеспечивает одновременный доступ к почтовому ящику множества клиентов POP3 и IMAP4. Для доступа к почтовым ящикам на сервере можно использовать пользовательские учетные записи NT и собственные учетные записи CommuniGate Pro.

В программном обеспечении сервера реализован LDAP-сервер для доступа к информации из учетной записи и информации, хранящейся в базе данных Central Catalog. Поддержка протокола ACAP (Application Configuration Access Protocol) позволяет клиентам POP3 и IMAP4 получать параметры конфигурации и настройки с сервера CommuniGate Pro. Протокол poppwd (Password Modification Protocol) позволяет поддерживающим его клиентам изменять пароль доступа к почтовому ящику. Поскольку владелец почтового ящика для доступа к своему ящику может применять либо пароль NT, либо пароль CommuniGate Pro, то poppwd вначале проверяет, пароль какого типа используется, и только затем меняет старый пароль на новый. CommuniGate Pro поддерживает ряд клиентских протоколов защищенного доступа, включая APOP (Authenticated Post Office Protocol), IMAP-AUTH и CRAM-MD5.

Установка. CommuniGate Pro имеет версии не только для платформы Windows NT, но и для некоторых вариантов Unix, для Apple MacOS Server (известную под именем Rhapsody) и Windows 9x. ПО нормально функционировало на тестовом сервере, оснащенном 256 Мбайт памяти.

Установка проста. После разархивирования файлов установки (хранящихся в формате zip) в файле README можно найти указания по начальной установке. Программа Installer.exe запрашивает пути к двум каталогам: CommuniGate Pro Files и CommuniGate Pro Directory. Почтовые ящики и очереди файлов располагаются в каталоге CommuniGate Pro Files, исполняемые файлы — в каталоге CommuniGate Pro Directory. В процессе установки создается учетная запись Postmaster, используемая для создания других учетных записей и настройки системы. Пароль для учетной записи Postmaster создается системой случайным образом. Вместо вывода сгенерированного пароля на экран, пароль сохраняется в текстовом файле в каталоге Account, что описано в инструкции по установке. При изменении пароля на более легкий для запоминания до начала настройки сервера требуется перезапуск CommuniGate Pro. Сам почтовый сервер запускается как одна служба NT, в отличие от других тестированных продуктов, которые устанавливали несколько служб.

Документация. Просмотреть документацию по продукту можно браузером; она содержит ясное описание всех компонентов системы. Но на момент тестирования я бы предпочел версию руководства в формате PDF с возможностью поиска по всему комплекту документации по ключевым словам.

ЭКРАН 1. Web-страница для администрирования системы CommuniGate Pro.

CommuniGate Pro

Производитель: Stalker Software, http://www.stalker.com

Стоимость:

499 долларов за 50 пользователей; 5 списков рассылки, неограниченное количество пользователей в списке

999 долларов за 200 пользователей; 15 списков рассылки, неограниченное количество пользователей в списке

1 999 долларов за 1000 пользователей; 100 списков рассылки, неограниченное количество пользователей в списке

4 999 долларов за 30 000 пользователей; неограниченное количество списков рассылки, неограниченное количество пользователей в списке

29 999 долларов за неограниченное количество пользователей; неограниченное количество списков рассылки, неограниченное количество пользователей в списке

Требования к системе:

50 пользователей

Процессор 486 и выше

32 Мбайт оперативной памяти

30 000 пользователей

Процессор Pentium II и выше

64 Мбайт оперативной памяти

Настройка и управление. CommuniGate Pro содержит Web-сервер, обеспечивающий администрирование системы и управление почтовыми ящиками. Web-страницы, посвященные администрированию системы, логически разделены на четыре группы: SETTINGS, Accounts, Domains, MONITORS, что и показано на Экране 1. Для того чтобы завершить основную настройку, следует указать имя домена и создать учетные записи почтовых ящиков. При переходе на CommuniGate Pro с другой почтовой системы для создания сразу многих ящиков можно использовать информацию из текстового файла с табуляциями в качестве разделителя. Я использовал Microsoft Excel для создания такого файла на 1000 пользователей, затратив на это всего несколько минут.

