«Компьютерные сети. Хитрости». Кэти Айвенс По данным разнообразных опросов, более 70% московских семей имеют ПК, а у многих - их несколько. В последнем случае возникает естественное желание соединить компьютеры в сеть
Несколько лет назад, когда речь заходила о промышленном Ethernet, заголовки были весьма оптимистичными: «Прорыв в отрасли», «Ethernet завоевывает производственный сектор», «Открытые сети» или «Неисчерпаемые возможности и синергия современных миров ИТ». И что же из всего этого получилось? Сбылись ли ожидания или то была лишь буря в стакане воды? Забегая вперед, сразу скажу, что так быстро, как когда-то прогнозировалось, переход от промышленной шины к Ethernet не происходит. Однако кое-что все же делается, стоит лишь присмотреться повнимательнее. И хотя передача опыта из области информационных технологий в сектор производства и автоматизации идет по правильному пути, все же требуется более глубокое понимание происходящих процессов и предъявляемых запросов.
Долгие годы производственные цеха, датчики и системы управления объединялись в единую сеть при помощи промышленных шинных систем - Profibus, CAN или Interbus. И все же сегодня новые решения по автоматизации предприятий реализуются исключительно с применением промышленного Ethernet. Однако при всем ажиотаже вокруг технических возможностей нельзя оставлять без внимания вопрос о практической выгоде. Способен ли промышленный Ethernet повысить динамичность деловых процессов, а следовательно, и производительность? Переход от промышленных шин к решениям Ethernet отвечает потребности в сквозной сетевой технологии - от уровня управления вплоть до производственных модулей, ведь данные производственных участков и систем теперь можно сделать доступными для всей корпоративной сети. Преимущества очевидны: увеличение функциональности полевых устройств означает рост производительности и гибкости предприятия, а значит, делает процессы более динамичными.
Ситуация на отечественном рынке широкополосного доступа в Internet и развивающегося сегмента интерактивных услуг во многом напоминает начальные этапы развития рынка услуг сотовой связи. Согласно опубликованным в октябре данным Организации экономического сотрудничества и развития, число абонентов широкополосного доступа на июнь 2006 г. составило в мире 181 млн человек - на 33% больше, чем годом ранее. Между тем аналитики Ovum дают другие сведения: абонентская база достигла 227 млн на конец 2005 г., а число абонентов увеличилось на 35% (за рубежом широкополосным обычно считают канал со скоростью передачи данных от 2 Мбит/c). Однако рост абонентской базы замедляется, в связи с чем стали говорить о приближающемся насыщении рынка.
Компьютерная проводка Категории 7 получила свое развитие в виде четырехпарной, надежно экранированной кабельной системы, с широкополосностью 1200 МГц и выше. В некоторых странах довольно широко используется четырехпарная экранированная проводка с широкополосностью 1200 МГц. Такая кабельная система обычно применяется как мультимедийная, т. е. по ней одновременно могут функционировать телефония, телевидение, компьютерная сеть. Главное ее достоинство, конечно, в возможности передачи телевизионного сигнала, так как иначе для этого потребовалось бы проложить отдельный коаксиальный кабель. Ни компьютерная сеть, ни телефонная связь в полосе частот 1200 МГц, естественно, не нуждаются.
Построение промышленной СКС на основе модульных, взаимозаменяемых и технологичных решений обеспечит простоту обслуживания и надежность работы кабельной инфраструктуры, что, в свою очередь, является залогом эффективности производственных процессов и коммерческого успеха предприятия. Современные офисы нельзя представить без локальных сетей, где в качестве физической среды передачи применяются структурированные кабельные системы (СКС). Уже никому не требуется доказывать те преимущества, которые обеспечивают «три кита» СКС: структуризация, универсальность и избыточность. Четко определенная структура кабельной системы, высокий уровень стандартизации компонентов, гарантированная поддержка высокоскоростных сетевых технологий (в первую очередь, Ethernet на скоростях от 10 Мбит/с до 10 Гбит/с) - благодаря всем этим возможностям такие сети служат прочным фундаментом для бизнес-приложений.
С увеличением зависимости бизнеса от ИТ и повышением требований со стороны информационных систем к электропитанию долгосрочные инвестиции в системы бесперебойного питания ставятся под сомнение все реже, благодаря чему через пару лет российский рынок ИБП может стать крупнейшим в Европе. Стремясь улучшить характеристики и повысить привлекательность выпускаемого оборудования, производители источников бесперебойного питания (ИБП) работают над повышением его КПД (до 97% и выше), коэффициента мощности на входе (до 0,99), сокращением эксплуатационных расходов, снижением коэффициента нелинейных искажений (КНИ) тока (до 3% и менее), применяя электронные схемы регулировки коэффициента мощности и бестрансформаторные технологии.
Несмотря на наличие соответствующих технологий лишь 10% архивных и резервных данных во всем мире эффективно защищены от постороннего доступа. В таких условиях возрастают риски, связанные с информационной безопасностью предприятия, особенно при перевозке или утилизации лент. Возможны и злонамеренные действия внутри компании. Как известно, на одной ленте для резервного копирования может храниться до 400 Гбайт данных. При этом свыше 90% лент может быть прочитано посторонними лицами на другом ленточном накопителе. Кражу данных облегчает то обстоятельство, что более половины лент перевозится в «надежное» место силами транспортных компаний.
Применительно к защите информации нередко возникает резонный вопрос - а можно ли отдать на аутсорсинг систему информационной безопасности предприятия или, по крайней мере, ее антивирусную составляющую? Какой выигрыш получает компания от аутсорсинга и когда обращение к данной услуге приемлемо или возможно? По данным Gartner, к 2011 г. до трех четвертей подразделений ИТ подвергнутся кардинальным преобразованиям. К тому времени их штат сократится в среднем на 20%, а «доморощенных» технологий будет использоваться на 40% меньше по сравнению с 2005 г., однако объем обслуживаемой информации удвоится. В первую очередь изменения коснутся направленности интересов специалистов по ИТ. Если сейчас пальма первенства принадлежит обслуживанию и поддержанию работоспособности вычислительной техники, то в соответствии с веяниями времени в перспективе основные усилия будут концентрироваться на бизнес-информации, бизнес-процессах и бизнес-отношениях.
В последнее время наблюдается тенденция перехода от исторически более ранних стандартов де-юре к стандартам де-факто, которые уже широко используются и доказали свою эффективность. Такое изменение связано