Пресс-релиз Intel

ЧЕТВЕРО РОССИЙСКИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИМУТ УЧАСТИЕ ВО ВСЕМИРНОМ СМОТРЕ НАУЧНОГО И ИНЖЕНЕРНОГО ТВОРЧЕСТВА ЮНЫХ INTEL ISEF '99

МОСКВА, 17 МАРТА 1999 ГОДА. В эти выходные в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ) были подведены результаты регионального конкурса "Юниор-99", организованного в рамках Всемирного смотра научного и инженерного творчества юных Intel ISEF-99. По итогам конкурса четверо российских школьников – учащийся 9-го класса московского лицея № 2 Сергей Тищенко, 11-классник из столичного лицея № 1303 Елисей Ягодкин и его сверстники из лицея № 1533 (Москва) Никита Налютин и Артем Конев – получили право участвовать в финальной части Intel ISEF-99, которая состоится 2-8 мая в американском городе Филадельфия (шт. Пенсильвания).

Всемирные смотры научного и инженерного творчества школьников проводятся ежегодно, начиная с 1950 года, и носят характер научной конференции, организуемой по всем правилам подобных мероприятий для взрослых.
C 1997 года генеральным спонсором этого самого престижного и широкомасштабного соревнования для старшеклассников* является крупнейший в мире производитель микропроцессоров – корпорация Intel.
05_01.jpg В прошлом году представительство Intel в странах СНГ и Балтии впервые организовало отборочный конкурс на право участвовать в Intel ISEF и школьникам из России. В этом соревновании, получившем название "Юниор-98", приняли участие 190 представителей 30 школ Москвы, Подмосковья, Екатеринбурга, Твери, а также Барановичей (Белоруссия). Затем победители конкурса были командированы в США, где один из них – Алексей Ерошин – удостоился второй премии по секции "Математика" и аналогичной награды Американского математического общества, а его сверстники – Михаил Кострюков, Антон Мясников и Олег Ищенко – были отмечены специальным призом Института инженеров по электротехнике и радиоэлектронике США (IEEE) по секции "Информатика".
Участие школьников в Intel ISEF стало возможным благодаря корпоративной академической программе, которую представительство Intel в странах СНГ и Балтии осуществляет с 1997 года. С тех пор к ней подключился ряд ведущих вузов России, Украины и Белоруссии, а также несколько средних учебных заведений.


В последние годы в Intel ISEF принимали участие до 5 млн. школьников более чем из 40 государств, а на финал Intel ISEF'98, проходивший в мае прошлого года в техасском городе Форт-Уорт, съехались около 1200 учащихся из 34 стран. При этом общая сумма призов, врученных лауреатам конкурса, превысила 2 млн. долл. США. Престижность наград, вручаемых на Intel ISEF, такова, что их приравнивают к Нобелевским премиям. Призы участникам прошлогоднего Intel ISEF выдавали семь нобелевских лауреатов, а двое победителей смотра были приглашены на церемонию вручения Нобелевских премий, которая состоялась в декабре 1998 года в Осло.

По сравнению с конкурсом предыдущего года конкурс "Юниор–99" приобрел значительно более представительный характер. На сей раз в нем участвовали учащиеся 124 школ из 47 городов (от Сахалина до Бреста!) России, Украины, Белоруссии и Молдавии, представившие около 350 работ по пяти секциям: математике, физике, информатике, наукам о Земле и космосе, а также наукам об окружающей среде – химии, биологии, экологии.
Жюри, в состав которого вошли профессора, преподаватели и научные сотрудники МГУ им. Ломоносова, МИФИ, МГТУ им. Баумана, a также представители Министерства образования РФ, и определило абсолютных победителей: Сергея Тищенко (представил в секции "Математика" работу "Максимальный размер 3-регулярного плоского графа диаметра 3"), Елисея Ягодкина (его работа "Исследование реакций 1,3-диполярного присоединения диазоциклопропана к активированным олифинам" выиграла конкурс по секции "Науки об окружающей среде"), а также команду в составе Никиты Налютина и Артема Конева (представили совместную работу "Среда разработки программ на языке Ассемблера процессора ARTM7TDMI для компьютеров с архитектурой Х86" в секции "Информатика").
Наградами были также отмечены школьники, занявшие следующие три места в каждой из пяти номинаций.
В секции математики призерами стали Алексей Ежиков, ученик 11-го класса Аничкова лицея г. Санкт-Петербурга (за работу "e–энтропия бесконечномерных компактов"), учащийся Московского специального учебно-научного центра (СУНЦ) при МГУ им. Ломоносова Алексей Таламбуца (представил работу "Упаковка правильных тетраэдров в кубе" и одиннадцатиклассник витебского лицея № 1 Иван Рожнов (за работу "Теория индикаторов").
В секции "Науки об окружающей среде" были отмечены Михаил Лукошеня, ученик 11-го класса лицея № 1 белорусского города Барановичи за работу "Обзор пластинчатоусых жуков фауны Белоруссии", Алексей Павленко, одиннадцатиклассник якутской школы им. Дмитриева (за работу "Основные черты пастбищной дигрессии в условиях вечной мерзлоты юга Якутии") и Иван Павлов, учащийся 11-го класса медико-технического лицея г. Самара (за работу "Хищные птицы в неволе").
В секции "Информатика" отличились учащиеся 11-го класса минской школы № 165 Сергей Радиевский и Андрей Струнов (представили работу "3D Power Graphics Library"), ученик 11-го класса московской Гольяновской гимназии № 1516 Дмитрий Буканов (выставил на конкурс работу "Создание Web-сайта Гольяновской гимназии № 1516 как средство реализации социального заказа") и десятиклассник Дмитрий Королев из московского лицея № 1511 со своей работой "Разработка компилятора с языка Си для RISC-процессоров".
В секции "Физика" победителем стал одиннадцатиклассник Виктор Галкин (московский лицей № 1511), который представил работу "Линейный электрооптический эффект и передача сигналов по лазерному лучу". Кроме того, призами были отмечены Павел Сучков (11-й класс московского СУНЦ при МГУ) за работу "Зависимость щелевого параметра от числа сверхпроводящих CuO2 плоскостей в элементарной ячейке оптимально допированных высокотемпературных сверхпроводящих соединений", десятиклассник ставропольской школы № 29 Олег Мартенс (за работу "Изучение нитевидных кристаллов пятиокиси ванадия, обработанных водяным паром"), а также Михаил Галкин и Михаил Пихлецкий из московского лицея № 1560 (за совместную работу "Волоконно-оптический преобразователь давления").
В секции "Науки о земле и космосе" победителями и призерами стали братья Борис и Василий Столяровы (учащиеся 11-го класса московской школы № 409, представили работу "Расчеты орбит объектов Галактики"), учащаяся 11-го класса Алтайского краевого центра информационно-технологической работы (г. Барнаул) Ирина Рыбицкая (представила работу "Солнце как гравитационная линза"), одиннадцатиклассники московского Дворца творчества детей и юношества Николай Подорванюк и Алексей Вареников (выставили на конкурс совместную работу "Постановка астрономических наблюдений для объектов с Z>>1 в оптическом диапазоне на радиоастрономическом телескопе РАТАН–600") и десятиклассник Константин Азаров (московский лицей № 1511, представил работу "Разработка методов и средств гамма-видения для измерения, восстановления пространственных характеристик и визуализации радиационных полей источников излучения").
Специальных призов удостоились самые молодые участники конкурса "Юниор–99" – пятиклассники Николай Саввичев из московской школы № 1333 (за работу "Насколько чист белый снег") и Степан Кузнецов из столичной гимназии № 1543 (за работу "Компьютерная учебно-экзаменационная программа "Нейронные сети-1998").
Кроме подарков и призов, все участники конкурса "Юниор–99" получат дополнительный балл при поступлении в МИФИ, МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Баумана, а занявшие первые четыре места в каждой секции завоевали право на зачисление в эти вузы без вступительных экзаменов.


Тезисы доклада призеров конкурса "Юниор-99"

Информатика
Лицей № 1533 (информационных технологий), Москва


Среда разработчика программ на языке Ассемблера процессора ARM7TDMI для компьютеров с архитектурой x86

Налютин Никита, Конев Артем 11 класс
E-Mail: falcon@chat.ru, konev@lit.msu.ru

Руководитель: Антонова Марианна Константиновна, преподаватель Лицея информационных технологий № 1533 Пакет разработчика для семейства процессоров ARM созданный одноименной фирмой, представляет собой коммерческий продукт стоимостью в несколько тысяч долларов США, что делает его доступным не для всех. Процессор ARM7TDMI – один из наиболее распространенных процессоров данного семейства. В связи с этими обстоятельствами была создана аналогичная коммерческой среда разработчика программ на языке Ассемблера процессора ARM7TDMI производства фирмы ARM Ltd. - ARM Assembler Development Kit (далее AADK). Язык Ассемблера процессора ARM7TDMI – один из наиболее развитых языков Ассемблера для RISC-процессоров, имеющий удобную блочную структуру построения команд. Основным назначением AADK является обучение специалистов при их переходе на платформу ARM7. Информация о процессоре ARM7TDMI была получена с узла ARM Ltd. (www.arm.com). Комплекс состоит из следующих частей:Интегратор является управляющим центром среды разработки. Он обеспечивает удобный запуск и использование составляющих компонентов. – Редактор, входящий в состав данного продукта, является специализированной программой подготовки исходных текстов. – Компилятор переводит исходный текст программы ARM в двоичный код, сходный по структуре с кодом процессора ARM7. Компилятор существует в различных вариантах – компилятор командной строки, реализованный в версиях для Windows (консольное приложение), DOS и Linux, и компилятор, реализованный в виде оконного приложения Windows. – Отладчик предназначен для запуска и отладки программы в полноэкранном режиме. Он обеспечивает просмотр исходного и двоичного текста программы, работу с точками останова и таблицами просмотра адресов и переменных. – Виртуальная машина, входящая в состав отладчика, обрабатывает двоичный код ARM7 и выполняет его на компьютерах с архитектурой x86. В данном проекте концепция виртуальной машины (сходная с концепцией Java) позволяет организовать платформенную независимость проекта. Для поддержки новой платформы необходимо написать только новую версию среды разработчика, исходный текст виртуальной машины останется практически неизменным. Созданы версии для платформ DOS (MS-DOS 6.0 и старше, PC-DOS 6.3 и старше), Windows (Windows 95/98/NT 4.0), Linux (версия ядра не ниже 2.0.0 и версия libc не ниже 5.3.13). Продукт может быть использован в качестве наглядного пособия в курсе "Информатика", а также как инструмент разработки в курсе "Программирование". Литература 1. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++, 2-е изд. / Пер с англ. (М.: Изд-во Бином; СПб: Невский диалект, 1998. 2. Епанешников А., Епанешников Е. Программирование в среде Delphi: Учебное пособие: В 4-х ч. Ч. 3. Проектирование программ. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1998. 3. Чан Т. Системное программирование на C++ для UNIX: Пер с англ. К.: Издательская группа BHV, 1997. 4. Шилдт Г. Теория и практика C++ / пер с англ. СПб.: BHV-Санкт-Петербург, 1996. 5. ARM 7TDMI Data Sheet, Advanced RISC Machines Ltd. (ARM Ltd.), 1994. 6. Sven Goldt, Sven van der Meer, Scott Burkett, Matt Welsh. The Linux Programmer's Guide. Version 0.4, March 1995. The Linux Documentation Project (LDP).