Системы корпоративной телефонии продолжают совершенствоваться. Они дополняются новыми возможностями, среди которых — расширенная поддержка мобильных устройств, функции унифицированных коммуникаций, интеграция с популярными бизнес-приложениями. Для заказчиков из сегмента малого и среднего бизнеса производители разрабатывают недорогие и простые в использовании IP-решения.

 

Первая АТС была запатентована в марте 1889 года американским бизнесменом Алмоном Строуджером. Автоматические телефонные станции декадно-шагового типа до сих пор выполняют свою службу и составляют значительную часть парка оборудования городской телефонной сети. Вместе с тем корпоративная телефония продвинулась в последние годы далеко вперед, и теперь передача голоса — лишь один из коммуникационных сервисов. Офисные АТС все чаще предназначаются не только для обеспечения сотрудников связью, но и для организации эффективной совместной работы пользователей разнообразных устройств.

В России ежегодно продается почти 2 млн портов УАТС. Хотя развитие функционала УАТС так или иначе связывают с IP, уровень распространения IP-решений существенно различается в крупных и небольших городах, в компаниях разного размера и структуры. Тем не менее УАТС все теснее интегрируются с функциями IP-коммуникаций и бизнесприложениями, предоставляя услуги как традиционной, так и IP-телефонии.

IP, ИНТЕГРАЦИЯ, МОБИЛЬНОСТЬ

 

Телефония с плюсом
Рисунок 1. Двухканальный шлюз VoIP-GSM AP-GS1002A компании AddPac. В 2011 году продажи этого оборудования выросли в 4,3 раза.

«В прошедшем году перевес в пользу IP-телефонии стал безоговорочным, — утверждает Александр Скуснов, PR-менеджер компании «ИМАГ». — Даже если организации приобретали традиционные аналоговые мини-АТС, они все равно оснащали их шлюзами VoIP (см. Рисунок 1) для экономии на междугородной и международной связи. Так, в прошлом году продажи IP-решений компании AddPac в России выросли на 27%. Хитом стали шлюзы VoIP-GSM. Эти устройства предназначены для снижения расходов на связь. Они подключаются к корпоративной мини-АТС и обеспечивают перевод звонков из офиса в сети операторов IP-телефонии и в сети GSM. Ранее, чтобы обеспечить подобный функционал, приходилось покупать два разных устройства: VoIP-шлюз и GSM-шлюз. Теперь появилось одно, причем в 1,5 раза дешевле каждого из ранее устанавливаемых. Если в 2010 году доля шлюзов VoIP-GSM среди проданных «ИМАГ» GSM-шлюзов была незначительной, менее 10%, то в 2011-м на такие шлюзы производства AddPac пришлось уже 42% всех продаж. Это значит, что рынок новинку распробовал».

«Новые телефонные станции создаются изначально на базе IP-технологий, обеспечивают взаимодействие в формате унифицированных коммуникаций и, так или иначе, имеют прямую связь с Интернетом и/или интернетсервисами», — подчеркивает Павел Теплов, ведущий специалист подразделения технологий Cisco для совместной работы, эксперт в области унифицированных коммуникаций. Другие специалисты более осторожны в оценках. «Если сравнивать доли абонентов IP-телефонии и TDM, то первая растет уже не столь высокими темпами, как раньше, и дело здесь прежде всего в относительно высокой цене на настольные телефонные аппараты. Как ни странно, аналоговая телефония продолжает пользоваться популярностью, и у Mitel, помимо IP-телефонии и облачных решений, есть хорошие реализации гибридных станций», — рассказывает Александр Козочкин, технический директор представительства компании Mitel Networks в России и СНГ.

 

Телефония с плюсом
Рисунок 2. Avaya IP Office 500v2 — гибридная УАТС с поддержкой потоков E1, транков SIP, аналоговых, цифровых и IP-устройств.

Характерный пример гибридного решения — Avaya IP Office 500v2 (см. Рисунок 2). Оно построено на двух шинах TDM (с временным разделением каналов) и IP (пакетная). Наличие двух шин позволяет одновременно работать с классическими цифровыми потоками E1 для выхода на местную связь и SIP-транками для выхода на межгород.