Стандартные параметры настройки программного обеспечения соответствуют обычной рабочей нагрузке в небольшой компании. Поскольку планировалось тестировать сервер большой нагрузкой, то перенастройка была необходима. В процессе тестирования я планировал имитировать 1000 одновременных подключений, поэтому задал 1000 SMTP-каналов приема почты, 1000 POP3-каналов и 10 потоков локальной доставки. SMTP-каналы приема сообщений принимают приходящую от клиентов SMTP почту, адресованную пользователям CommuniGate Pro. Каналы POP3 обеспечивают прием почты от почтовых клиентов POP3. Когда модуль SMTP получает почтовое сообщение, он помещает его в очередь доставки. Данный модуль не производит доставку сообщений по локальным почтовым ящикам, этим занимается агент локальной доставки. Количество задаваемых по умолчанию потоков доставки (один) не может справиться с доставкой получаемых сообщений при высокой нагрузке на сервер. При задании 10 потоков доставки завершение процесса локальной доставки наступало через 5 минут после окончания теста.

Доступ по POP3, IMAP и через браузер. Я применял Outlook Express и Eudora Pro 1.0 для тестирования поддержки CommuniGate Pro клиентов POP3 и IMAP. Используя обе эти программы, я посылал и принимал почту, создавал папки IMAP и перемещал сообщения между папками.

Приятным сюрпризом выглядел доступ к почте через браузер. Поддержка этого типа работы с почтой полностью интегрирована в сервер и не требовала наличия отдельного Web-сервера. Используя Microsoft Internet Explorer 5.0, я посылал и принимал почту, посылал и сохранял присоединенные файлы, создавал папки IMAP и перемещал почтовые сообщения между папками. Браузер выводит содержимое сообщения в отдельном окне, поэтому, чтобы просмотреть сообщение полностью, достаточно воспользоваться прокруткой. Имеется возможность перемещения между непрочитанными сообщениями в папке, не возвращаясь к режиму просмотра папок. Сообщения могут быть помечены как прочитанные и непрочитанные, отмечены флажком «Внимание», восстановлены после их пометки для удаления. Пользователь может поддерживать свои Web-страницы на сервере, если, конечно, администратор разрешит это данной учетной записи. Доступ к почте через браузер открывает возможности, которых нет в большинстве клиентов POP3 и IMAP, включая установку автоматического ответного сообщения и управление видами экранов создания и просмотра сообщений.

Свойства сервера рассылки. В состав сервера CommuniGate Pro входит полнофункциональный сервер рассылки. Им поддерживаются регулируемые и нерегулируемые списки рассылки, имеется возможность определения подписчиков в нерегулируемых списках. Пользователь может выбрать время доставки, когда члены списка получат сообщение, доставку через период времени дайджестов или только содержания дайджестов. Подписчики обладают возможностью просматривать сообщения браузером. Можно настроить списки на прием сообщений от любого адресата, только от членов списка или только от пользователей данного почтового домена. Формирование подписки на данный список может осуществляться обычным образом — письмом, а также администратором, путем импорта списка адресов из текстового файла.

Производительность. CommuniGate Pro продемонстрировал хорошую производительность и был третьим с максимальным результатом в 60,3 транзакций в секунду в ходе теста. К сожалению, продукт отметился также и наибольшим снижением производительности при росте нагрузки выше уровня, на котором CommuniGate Pro выдал свой максимальный результат. Падение производительности было столь велико, что сервер не смог даже выполнить последний этап теста. Возможно, я смог бы выправить ситуацию, задав немного меньше потоков для доставки почты в локальные почтовые ящики, но у меня не хватило времени на проверку этой гипотезы. К чести CommuniGate Pro, это был единственный продукт, позволявший настройку потоков локальной доставки. Эта способность позволяет администраторам почтовых систем перераспределять системные ресурсы между очередью поступающей почты и очередью для доставки сообщений в локальные почтовые ящики пользователей.

