Василий Буров

Мы с детства привыкли соревноваться друг с другом. Кто быстрее пробежит, кто дальше или выше прыгнет, кто быстрее решит задачу... И естественно, когда появились на свете программисты, они тоже начали соревноваться друг с другом. Ты помнишь, как все начиналось..... Шесть лет назад, в 1993 году, на выставке Softool впервые состоялись соревнования програмистов под названием "Софтулийские игры". Первоначально главной целью Игр было, с одной стороны, привлечь внимание фирм к российским программистам-одиночкам, в особенности молодым, а с другой – сделать выставку более интересной для посетителей. На момент создания Игр на выставке достаточно четко чувствовалось разделение на своих – "тусовку", и чужих – посетителей выставки, в большинстве своем так или иначе связанных с программированием, которые чувствовали себя не совсем комфортно на празднике жизни под названием Softool. Сейчас разделение почти не ощущается, но тогда это было очень заметно. Поэтому для того, чтобы как можно больше рядовых посетителей выставки могли принять участие в Играх, оргкомитет не ставил для своих участников никаких ограничений по возрасту и профессиональной подготовке. Таким образом, нам удалось организовать уникальные соревнования, когда в конкурсах одновременно участвуют и "зеленые" новички, и уже опытные программисты. И кстати, отнюдь не всегда побеждают "профи"... Проводились Игры в два этапа: очный, так называемое "долгоборье", и заочный – "блицтурниры". Оба этапа совершенно независимы, и зачастую их участники вообще могли не пересекаться. Причем важно отметить, что задания для обоих этапов Софтулийских игр готовятся не специалистами по придумыванию олимпиадных задач, а реально работающими на рынке компьютерными компаниями. В разные годы на Играх были конкурсы таких фирм, как ABBYY, Aladdin, ParaType, "Арсеналъ", "ДиалогНаука", "ИСТ", "Лаборатория Касперского", "МедиаЛингва" и многих других известных отечественных компьютерных фирм, а также грандов мировой компьютерной индустрии Autodesk, Inprise (бывшая Borland), Microsoft, Novell. Это позволяет давать участникам не бессмысленные с точки зрения практической жизни задания академического характера, как обычно бывает на олимпиадах, а вполне реальные задачи, актуальные для современного программирования. Кстати, и проверяют решения не преподаватели, а ведущие программисты, так что оценивается здесь не только (и не столько) правильность примененного математического метода, но и "красота" кода, то, как именно все реализовано с точки зрения современных технологий программирования. Что это такое и с чем его едят Задания "долгоборья" первоначально публиковались в компьютерной прессе (начиная где-то с апреля), затем, с развитием и распространением в стране сети Интернет, стали публиковаться на Web-сайте Игр (http://sftgames.radio-msu.net/). На их выполнение давалось несколько месяцев, так что задания были достаточно серьезные – вплоть до написания законченных работающих систем. Довольно часто представляющие задания фирмы используют "долгоборье" для поиска сотрудников (впрочем, как показывает практика, победители Софтулийских игр вообще пользуются спросом в компьютерных компаниях). Готовые решения участники присылают в оргкомитет Игр. Первоначально для этого использовалась обычная почта, но потом окончательно перешли на электронные коммуникации – для большинства сегодня послать электронное письмо или "залезть" на Web проще, чем отправить дискету в конверте. Блицтурниры – совершенно ни на что не похожее действо. Они проходят непосредственно на выставке Softool на специально оборудованном компьютерами стенде. Внешне, по-видимому, это выглядит довольно забавно: шумит выставка; представители фирм, как могут, стараются привлечь внимание усталых посетителей, те, в свою очередь, с удовольствием это внимание оказывают. Особенно если им еще и подарят авторучку или коврик для мыши... И тут среди привычных имен стендов – "1С", "Цефей", "Аладдин" – вдруг встречаешь необычное название "Софтулийские игры". А на привычный вопрос посетителей, услышавших слово "игры": "А Quake у вас есть?" – стендисты начинают рассказывать про соревнования программистов, какие-то задания и т. п. Если говорить серьезно, то происходит это так: каждый день работы выставки (с 10 до 18 часов) проходят конкурсы двух фирм. К заранее объявленному времени начала конкурса собираются участники. Они садятся за компьютеры и получают задания, на выполнение которых дается, как правило, два часа. Задания бывают самые разные: от создания шрифта или разработки небольшого дополнения для работы с антивирусной системой до... написания программы на языке Ассемблер с выключенным монитором! Главное – чтобы было интересно.. Кроме этого, здесь прекрасно проверяется умение работать в стрессовых ситуациях. Ну и в конце "софтульской" недели происходит самое желанное для всех участников Игр событие – награждение победителей. Традиционно оно проводится в конференц-зале павильона выставки. Помимо самих участников и дававших задания фирм, там собирается пресса, представители других компаний и просто посетители выставки. Победители по очереди выходят на сцену и получают призы, дипломы игр и подарки от гостей. Но однажды оказалось так, что один из участников Игр как вышел на сцену, так и не покинул ее до конца церемонии – он участвовал практически во всех конкурсах и победил или, как минимум, занял призовое место. Благодаря этому человеку – ныне известному Web-мастеру Артему Подстрешному – появился титул "Чемпион Софтулийских игр". Теперь это звание ежегодно присуждается тому, кто лучше всех выступил в Софтулийских играх. Софтулийские игры в Интернет В этом году в порядке проведения Игр произошли существенные изменения. В качестве эксперимента мы решили провести их не в два, а в один этап, к тому же в Интернете. Зачем? Все просто. К сожалению, сейчас далеко не все могут себе позволить приехать в Москву, чтобы принять участие в самом интересном и зрелищном этапе Софтулийских игр – блицтурнирах. В связи с этим соревнования начали приобретать какой-то локально-московский характер. Для того чтобы снова вернуть им общероссийский масштаб, а быть может, и еще больше расширить их, оргкомитет Игр принял решение сосредоточить основное внимание на этапе "долгоборье", преобразовав его в "Софтулийские игры в Интернет". Со временем мы планируем устраивать и блицтурниры с доступом по Интернет, но это будущее. Кстати, в этом году на выставке Softool тоже состоятся соревнования программистов. Оргкомитет выставки планирует провести конкурсы законченных программных разработок "Софтул—Дебют '99". Участники, представившие лучшие работы, получат бесплатные экспозиционные места на Softool. Конкурсная комиссия будет состоять из сотрудников компаний — учредителей конкурса (они пока не определены). Участие в Софтулийских Играх Наконец мы добрались до самого главного: как принять участие в Софтулийских играх? Сделать это предельно просто, не требуется никакой предварительной записи или уплаты взносов. Единственное, что необходимо, помимо навыков и желания решать задания, – доступ к сети Интернет в любом виде. Здесь совершенно не важно, имеете вы нормальный IP-доступ с возможностью "лазить" по всей Сети или только электронную почту (кстати, последнее допускает также и возможность участия членов сети FIDO). Если вы приняли решение участвовать в Софтулийских играх и имеете возможность пользоваться Web, то посетите страничку http://sftgames.radio-msu.net/. Именно на ней публикуются все задания и условия их выполнения. Там же можно написать письмо в оргкомитет, задать вопрос непосредственно авторам задания или отправить уже готовое решение. Кстати, работает и список рассылки новостей Игр, подписаться на который могут все желающие. Ну а те, кто не имеет полноценного доступа к Сети, могут просто написать письмо по адресу sftgames@burov.msk.ru. Вам вышлют задания и другие необходимые для участия в Играх материалы. Самое главное – не откладывать. Награждение победителей состоится на выставке Softool 1 октября, а значит, чтобы мы успели подвести итоги, решения должны быть присланы не позднее 10 сентября. Как уже говорилось, никаких ограничений для участников нет. Так что дерзайте! КОРОТКО ОБ АВТОРАХ:
Василий Буров – координатор оргкомитета Софтулийских игр.
E-mail: vasiliy@burov.msk.ru.