Добавив к IP Office 500v2 любой шлюз SIP-GSM, можно обеспечить маршрутизацию вызовов непосредственно в сеть сотового оператора. Внедрив такое решение, пользователь получает одновременный выход на нескольких операторов связи и возможность оперативной реакции на перебои в работе сети.

Между тем, по оценкам Discovery Research Group, к концу 2013 года IP-телефонией будут пользоваться до 70% организаций, расположенных в российских городах-миллионниках. Ее внедрение стимулируется желанием сэкономить на оплате голосового трафика, подключении удаленных абонентов (пользователей, работающих дома и в командировках), объединении УАТС в филиалах и создании «мобильных офисов», а также потребностью включения в бизнес-процессы разнообразных мобильных устройств — смартфонов и планшетов. Неудивительно, что наибольшего роста рынка УАТС аналитики ожидают именно в сегменте IP-решений. Эта тенденция, затрагивающая в том числе IP-УАТС малой емкости (что подтверждается выпуском новых продуктов такого класса), будет усиливаться и вследствие стремления повысить эффективность бизнес-процессов.

По данным Cisco, в типичной компании около половины вызовов являются исходящими, и распределяются они следующим образом: 80% — местные, 15% — междугородные и 5% — международные. При использовании IP-УАТС все эти вызовы можно маршрутизировать по сети IP и отказаться от половины городских линий. Для связи между офисами удобно и выгодно использовать SIP-транки — в Cisco посчитали, что в таком случае сокращение расходов составляет более 80%. На дальней связи тоже можно существенно сэкономить. Некоторые операторы предлагают услуги дальней связи по IP на 25–40% дешевле традиционной телефонии, а при реализации маршрутизации по наименьшей стоимости дополнительная экономия составит 10–15%, то есть в итоге затраты снижаются на 35–55%.

По прогнозам J’son & Partners, в России в 2012 году доля трафика VoIP в совокупном трафике дальней связи достигнет 40%. Все активнее будут использоваться протокол SIP, видеотелефония и унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC). Наряду с наиболее популярными приложениями IP-телефонии, такими как контакт-центр и конференц-связь, растущим спросом пользуются дополнительные сервисы, в том числе единый корпоративный телефонный справочник, запись звонков, громкое оповещение сотрудников через IP-телефоны, справочные сервисы на IP-телефонах и т. д. Эти сервисы поддерживаются уже имеющейся в компании инфраструктурой сети связи и повышают уровень корпоративных коммуникаций.

«К новым средствам и функциям IP-УАТС можно отнести интеллектуальное распределение вызовов, детальную статистику и мониторинг входящих и исходящих звонков, — рассказывает Дмитрий Бызов, генеральный директор «Манго Телеком». — При этом руководителю становятся доступны данные о почасовой нагрузке любого сотрудника, отдела или рабочей группы, о конкретных совершенных или поступивших к ним звонках. Он может прослушать и сохранить эту информацию, что помогает оптимизировать бизнес-процессы компании, связанные с клиентским обслуживанием, технической поддержкой и продажами».

Переход на VoIP часто становится первым этапом внедрения UC, а выбор в пользу IP-УАТС нередко обусловлен желанием объединить функциональные возможности УАТС с корпоративными информационными системами (CRM, ERP и др.). «В перспективе будет появляться все больше бизнес-приложений, интегрированных с корпоративной телефонией (CRM, ЦОВ): для современных организаций одним из самых важных бизнес-процессов является поддержка продаж и обеспечение правильного взаимодействия с потенциальным клиентом. По входящему звонку продавец обязан инициировать ряд действий, чтобы побудить абонента к совершению покупки. Если CRM интегрирована с телефонией, звонок не пропадет и не увязнет в сложностях взаимодействия отделов. А руководитель сможет контролировать работу участников процесса, имея возможность анализировать данные по каждому звонку, начиная от его обработки и заканчивая записью всего разговора», — поясняет Дмитрий Бызов.

«Среди технологических тенденций современной корпоративной телефонии можно выделить использование IP, минимальные сроки развертывания, аудио- и видеоконференции, запись звонков, встраивание функций распознавания голоса в IVR. Кроме того, у клиентов есть большое желание интегрировать телефонию в интерфейс системы CRM, будь то решение, развертываемое на площадке заказчика или в облаке, — замечает Михаил Кириллов, директор по информационным технологиям «ZyXEL Россия». — IP-УАТС дополняются также возможностями видеоконференций. Причем голос и видео передаются по независимым каналам, что позволяет гарантировать нужный приоритет в случае сбоев каналов связи. Настольные SIP-телефоны оснащаются такими функциями, как видеозвонки, интеграция с CRM, визуальное управление телефонией. На базе IP-УАТС можно, например, создать полноценную систему оповещения персонала в экстренных ситуациях. Важное значение приобретает возможность удаленной работы. Подключившись к системе из любого места, где имеется доступ в Интернет, сотрудник получает весь разрешенный пользовательскими правами функционал, включая телефонную книгу организации с онлайнстатусами его коллег. Администратор может из дома контролировать работу УАТС, рядовой сотрудник — принимать и осуществлять звонки, оператор контакт-центра — работать, не приезжая в офис».

ПРИОРИТЕТЫ КЛИЕНТОВ

По данным исследования Aberdeen Group, при интеграции корпоративных коммуникаций в первую очередь необходимо обеспечить поддержку мобильных устройств, внедрение в существующее коммуникационное решение новых технологий и предоставление удаленным сотрудникам таких же коммуникационных возможностей, как при работе в офисе. В качестве ключевых стимулов к такой интеграции называются потребность в улучшении совместной работы сотрудников и возможностей их взаимодействия (отмечают 46% опрошенных), приведение коммуникационной платформы в соответствие с ко рпоративной стратегией ИТ (33%), спрос на повсеместные и доступные коммуникации (33%) и необходимость принятия более эффективных решений (32%).

Заказчиков привлекают экономически выгодные, простые в установке и управлении решения с малыми начальными инвестициями и возможностями оплаты по мере роста организации. Такие системы помогают снизить расходы на коммуникации, решить текущие задачи бизнеса и предложить сотрудникам дополнительные способы общения, чтобы в конечном счете приблизиться к модели работы «в любом месте, в любое время, с любого устройства».

По словам Ирины Степановой, регионального директора по развитию технологий Cisco для совместной работы, традиционные УАТС с такими функциями, как ящик голосовой почты, аудиоконференции, селектор и факс, до сих пор отлично работают на предприятиях, однако современный служащий уже привык к миру Интернета и мобильных устройств, количество которых быстро растет, поэтому предпочитает современный подход — унифицированные коммуникации. Система UC — это IP-телефония с возможностью совершения междугородных звонков за небольшую плату; использование мобильных телефонов, смартфонов и планшетных компьютеров, позволяющих поддерживать контакты с сотрудниками в любое время; поддержка видеосвязи, благодаря которой можно значительно сократить количество командировок, а кроме того, интеграция с офисными приложениями (Microsoft Office, Outlook) и централизация управления.

С увеличением количества приложений для смартфонов и планшетных компьютеров мобильное устройство превращается в клиента IP-УАТС с доступом по сетям WiFi/3G. В результате удается не только сократить затраты на роуминг, но и обогатить голосовые коммуникации новыми возможностями, включая Webконференции, ВКС и совместную работу над документами. Функция «единый номер» позволяет сотруднику получать вызов (одновременно или последовательно, с задержкой) на свой мобильный и внутренний номер, переключаться с мобильного на настольный телефон без разъединения. Одновременный звонок на офисный и мобильный телефон поддерживают IP-УАТС компаний Cisco, Avaya, ZyXEL и многих других вендоров.

Включение в процесс корпоративных коммуникаций персональных мобильных устройств становится очень востребованным, подтверждает Георгий Санадзе, технический директор компании Avaya в России и СНГ. Он выделяет две группы наиболее активных клиентов, желающих получить все функции корпоративной телефонии на своем смартфоне. Это «продвинутая» молодежь и руководители старшего звена. Смартфон может функционировать как SIP-клиент телефонной станции Avaya, причем отдельной лицензии для этого не требуется. Так что сегодня для внедрения корпоративной IP-телефонии не нужно даже IP-телефонов — достаточно выделения группы номеров и их администрирования. И в России уже есть первый опыт практического применения таких систем.

По мнению Дмитрия Бызова, в России понятие мобильности получает все более глубокое осмысление. Только благодаря виртуальным и особенно облачным УАТС человек получает шанс не «выпасть» из рабочего окружения и процессов компании, куда бы его ни занесла работа, — были бы хоть какие-то средства связи. «Это не просто телефон GSM в кармане, — замечает он. — Востребованность мобильных решений в российских компаниях очень велика: бизнес становится все динамичнее, новые тенденции организации работы персонала быстро приживаются и приносят отличные результаты. Это касается организации удаленных рабочих мест, поддержки большого количества мобильных сотрудников и т. д.».

«Тенденция ко все большему использованию в корпоративной телефонии коммуникаторов и планшетных устройств — одна из особенностей современного рынка, отражающая существенное повышение роли мобильных технологий в корпоративных коммуникациях, — подтверждает Александр Козочкин. — Технологически под этим подразумевается использование клиентского программного обеспечения для iPhone, iPad, Android, совместимого с ПО телефонной системы, что, в свою очередь, указывает на еще одну тенденцию, а именно на повышение роли стандартных протоколов в корпоративной телефонии. Mitel имеет несколько вариантов решений для современных мобильных устройств, которые заказчик может выбирать в зависимости от стоящей перед ним задачи. По нашему опыту, поддержка мобильности является сегодня одним из ключевых требований российских компаний. При этом особенно важны два аспекта: возможность приземлить вызов в офис, на мобильный, домашний или удаленный IP-телефон и обеспечить хорошую функциональность его модификации (передача, конференция и т. д.), а кроме того, существенно сократить расходы на связь для мобильных сотрудников. В каждом случае задача поддержки мобильности решается по-своему, и важно иметь целый набор решений, чтобы в полной мере удовлетворять требования заказчиков».

«Возможность использования мобильных телефонов и планшетных компьютеров в качестве офисных устройств является одним из основных стимулов перехода на новые системы коммуникаций, — уверен Павел Теплов. — Особенно ярко эта потребность выражена в небольших компаниях — основных пользователях виртуальных УАТС». В новых системах, помимо миграции обычных телефонных функций на платформы IP-телефонии, акцент делается на UC, видеосвязи и проведении мультимедийных конференций при помощи Интернета, в том числе с применением мобильных телефонов и планшетных компьютеров. Термин «телефон» больше не трактуется как настольный аппарат. Это мультимедийный SIP-терминал в аппаратном или программном исполнении. Значительное внимание уделяется поддержке социальных форматов взаимодействия (как в социальных сетях) на базе собственных движков или за счет интеграции с социальными сетями и интернет-сервисами.

Популярной тенденцией стала интеграция корпоративной IP-телефонии с сайтом компании, наиболее известная как функция «звонок с сайта», продолжает Александр Скуснов. Суть ее в том, что клиент, зайдя в интернет-магазин компании, может позвонить оператору прямо из браузера. При этом интернетвызов, как и обычный телефонный звонок, поступает и обрабатывается сотрудниками контакт-центра. Таким образом, традиционный телефон, как средство голосовых коммуникаций, уже не нужен. Клиенту требуется для звонка лишь компьютерная гарнитура. Востребованность такого сервиса бизнесом подтверждается большим числом внедрений.