Резюме. CommuniGate Pro — почтовый сервер с самым полным набором функций из тех шести, что я тестировал. Программный продукт отличают полноценная поддержка работы с почтой через браузер, поддержка LDAP, развитый сервер рассылки и, кроме того, приличная производительность и возможности для роста. По стоимости в расчете на один почтовый ящик только MailSite выглядит немного привлекательнее CommuniGate Pro, не имея при этом ряда его возможностей. Данный продукт заслуживает самой высокой оценки.

Eudora WorldMail Server 2.0

ЭКРАН 2. Окно управления WorldMail Management Center.

Eudora WorldMail Server 2.0

Производитель: Qualcomm, http://www.eudora.com

Стоимость:

159 долларов за 10 пользователей; неограниченное число списков рассылки, неограниченное число пользователей в списке

99 долларов за каждые последующие 10 пользователей

Требования к системе:

50 пользователей

Процессор Pentium и выше (поддерживает несколько процессоров)

Windows NT Server 4.0 или старше

32 Мбайт оперативной памяти (рекомендуется 62 Мбайт)

1 Гбайт дисковой памяти

Дисковод CD-ROM
Почтовый сервер WorldMail Server поддерживает протокол SMTP с расширениями IMAP4 и POP3. Подобно другим пяти серверам из обзора, продукт поддерживает несколько почтовых доменов и имеет сервер рассылки. Qualcomm построила данный сервер на базе серверной технологии N-Plex, приобретенной у Isocor и затем доработанной. WorldMail Server поддерживает службы каталогов LDAP и X.500, но не поддерживает почтовые домены, распределенные на нескольких серверах.

WorldMail Server имеет службу автоматической настройки клиентов, позволяющую клиенту Eudora автоматически считывать параметры конфигурации с сервера. Это снимает необходимость в настройках при установке самих почтовых клиентов. В комплект поставки входит клиент Eudora Lite POP-IMAP, который поддерживает автоконфигурацию.

Используя данный программный продукт, администратор может задавать разделяемые папки, имеющие связанный с ними почтовый адрес, и разрешать доступ к этим папкам определенным пользователям. Такая возможность дает доступ большому числу пользователей к одной копии сообщения из разделяемой папки.

Программное обеспечение сервера поддерживает почтовые ящики только одного типа и может обеспечивать задание двух паролей для ящика: простого текстового пароля и пароля для применения в защищенных соединениях по протоколам APOP и CRAM-MD5. ПО WorldMail Server не поддерживает аутентификацию с использованием учетной записи NT и не разрешает создания почтовых ящиков процедурой импорта из базы учетных записей NT.

Установка. Системные требования для WorldMail Server типичны. Несмотря на родственную связь с Isocor N-Plex, установка этой программы проходила гораздо легче, чем установка N-Plex Global. За один проход устанавливаются WorldMail Center, Internet Mail Service (IMS) и Directory Service. Базу пересылки сообщений составляют WorldMail и Message Store. Службы Directory Service, Web/ LDAP/x.500 Gateway и Ph2LDAP поддерживают службу каталогов и доступ через браузер. Предусмотрены также службы удаленного управления Remote Management Agent и работы со списками рассылки List Management Agent.

Следующим шагом процедуры установки является создание одного или нескольких почтовых доменов и пользователей. Обе операции легко выполнить через WorldMail Center.

Документация. Вместо браузера или Adobe Acrobat, в Qualcomm для просмотра интерактивной документации предпочли использовать DynaText 3.1. Содержание всех руководств выводится в левой панели DynaText, что позволяет легко перемещаться между руководствами. При выборе заголовка любого раздела руководства, на правой панели автоматически выводится содержание данного раздела. На мой взгляд, документация по данному продукту хорошо организована и полезна. Контекстная подсказка весьма информативна, предлагает определения понятий и примеры использования. Используя DynaText, можно распечатать любой фрагмент руководства. К неудобствам можно отнести то, что текст документации выводился грубовато до тех пор, пока я не подстроил размер экрана.

Настройка и управление. WorldMail Server предлагает программы управления с интерфейсами двух видов. Первый — это WorldMail Management Center, показанный на Экране 2. Это полнофункциональная программа удаленного и локального управления на базе стандартного графического интерфейса Windows. Система управления защищена паролем. После задания пароля на чтение и пароля на запись, Management Center выводит иерархический список установленных серверов и их компоненты в левой панели окна. Указывая пункт в левой части, справа можно увидеть объекты этого пункта (например, пользователей). При нажатии правой кнопки мыши на любой панели выводит меню с доступными операциями, например настройка, добавление, удаление. При помощи Management Center мне удалось быстро добавить почтовый домен и пользователей.

Для того чтобы облегчить создание большого количества учетных записей пользователей системы, удобно взять на вооружение утилиту nibl.exe с информацией для нее в текстовом файле. Данная утилита позволяет сохранять и восстанавливать настройки WorldMail Server в целях резервного копирования и при перемещении или модернизации сервера. Кроме этого, утилита помогает связать создаваемые вновь почтовые ящики и учетные записи пользователей NT.

Java-приложение Group Account Manager — вот еще один основанный на браузере инструмент для управления почтовой системой. Его можно применить для управления пользователями и списками доставки и вывода информации о настройках указанного домена.

WorldMail Server делает доступным распределенное управление почтовыми доменами. Внутри домена администраторы могут указать пользователей, которым разрешено администрировать домен. Администратор системы может также ограничить другим администраторам доступ к восьми специальным атрибутам домена: например, учетной записи, спискам рассылки и разделяемым папкам.

Предусмотрен довольно разнообразный набор параметров тонкой настройки. Можно задать максимальное число SMTP-потоков доставки и приема сообщений, максимальное количество одновременно подсоединенных пользователей.

Доступ по POP, IMAP и через браузер. Доступ с использованием Outlook Express и Eudora Pro по протоколам POP и IMAP происходил без сучка и задоринки. Я отсылал и принимал почту, создавал новые папки IMAP на сервере и перемещал почту из папки в папку. WorldMail Server не имеет средств для доступа через браузер. Имеющееся Java-приложение, Personal Account Manager, позволяет только осуществлять доступ к серверу для задания автоматических обратных сообщений, настраивать адреса пересылки сообщений и изменять пароли почтового ящика.

Свойства сервера рассылки. WorldMail Server включает в себя сервер рассылки с поддержкой открытых, ограниченных и регулируемых списков. Поддерживаются команды подписки и отказа от подписки, и запросы о группах подписки и подписчиках. Администратор почты управляет списками тех, кто может подписываться, кто может публиковать сообщения и кто может затребовать список подписавшихся. Не поддерживаются списки рассылки в режиме дайджестов; сервер рассылки перепосылает полученные сообщения членам списка сразу, как он получает сообщение.

Производительность. Серверу принадлежит четвертое место в общем рейтинге производительности — 56,55 транзакций в секунду.

Резюме. Для небольших организаций WorldMail Server — наилучший выбор из всех серверов, что я тестировал. Стоимость продукта составляет 159 долларов за конфигурацию для 10 пользователей. Его отличает наличие поддержки LDAP, хороший сервер рассылки и неплохая производительность.

IMail Server 5.0

ЭКРАН 3. Контекстное меню IMail Administrator.

IMail Server 5.0

Производитель: Ipswitch, http://www.ipswitch.com

Стоимость:

995 долларов за 250 пользователей; неограниченное число списков рассылки, неограниченное число пользователей в списке

1495 долларов за неограниченного числа пользователей; неограниченное число списков рассылки, неограниченное число пользователей в списке

Требования к системе:

Windows NT Server 3.51 или старше

32 Мбайт оперативной памяти (рекомендуется 64 Мбайт)

200 Мбайт дисковой памяти

Протокол TCP/IP
Кроме стандартной поддержки POP3, IMAP4, SMTP и некоторых его расширений, IMail Server имеет и много других черт, роднящих его с другими продуктами в данном обзоре. Разрешая посылать и принимать почту через браузер, данный почтовый сервер устраняет необходимость в специальном почтовом клиенте. Средства администрирования на базе браузера допускают удаленное администрирование учетных записей и системных параметров. Благодаря интерфейсу с каталогом LDAP можно запрашивать адреса электронной почты и иную информацию.

IMail Server организован как набор нескольких служб NT: одна служба для поддержки протоколов POP3, IMAP4, SMTP, LDAP; одна — для работы с сообщениями через браузер; одна — для сервера рассылки, и одна — для мониторинга системы. Служба мониторинга IMail Server представляет собой довольно интересную функцию. С ее помощью можно следить за любой службой из состава IMail Server, производить перезапуск остановившейся службы и даже посылать сообщения на пейджер или по электронной почте. Ее можно также настроить на мониторинг других служб, состояния шлюза по умолчанию и объема дискового пространства.

IMail Server поддерживает три варианта задания пользователей и паролей для аутентификации доступа к почтовым ящикам; нужно выбрать один из них при установке. Формирование учетных записей может основываться на базе учетных записей NT, базе IMail Server или внешней базе пользователей.

При выборе первого метода любой пользователь с учетной записью в данном домене NT получает доступ к почтовому ящику по имени и паролю в домене. Программное обеспечение сервера автоматически создает новый почтовый ящик при добавлении нового пользователя в домен. Использование данной возможности требует установки сервера IMail Server на контроллере домена, чтобы почтовые службы имели доступ к базе учетных записей домена.

При формировании ящиков на базе IMail учетные записи пользователей хранятся в реестре системы. В дополнение к использованию IMail Administrator для управления учетными записями пользователей в этом случае имеется возможность импорта учетных записей из базы NT. Однако импортированные учетные записи из базы NT пароля не сохраняют — приходится указывать пароль в базе IMail Server.

Внешняя база данных — третий вариант хранения пользовательской информации и аутентификации доступа в IMail Server. Как и при использовании варианта IMail Database, добавление и удаление учетных записей во внешнюю базу осуществляется через IMail Administrator. Для использования такой базы учетных записей приходится писать специальную программу, реализующую интерфейс между почтовой системой и данной базой.

IMail Server поддерживает протокол аутентификации CRAM-MD5 для защиты пользовательских паролей при передаче их по сети. В документации не поясняется, какие протоколы используются для защиты клиентского доступа. Когда я попытался применить Secure Password Authentification из Outlook, аутентификации не произошло. Однако при использовании Eudora Pro с протоколом IMAP и поддержкой CRAM-MD5, аутентификация завершилась удачно. Попытка доступа по POP с APOP не увенчалась успехом, а вот с Remote Passphrase Authentification (RPA) повезло.

Установка. Установка IMail Server проста. Программа setup.exe. запрашивает каталог для программы и подтверждение на использование базы учетных записей либо IMail Server, либо Windows NT и проверяет наличие записи о почтовом сервере на сервере DNS. Мастер установки дополнительно дает возможность после завершения установки добавить пользователей в систему.

IMail Server запускает 10 служб. 8 из них устанавливаются в режим автоматического запуска при старте системы. Службы Whois и Finger устанавливаются в режим ручного запуска. IMail Server устанавливает службы SMTP, POP3, IMAP4, HTTP, LDAP, ведения журналов, поддержки изменения пароля почтовыми клиентами Eudora, системного мониторинга.

Документация. IMail Server поставляется с печатным руководством пользователя. Доступно оно и в виде файла формата pdf. Руководство понятно и хорошо организовано, содержит в себе обычные разделы по установке и настройке. Кроме этого, в руководстве приведено описание настроек реестра и файлов, используемых IMail Server. Описано 10 утилит командной строки, полезных при автоматизации административных задач. У программы IMail Administrator замечательные экраны подсказки. Я очень быстро находил нужную информацию при поисках ответов на вопросы типа: «Как сделать…?».

Настройка и управление. У IMail Server гораздо больше параметров для настройки, чем у любого другого продукта из тестируемых. IMail Administrator запускается только на почтовом сервере и имеет графический интерфейс для настройки доменов, пользователей, псевдонимов и других типичных параметров. На Экране 3 на левой панели приведено иерархическое дерево для сервера и его объектов.

IMail Server сохраняет параметры настройки в реестре и выводит соответствующий значок на панели управления для доступа и изменения данных параметров. Программа IMail User Manager — альтернативное средство для работы с учетными записями пользователей. Она дублирует функции IMail Administrator, но возможно, что некоторым будет легче управлять учетными записями пользователей именно через нее.

Администрировать IMail Server можно и удаленно, через браузер или используя утилиту удаленного управления iradmin.exe. Iradmin.exe реализует только базовые функции управления (смену паролей, добавление пользователей и псевдонимов). Браузер позволяет администратору выполнять большинство функций программы IMail Administrator, но другим образом.

В IMail Server нет программы, позволяющей проводить тонкие настройки. Вместо этого в документации описаны все изменения, которые следует вносить в реестр NT с этой целью.

При импортировании учетных записей NT существует возможность их выбора только из локальной базы. При импорте учетных записей из базы данных домена нужно вначале извлечь учетные записи в текстовый файл и затем обработать его прилагаемой утилитой adduser.exe.

В больших организациях можно совместно использовать сразу несколько равноправных систем IMail Server. При этом объединение нескольких серверов позволяет настраивать один из них на использование базы учетных записей NT, а другие на базы IMail Server или внешние базы.

Доступ по POP, IMAP и браузер. Ничего удивительного в доступе по POP и IMAP к IMail Server не обнаружилось. Я пользовался Outlook Express для работы с почтой в обоих режимах. В режиме IMAP4 я создал дополнительные папки и переместил сообщения из одной в другую. Сервер LDAP вернул список возможных получателей при моем запросе по части имени.

Интегрированный в IMail Server Web-сервер легко настроить и использовать. Для данного вида доступа не требуется дополнительного ПО; было совсем нетрудно настроить доступ как по стандартному порту TCP/IP. При работе через браузер доступны все папки, можно создавать вложения папок и перемещать сообщения между папками. Однако отсутствует интерфейс со службами LDAP для получения адресов.

Сервер рассылки. Достаточно обычен. Списки могут быть регулируемые или нерегулируемые, пользователи могут подписываться и отказываться от подписки на общие списки. Допускаются частные списки, когда все команды на подписку отвергаются и только администратор списка управляет списком. Посылаемые пользователями сообщения в список либо доставляются сразу, либо накапливаются для периодической рассылки, если установлен режим дайджеста. Но в отличие от большинства других серверов рассылки, члены списка не могут выбрать режим доставки сообщений.

Производительность. IMail Server оказался в моих тестах последним; производительность не превысила уровня 24 транзакций в секунду. Если требуются высокая производительность при большой пользовательской нагрузке и работа с большими списками рассылки, стоит выбрать какой-нибудь другой продукт. Но если этого не нужно, можно не обращать внимания на производительность IMail Server. Для некрупных организаций его скорость вполне достаточна.

Резюме. У IMail Server есть много того, чего нет у других — включая мониторинг служб и автоматическое создание учетных записей из базы NT. При цене 1495 долларов за неограниченное количество пользователей этот продукт достаточно интересен. С хорошим сервером рассылки, поддержкой работы с почтой через браузер, поддержкой нескольких серверов и множеством других черт, в лице IMail Server многие вполне смогут найти то, что ищут.

MailSite 3.3.1

ЭКРАН 4. Консоль управления MailSite

MailSite 3.3.1

Производитель: Rockliffe, http://www.rockliffe.com

Стоимость:

495 долларов за 100 пользователей; 10 списков рассылки, неограниченное число пользователей в списке

995 долларов за 5000 пользователей; 500 списков рассылки, неограниченное число пользователей в списке

1995 долларов за 100 000+ пользователей; 100 000+ списков рассылки, неограниченное число пользователей в списке

Требования к системе:

Процессор 486 и выше

Windows NT Server 4.0 или NT Workstation 4.0; Windows NT Server 3.51 или NT Workstation 3.51; Windows 95

16 Мбайт оперативной памяти

15 Мбайт дисковой памяти

Протокол TCP/IP

Клиент DNS
В MailSite реализован протокол SMTP и его расширения, POP3, IMAP4 и LDAPv3. Защиту клиентского доступа обеспечивает поддержка сервером команд APOP, AUTH и AUTHORIZE. Данный продукт представляет собой улучшенную версию Freeware IMS, подготовленную консорциумом Microsoft Windows NT Academic Centre (EMWAC), который поддерживают английское отделение Microsoft, компания Research Machines и университет Эдинбурга. MailSite поддерживает несколько типов почтовых клиентов, каждый из которых использует имя пользователя и пароли. Можно применять специальный пароль MailSite, хранимый в реестре NT и дающий доступ к ящику типа Registry Mailbox. Пользовательская учетная запись системы NT дает доступ к ящику типа NT Mailbox на сервере MailSite. Возможность использовать ящики типа Database Mailbox является дополнительной, имена пользователей и пароли хранятся в ODBC-совместимой базе данных. Database Mailbox поставляется за отдельную плату.

В MailSite имеется встроенный сервер рассылки. Возможности MailSite можно расширять, применяя Agents — программы или командные файлы, исполняемые при обработке сообщений модулями MailSite.

Функция Domain Name Synonym окажется особенно полезной для компаний с несколькими доменами, а также пользователям, имеющим адреса в разных почтовых доменах. Можно определить домены-синонимы в главном домене, и почтовые сообщения на адрес you@synonymdomain.com будет доставляться в you@maindomain.com. В других почтовых системах это приходится делать на пользовательском уровне. Данная возможность экономит массу времени администратора, затрачиваемого на задание псевдонима для каждого пользователя в каждом почтовом домене.

Установка. MailSite оказался самым простым в установке из всех тестировавшихся продуктов. Rockliffe распространяет программу в виде файла setup.exe размером 6,7 Мбайт на компакт-диске. В процессе установки нужно указать только расположение программных файлов и файлов документации, и каталог Spool для промежуточного хранения почтовых сообщений. После указания лицензионного ключа и выбора автоматического запуска службы MailSite при загрузке, процесс установки можно считать завершенным. Программа установки не сообщает, что по умолчанию местом хранения почтовых ящиков пользователей является каталог, назначенный для хранения файлов самой программы. Однако, используя страницу свойств в MailSite Administrator, можно легко задать другое место хранения почтовых ящиков. Компания Rockliffe реализовала MailSite в виде набора из семи служб NT: по одной службе на протоколы POP3, IMAP4, LDAP и HTTP, одна служба для входящей SMTP почты, еще одна для исходящей, и последняя поддерживает удаленное управление с консоли MailSite или Java.

Документация. Программное обеспечение поставляется с печатным руководством MailSite Administration Guide и с файлами помощи на компакт-диске. Электронная версия печатного руководства имеется и на компакт-диске в формате Word. Руководство отличается полнотой, легкостью использования и ясным описанием как процесса установки и выполнения административных задач, так и архитектуры MailSite и возможных неполадок.

Настройка и управление. Управлять MailSite можно удаленно с помощью консоли управления MailSite Console — обычной Windows-программы. Кроме этого, для управления почтовыми ящиками и списками рассылки можно использовать Java Console и Web Console. Обе эти программы осуществляют управление через встроенный Web-интерфейс, доступный при указании в браузере порта 90 на сервере MailSite. С помощью Web Console пользователи могут изменять свои пароли (в том числе и пароль NT при использовании для учетных записей NT), перенаправлять почту на другие почтовые ящики и задавать автоматические ответные сообщения для входящей почты. Помимо этого, администраторы системы могут управлять пользовательскими ящиками и списками рассылки. Владельцы списков могут применять Web Console для подтверждения запросов на подписку и управления списком.

Если помимо управления ящиками и списками необходимо выполнять и другие административные операции, следует выбрать MailSite Console (см. Экран 4). В отличие от других SMTP-серверов, в MailSite не предусмотрена тонкая настройка: нельзя ни выставить максимальное количество одновременных соединений, ни задать число активных потоков. Однако именно такая ограниченность и делает MailSite самым простым из шести серверов в установке и работе.

Создать в MailSite почтовые ящики для существующих учетных записей NT было нелегко. Я использовал MailSite Administrator для выбора пункта Mailbox в почтовом домене NTLAB.COM, который был создан при установке. Пока я не выбрал этот пункт, который выводит имена существующих почтовых ящиков, пункт меню Create New был недоступен. Немного разочаровала необходимость выбора пункта Mailbox, чтобы получить доступ к пункту Create New. Можно предположить, что этот лишний шаг необходим MailSite для прояснения того, в каком именно домене создается новый почтовый ящик. Однако программе следовало бы быть более гибкой, а не вводить в сомнения неопытных администраторов, гадающих, почему им недоступен пункт меню Create New. После выбора Create New/NT Mailboxes, MailSite выводит список пользователей домена NT, позволяя, кроме того, просмотреть группы домена. Выбирая одну или несколько пользовательских учетных записей или групп, можно быстро создать почтовые ящики для пользователя или члена выбранной группы.

Я обнаружил небольшую ошибку в работе MailSite. При создании почтового ящика NT Mailbox выводится список локальных учетных записей и учетных записей домена. Если в обоих списках присутствует учетная запись с одинаковым именем, MailSite выводит только учетную запись в домене. Однако при попытке доступа к почтовому ящику программа потребует пароль локальной учетной записи.

Есть и совсем легкий путь создания почтового ящика в MailSite. Нужно просто создать локальную или глобальную группы и настроить MailSite на создание почтового ящика для каждого члена группы. MailSite проверит группу на предмет соответствия адресов правилам, заданным в почтовом домене, и будет автоматически создавать ящики при первом получении почты для данного пользователя или при первом соединении пользователя по протоколам POP и IMAP.

Доступ по POP, IMAP и через браузер. Применяя Outlook Express и Eudora Pro для проверки соединений по POP или IMAP, я мог посылать и принимать сообщения, создавать папки IMAP и перекладывать сообщения из одной в другую. В MailSite не поддерживается браузер как средство работы с почтой.

MailSite начинает «путаться», когда происходит доступ к почтовому ящику NT, созданного для учетной записи, имя которого одинаково в локальной базе учетных записей почтового сервера и базе учетных записей домена. При создании почтового ящика для такого пользователя, MailSite выводит значок учетной записи в домене, но при аутентификации будет запрошен пароль локальной учетной записи. Эта ситуация ведет к путанице, когда в локальной базе учетных записей и базе домена имеется один и тот же пользователь с разными паролями.

Сервер рассылки. MailSite имеет мощный и гибкий сервер рассылки, который пересылает всем пользователям списка сообщения, посланный на соответствующий списку адрес электронной почты. Поддерживаются регулируемые и нерегулируемые списки. Можно настроить сервер рассылки на пересылку каждого сообщения членам списка по мере поступления сообщений, или накапливать сообщения и пересылать их через определенные интервалы времени (режим дайджеста). Кроме возможности для пользователей посылать данному серверу запросы на подписку и отказ от подписки на список администратор может создавать списки рассылки, основываясь на принадлежности пользователей к локальной или глобальной группам в домене NT либо выбирая из результатов запроса к базе учетных записей или принадлежности локальному серверу. Списки рассылки в MailSite формируются на базе текстового файла, что дает возможность создавать и управлять списком, используя внешнюю для данной почтовой системы информацию.

Производительность. Пиковая производительность MailSite была максимальной и составила 76,88 транзакций в секунду при 800 предполагаемых пользователях. При увеличении же количества пользователей происходило резкое снижение производительности.

MailSite обладает исключительной способностью к автоматической адаптации к нагрузке. Сервер справлялся

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями