Елена Ястребцева

В 1996 году в рамках "Проекта Гармония" была разработана "Программа межшкольных связей по Интернет", поддержанная Институтом "Открытое общество" (Вашингтон, США) фонда Дж. Сороса. В работе программы приняли участие 20 школ и учреждений дополнительного образования из различных регионов России и стран СНГ (Горно-Алтайск, Бийск, Гродно, Кызыл, Новокузнецк, Одесса, Омск, Томск, Улан-Удэ и др.).
Школы, задействованные в "Программе межшкольных связей по Интернет", в течение года активно участвовали в проектной работе. Каждая школа разрабатывала свой собственный проект (проекты), приняла участие в работе над множеством проектов, созданных учителями партнерских школ. Среди проблем, которые обсуждались учащимися в рамках проектной работы, - современная и древняя история, проблемы демократии и права, изучение проблем подросткового периода, экологические и экономические вопросы, краеведение, литература, культура и искусство. В результате работы в рамках Программы школы получили возможность общаться с учащимися более чем из 50 стран мира, познакомиться с различными культурами, обменяться с различными людьми мнениями и опытом. Это общение имело особую ценность для учащихся и учителей, представляющих российские школы-участницы Программы. Школа № 14 (г. Гродно) вместе со школой из штата Массачусетс (США) работала над темой "Окружающая среда и глобальные проблемы ХХI века". Новокузнецкая школа № 72 разрабатывала проблемные проекты совместно со школьниками из США, Англии, Африки и др. Исследовательская работа в области литературы велась школьниками и студентами из США в сотрудничестве с учащимися лингвистической гимназии № 3 из Улан-Удэ. Школьники из лицея народной дипломатии (г. Сыктывкар) успешно обсуждают с учащимися из Пенсильвании (США) и Канады проблемы истории и литературы. Школам № 4 (г. Псков), N 21 (г. Череповец) и Мариинской гимназии г. Одессы удалось установить контакты по Интернет со своими выпускниками, работающими в других городах и странах.
Некоторые из разработанных и реализованных проектов пользовались таким успехом, что были проведены по запросам новых участников несколько раз ("We Admire", Новокузнецк-72). Это свидетельствует о том, что их авторам- учителям удалось найти удачные методические решения. Проект, в рамках которого проводилась сравнительная характеристика Конституций России и США (школа № 21, г. Череповец), имел совершенно потрясающее завершение - американские школьники по результатам переписки с череповецкими учащимися смогли принять участие в принятии поправок к Конституции США в мае 1997 года в Конгрессе США.
Результатом реализации проектов среди прочего стало самостоятельное создание учащимися школ - участниц Web-страничек о школе и городе, о проектах, о себе (индивидуальные странички школьников); многочисленные школьные издания: газеты, альманахи, сборники стихов, поздравлений, рецептов, сказок и рассказов, созданные учащимися на русском и английском языках; учебные пособия по информатике, литературе, английскому языку, истории и др., авторство которых принадлежит учителям. Практически все школы, задействованные в Программе, стали участниками викторин и олимпиад по учебным предметам, предложенным различными учреждениями и организациями России, Белоруссии и США.
Во всех таких школах были оборудованы точки доступа к Интернет. Следствием этого, а также активной сетевой деятельности школ в рамках Программы в течение года явилось развитие в них информационных центров, которые стали играть заметную роль в городском образовании. Практически в каждой школе была проведена эта работа. В лингвистической гимназии № 3 г. Улан-Удэ начал создаваться городской образовательный информационный медиацентр (библиотека + аудио- и видеокомпьютерная рабочие зоны), в котором проводится обучение телекоммуникацонным технологиям не только своих учащихся, но и учащихся и взрослых из других школ.
Школы - участницы "Программы межшкольных связей по Интернет" приобрели уникальный опыт работы по освоению информационных и педагогических технологий в образовательном процессе. Поэтому многие из них стали центрами телекоммуникационной работы в своем городе. Например, в Петрозаводске сорока учителям и учащимся из разных школ предоставлена возможность свободно использовать ресурсы и технологии Интернет в образовательных целях; здесь проводятся мероприятия, связанные с телекоммуникациями, для различных категорий слушателей - руководящих кадров управления образования, директоров школ, учителей начальной школы, для учащихся специализированных учреждений (детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата). А Государственный лицей Республики Тува в г. Кызыле стал подлинным центром новых информационных технологий для всей республики. Здесь в течение года проводится "ликбез" в области телекоммуникаций и издательских систем для школьников и взрослых из разных школ, органов управления образованием и учреждений. На базе лицея в ноябре 1997 года сотрудниками группы совместно с учителями лицея была проведена республиканская конференция, где вопросы развития телекоммуникаций в образовании обсуждались на уровне администрации Президента, министра образования, министра связи Республики Тува.
Впервые при реализации подобной Программы "постепенно выделилась и стала развиваться русская часть программы, к проектной работе подключились практически все учителя-предметники (даже учителя физкультуры)", в том числе и не владеющие английским языком. Последние смогли общаться с коллегами из российских школ на русском языке. Они убедились в большой образовательной ценности телекоммуникационных проектов. Материалы, полученные в ходе реализации проекта, используются практически на всех предметах: уроках русского языка, истории, литературы, биологии, математики, географии, в начальной школе, а также на различных факультативных занятиях и мероприятиях по воспитательной работе. Как написал в завершающем отчете один из участников программы: "Материалы переписки по проектам были настолько ценны, что еще не один реферат или учебное пособие можно будет подготовить с их помощью (Игорь Штырков, школа № 4 г. Пскова).
В рамках первого этапа Программы были проведены два сетевых чата в режиме реального времени. 10 мая 1997 года учителя России, Белоруссии, Украины и США приняли участие в чате "Интеграция сетевых проектов в урочную деятельность", вопросы для обсуждения к которому были предложены учителям заранее (за две недели). Результаты проведенной конференции были размещены на Web-сервере "Проекта Гармония". 5 ноября учащиеся школ, задействованных в программе, смогли поучаствовать в чате "Дети и спорт". Некоторые школы заранее прислали совершенно замечательные вопросы своих учащихся, например школа г. Сыктывкара. В процессе проведения чата к нему подключилось большое количество детей из разных стран, в том числе из Японии.
По результатам работы школ на первом этапе реализации программы (январь 1996 г. - июнь 1997 г.) издана книга "Пять вечеров: беседы об образовательных телекоммуникационных проектах", где, кроме методических разработок сетевых проектов, даются рекомендации по их интеграции в учебную программу, рассказывается об особенностях этой работы со школами - партнерами из зарубежных стран, и об организационных условиях, необходимых современной школе для проведения учебной сетевой работы. В марте 1998 г. была проведена международная конференция "От открытой школы к открытому обществу" (Москва, 26-28 марта), куда съехались координаторы школ-участниц программы, чтобы подвести итоги прошедшей работы.
В 1998 г. начался второй этап реализации "Программы межшкольных связей по Интернет", получивший поддержку Института "Открытое общество" (Москва, Россия) фонда Сороса. Победителями конкурса на участие в программе в 1998-99 гг. стали 20 школ из четырех регионов России - Краснодарского края, Карелии, Пермской и Иркутской области, учителя которых с сентября 1998 г. включились в работу по Программе. На втором этапе акцент был сделан на усиление регионального компонента. В каждом регионе приступили к работе три городские и две областные школы. В школах, принявших участие во втором этапе реализации программы, также были оборудованы точки доступа к Интернет; руководители каждой школы провели лекции и занятия, на которых разъяснили содержание Программы. Однако для второго этапа характерно несколько существенных отличий.
Во-первых, это мощная поддержка школ-участниц Программы университетскими центрами Интернет, что позволило предоставить бесплатные провайдерские услуги, использовать прекрасную материальную базу и специалистов для обучения школьных координаторов, проведения региональных семинаров по проблемам внедрения информационных технологий в учебный процесс; привлечь учителей школ к мини-конкурсам, проводимым сотрудниками центров Интернет, и пр.
Во-вторых, это аккумуляция региональных сил, что на деле означало опору при конкурсном отборе школ для участия в Программе на местные органы управления образованием и университетские центры Интернет; выбор для оснащения школ компьютерным оборудованием местных поставщиков. Были мобилизованы родители, спонсоры из числа государственных структур и местных бизнесменов и пр. для помощи в реализации Программы.
В течение года руководители Программы проводили обучение и обеспечение поддержкой не только школьных координаторов сетевой работы, но и региональных координаторов, в задачи которых входило максимальное насыщение проектной работы, проводимой в школах города и области, региональными аспектами (максимальная приближенность к проблемам региона: экологическим, экономическим, социальным и др.).
В апреле 1998 г. в рамках Программы был создан еженедельный лист рассылки для учителей-предметников "Педсовет по средам" pedsovet@ripn.net, который объединил не только школы - участницы "Программы межшкольных связей по Интернет", но и более 400 школ России, Белоруссии, Украины, Литвы.
Учителя из школ, задействованных в первом этапе реализации программы, участвовавшие в создании листа рассылки "Педсовет по средам", стали помощниками учителей из школ - участниц второго этапа программы. Так, Игорь Штырков - координатор сетевой работы в школе № 4 г. Пскова - участницы первого этапа Программы (1996-97гг.) -стал ведущим технического приложения "Работаем грамотно" к списку рассылки "Педсовет по средам", а Владимир Стригин, координатор сетевой работы лицея г. Бийска. Лариса Комарчева, координатор из школы г. Сыктывкара, - разработали и осуществляют в Сети проекты специально для новичков.
Созданный в августе 1998 г. русскоязычный Web-сайт "Школьный сектор" (http://school-sector.relarn.ru), практически стал информационной образовательной средой для учителей-предметников из разных городов и стран СНГ. Здесь еженедельно размещаются результаты проектной работы школьников (в том числе Web-странички, созданные ими), размышления учителей и координаторов сетевой работы по поводу сетевой деятельности в школе, степени интеграции ее в учебную программу, выступления специалистов об образовательной деятельности школ в Сети, представлена информация о семинарах, конференциях, новых Web-сайтах, которые могут помочь учителям-предметникам, и др. К середине октября 1998 г. сайт "Школьный сектор" посетили 1500 человек.
Нужно отметить активизацию новых педагогических технологий в процессе проектной деятельности - практически все школы, задействованые в программе, приняли участие в конкурсе, проводимом в рамках проекта "Гармония", на создание учащимися вместе с учителями образовательных Web-квестов - уникального образовательного творческого продукта для самостоятельной работы школьников по учебным предметам. В начале ноября их можно будет увидеть на Web-сайте программы "Школьный сектор".
В настоящее время школы - участницы программы активно работают в проектах, викторинах, олимпиадах,
Web-сессиях, чатах и др., которые им предлагают в Сети руководители программы, различные организации (Центры дистанционного обучения, университеты, научно-исследовательские институты) и отдельные авторы. К работе с каждым днем подключается все большее количество учащихся и учителей как из школ - участниц программы, так и из других школ России и стран СНГ. В тех городах, где созданы университетские центры Интернет, наблюдается особенная активность школ, которые с их созданием получили возможность не только бесплатного подключения к Сети, но и наполнения своей сетевой работы содержательной деятельностью высокого уровня благодаря участию в программе преподавательского состава высшего звена. Наибольшую активность проявляют школы Самары, Новгорода, Перми, Иркутска, Петрозаводска и других городов, где координаторы проектов ИОО осуществляют наиболее активную деятельность и идут навстречу среднему звену - школе.


Коротко об авторе:
Ястребцева Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, координатор Программы