НОВЫЕ РАЗРАБОТКИ И ПРОДУКТЫ

Аналитики Nemertes Research выделяют на рынке корпоративной IP-телефонии двух лидеров — Avaya и Cisco (в США этим вендорам принадлежит до 50% рынка), а также четырех «претендентов» — Alcatel-Lucent, Microsoft, ShoreTel и Siemens. Интересно, что Nemertes оценивает технологии Avaya выше, чем решения компании Cisco, но дает Cisco больше баллов за уровень сервиса. В целом обе компании получили в отчете Nemertes «PilotHouse Market Leaders: IP Telephony 2011» равные оценки. А InfoTech Research Group включила в квадрант «чемпионов» Mitel, Cisco и AVaya, высоко оценив продукты этих вендоров на рынке IP-телефонии. Перечисленные выше тенденции находят воплощение в новых продуктах и разработках как лидеров рынка, так и компаний второго эшелона.

 

Телефония с плюсом
Рисунок 3. Cisco CMBE 3000 — IP-УАТС с аналоговыми, цифровыми портами и портами SIP. В ней установлено ПО от «большого» решения Cisco UCM, но это программное обеспечение имеет ограничения по возможностям для пользователей и набору функций.

Cisco Systems представила недавно систему унифицированных коммуникаций для малого бизнеса Cisco Unified Communication Manager Business Edition 3000 и облачный сервис Cisco Hosted Collaboration Solutions. Разработчики CMBE 3000 постарались сделать это решение максимально простым в развертывании и эксплуатации, а также недорогим: полностью укомплектованное рабочее место с IP-телефоном стоит от 3000 руб. IP-АТС CMBE 3000 (см. Рисунок 3) — простая в администрировании и эксплуатации «коробочная» система с интерфейсом на русском языке, интегрирующая голосовые коммуникации, конференции и голосовой шлюз E1. Это отличает CMBE 3000 от других решений «объединенных коммуникаций» и решений для совместной работы, управление которыми требует продвинутых навыков, с одной стороны, и устаревших систем TDM, не поддерживающих мобильность и конференции или нуждающихся в организации сложной поддержки при установке в удаленных офисах, с другой.

 

Телефония с плюсом
Рисунок 4. Компания Cisco, ранее выпускавшая весьма дорогие IP-телефоны, разработала «самый дешевый» Cisco Unified
SIP Phone 3905. Этот аппарат создан специально для замены аналоговых/цифровых телефонов и миграции на IP. Он стоит 104 доллара (включая лицензию), но имеет расширенные
функции: АОН, журналы звонков, полнодуплексный спикерфон. Встроенный коммутатор Ethernet позволяет подключить
телефон и компьютер к одному порту СКС.

CMBE 3000 предназначается для компаний, имеющих не более 10 офисов, где общее число абонентов не превышает 300 человек, а количество используемых ими телефонов — 400 штук. Павел Теплов привел пример расчета стоимости внедрения этой IP-УАТС в одном офисе на 96 абонентов с двумя подключениями к ТФоП по E1. Из клиентского оборудования выгоднее всего оказалось использовать IP-телефоны Cisco 3905 (см. Рисунок 4). Тогда станция, телефоны и лицензии, 48-портовый коммутатор с поддержкой PoE, шлюз для подключения аналоговых аппаратов, годовой контракт на обновление ПО и замену оборудования на следующий день в случае неисправности (SMARTNet) обойдутся в 16 475 долларов, или в 165 долларов за место.

В числе самых ценных для современных пользователей функций CMBE 3000 называются функции мобильности и «единый номер» (их использование не требует покупки отдельной лицензии). Удобное средство — программные телефоны, позволяющие звонить с ноутбука, причем поддерживаются голосовые и видеозвонки. В базовую систему CMBE 3000 включены также голосовые конференции — по запросу (до 10 участников) и запланированные Meet-me (до 24 участников) с заданным номером дозвона. Кроме того, имеются голосовая почта (на базе «большой» Cisco Unity Connection) с хранением сообщений на внутреннем диске станции и функцией секретаря (IVR).

Avaya уже несколько лет успешно соперничает с Cisco на рынке корпоративных коммуникаций, однако на рынок видеокоммуникаций вышла относительно недавно. В этом году компания подписала соглашение о покупке Radvision — разработчика продуктов и решений для систем ВКС и телеприсутствия. Так что вскоре можно ожидать интеграции инфраструктурных решений и терминальных систем Radvision с флагманской платформой унифицированных коммуникаций Avaya Aura. Совмещение функциональности продуктов Radvision Scopia и открытой архитектуры Avaya Aura предоставит возможность для более тесного взаимодействия существующих сетей H.323 и систем на базе протокола SIP.

«Наш подход несколько отличается от того, что предлагают другие поставщики видеорешений: у нас видео тесно интегрировано с голосовой системой. Любое видеоустройство является клиентом телефонной станции с поддержкой плана нумерации, и на него переносятся все функции телефонии», — поясняет Георгий Санадзе. В качестве видеоклиентов Avaya использует три класса устройств: обычные компьютеры, мобильные платформы и стационарные видеосистемы высокого разрешения. Все они могут успешно взаимодействовать. Это единая система на базе телекоммуникационной платформы Avaya.

Кроме того, Avaya продолжает перенос своего программного обеспечения Flare Experience на все известные платформы, включая планшеты сторонних разработчиков. Оно уже перенесено на планшеты iPad и в ближайшее время станет доступным на платформах Android, а также на ПК с Windows и Mac. Вместе с тем компания по-прежнему намерена поддерживать все типы абонентских устройств. По словам Георгия Санадзе, Flare Experience уже используется в российских проектах. Лицензии на это ПО входят в стоимость коммуникационной платформы Avaya. Для интеграции с популярными социальными сетями создаются программные коннекторы, а услуги Avaya Professional Services предусматривают возможности аудита и оценки эффективности использования социальных сетей с последующим предоставлением рекомендаций.

В сегменте SMB компания Avaya продолжает также развивать IP Office 500v2 — гибридную УАТС с поддержкой до 384 абонентов. Использование комбинированных плат в модульной структуре IP Office позволяет выбрать оптимальную конфигурацию в соответствии с потребностями заказчика. Объединяя в одном «головном» модуле потоки E1, транки SIP и H.323, аналоговые, цифровые и IP-телефонные аппараты, можно получить недорогое готовое решение. Стоимость решения из 90 IP-аппаратов и одного потока E1 составляет 130 долларов за порт. В эту стоимость входят базовые сервисы: конференция на 2×64 участников, встроенный IVR, голосовые почтовые ящики абонентов с хранением записей на карте SD и возможность принимать входящие звонки одновременно на мобильном и стационарном телефонах.

Расширенный функционал IP Office 500v2 позволяет управлять голосовыми коммуникациями с помощью приложения Avaya One-X Portal, которое доступно для платформ Android и MAC OS. Сотрудники, работающие на дому или в командировках, могут воспользоваться приложением Avaya SIP Video Softphone, которое поддерживает весь функционал классического телефонного аппарата Avaya и позволяет увидеть собеседника в режиме «точка – точка». Все программные приложения для IP Office 500v2 русифицированы (включая программы управления и мониторинга). А объединение нескольких IP Office 500v2 в единую сеть SCN дает распределенное решение для группы подразделений с возможностью аварийной регистрации IP-телефонов на соседней АТС. В ближайшее время для Avaya IP Office 500v2 ожидается поддержка Flare.

 

Телефония с плюсом
Рисунок 5. Коммуникационная платформа Aastra 400 включает в себя решения,
поддерживающие до 12, 50 и 265 пользователей. Заказчики могут расширять ее функции, докупая программные решения.

Компания Aastra ответила на растущий спрос на решения UC выпуском полнофункциональной платформы корпоративных коммуникаций Aastra 400, объединяющей более 400 функций и «способной удовлетворить 99% запросов клиентов из сегмента SMB». Разработчики Aastra 400 (см. Рисунок 5), созданной на основе УАТС IntelliGate, уделили особое внимание функциям мобильности и поддержке широкого спектра конечных устройств — видео, SIP, аналоговых и беспроводных, а также способности системы работать в распределенной среде. В компании возлагают большие надежды на продажи этой системы в России. Как и Cisco CMBE 3000, система Aastra 400 — «простой продукт, с которым может справиться обычный ИТ-специалист». Она может быть оснащена встроенным сервером приложений для интеграции ряда сервисов, включая мультимедийную связь и UC (голосовую связь, электронную почту, чат и т. д.).

 

Телефония с плюсом
Рисунок 6. Универсальная коммуникационная система IP-телефонии ZyXEL X8004 представляет собой компактное устройство, где реализованы все возможности традиционной и IP-УАТС, контакт-центра и центра обработки вызовов, а также функции IVR, записи разговоров, факс-сервера,
отправки почтовых, SMS- и IM-сообщений.

Флагманским продуктом ZyXEL остается универсальная коммуникационная система IP-телефонии X8004, недавно оснащенная свежей версией микропрограммы 3.0.2.11 (см. Рисунок 6). Ее графический интерфейс позволяет быстро настроить телефонную сеть предприятия и сценарии обработки вызовов. X8004 имеет также встроенный SQLсервер, предусматривает возможность интеграции с внешними базами данных, информационными системами, приложениями компьютерной телефонии и бизнес-процессами предприятия.

В отличие от программных решений, функционирующих на базе сервера или ПК, система X8004 работает более надежно. К тому же производитель постарался сделать ее простой и удобной в эксплуатации и свести к минимуму время на развертывание, модернизацию и настройку телефонной сети. Визуальное программирование сети телефонии и сценариев обработки вызовов (с использованием до 55 таких компонентов, как «установка соединения», «запрос SQL», «поднять трубку», «отправить/получить почту» и т. д.) снимает ограничения традиционных IP-УАТС, связанные с преднастроенной логикой, и позволяет оптимизировать работу телефонной сети и сети передачи данных для поддержки разнообразных бизнес-процессов.

Единые принципы доступа к различным внешним коммуникационным ресурсам, реализованные в X8004, дают возможность использовать совместно любые способы связи (голос, почта, видео, чаты, факс, внешние приложения) и создавать контакт-центры, поддерживающие до 64 одновременных соединений с операторами. Интеграция с информационными системами предприятия осуществляется через WebSocket или через объекты COM, реализующие телефонные модули для ряда систем, среди которых Terrasoft CRM и др. Кроме того, система позволяет маршрутизировать вызовы в реальном времени (с использованием CallerID, сетевого статуса операторов, истории клиентов) и отображать информацию о поступающем вызове, клиенте и его заказах на мониторе оператора.

В комплект поставки входит программный клиент ZyXEL CTI, устанавливаемый на компьютерах пользователей. Он реализует функции программного видеотелефона (SIP 2.0, H.264), привязку традиционных и SIP-телефонов к компьютерам сотрудников, доступ к адресным книгам и оперативной информации о вызовах и их истории, прием и осуществление вызовов с настольного телефона или с компьютера через удобный графический интерфейс, аудио/ видеоконференции с другими сотрудниками.

Заказчики получают простые в эксплуатации и недорогие решения (что особенно важно в сегменте SMB).

Наиболее яркими тенденциями в корпоративной телефонии становятся «стандартизация» на базе протокола SIP, поддержка широкого спектра пользовательских мобильных устройств (концепция Bring Your Own Device, BYOD), повсеместное использование видеокоммуникаций.

«Нельзя сказать, что после появления концепции UC на рынке корпоративной связи возникла какая-то еще более яркая идея, — замечает Александр Козочкин. — Скорее, можно говорить об адаптации (в рамках существующих концепций) корпоративных коммуникаций к современным условиям — к значительному повышению пропускной способности публичных сетей IP, удешевлению Интернета, появлению относительно недорогих IP-аппаратов на базе протокола SIP, нового поколения мобильных абонентских устройств и операционных систем».

Сергей Орлов — ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN». С ним можно связаться по адресу: sorlov@lanmag.ru.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями