омпания Samsung официально закрыла линейку Note, подведя тем самым черту в истории о «взрывном» флагмане. Настало время подвести итоги и нам.

 

Samsung, живи!

Начнем с главного: Samsung не гибнет. Доля смартфонного бизнеса в пуле ее доходов слишком ничтожна, чтобы как-либо на что-либо повлиять. Samsung производит дисплеи, процессоры, бытовую технику, строит танкеры, занимается недвижимостью, химической промышленностью, финансовым бизнесом и страхованием. Да что там, даже в смартфонном бизнесе Samsung доля Note не слишком заметна.

Все это нам доподлинно известно. Дальше начинается туман.

Что же произошло?

Смартфоны Galaxy Note 7 начали взрываться. Сначала — один, затем — другой, потом — третий. После этого начался треш: в Штатах сгорел автомобиль с Galaxy Note 7 внутри, а позже — гараж. И непонятно, то ли из-за смартфона, то ли еще по какой-то иной причине. В общем, почти так же, как у Марка Твена: медные предметы в доме ведут к скоропостижной смерти… Иногда в возрасте 90 лет.

В чем причина?

Непонятно. Вроде бы проблемы с батареями... или с USB Type-C и влагозащитой. Либо же с конструктивными особенностями смартфона, батареями и спешкой при производстве. Никто внятно ничего объяснить не смог. Самое странное, что в насквозь считаемом и прозрачном современном производстве, где можно отследить путь любого компонента, сделать это в случае с Note 7 не удалось даже на этапе, когда проблемы с батареей считались единственной версией. Дефектная партия чего-либо? Нет ничего проще, чем понять, в какие конкретно устройства данные компоненты были установлены. Это даже не простенькая задача — это рутина для промышленного IoT. Но не получилось.

А что получилось?

А вот это самое интересное. В свое время мне довелось работать на федеральном телеканале. На нем не рассказывали про гаджеты как таковые — не наша была тема. У нас, вообще, говорили про армию. А вот про гаджеты Apple рассказывали всегда. Просто потому, что обсудить новый iPhone — это будет не про устройства, это о том, что волнует общество.

Это то, чего никогда не было у Samsung, и это то, в чем Samsung всегда проигрывала Apple.

Однако тогда, когда авиакомпании начали делать заявления про Note 7 на борту и класть соответствующие объявления на стойки регистрации, стало понятно главное — все изменилось.

Взрывной маркетинг, или Почему крах Galaxy Note 7 — лучшее, что случалось с Samsung за последние 10 лет?

Смартфон Note 7, а вместе с ним и Samsung, перешли в другую категорию. Появились мемы, шутки про официальное партнерство с ИГИЛ и гранаты в GTA, а уж как резвились телевизионные стендап-комики...

Взрывной маркетинг, или Почему крах Galaxy Note 7 — лучшее, что случалось с Samsung за последние 10 лет?

Давайте признаемся: ни про один даже самый удачный продукт компании Samsung столько не писали на первых полосах абсолютно всех изданий мира, несмотря ни на какие ее маркетинговые усилия.

И я ни в коем случае не считаю, что это все было спланировано. В Samsung нет идиотов, и подобная игра с огнем содержит в себе слишком много рисков.

Но… Еще в самом начале этой истории Samsung внезапно собрала пресс-конференцию, где объявила о том, что приостаналивает производство Note 7 и начинает обмен ранее проданных устройство на новые.

Фишка в том, что ни малейших причин поступать так в тот момент у Samsung не было. Мало ли где что взрывается! На днях iPhone взорвался, и что? Когда это было поводом собирать пресс-конференцию? Вы могли бы себе представить, чтобы Тим Кук из-за этого вскочил и побежал собирать журналистов? Но ее провели, зафиксировав всю эту историю и переведя ее тем самым из категории «блогеры ноют в Интернете» в категорию «официальный инфоповод».

Предположим, скандал. Но мы же в Корее! А где все остальное? Когда дочка главы Корейских авиалиний и по совместительству топ-менеджер авиакомпании г-жа Чо Хен А повела себя на одном из рейсов вроде Ксении Собчак из-за того, что ей не подали те орешки, которые она хотела, и вылет рейса задержался, ее отец каялся перед всей страной под телекамеры.

Взрывной маркетинг, или Почему крах Galaxy Note 7 — лучшее, что случалось с Samsung за последние 10 лет?Взрывной маркетинг, или Почему крах Galaxy Note 7 — лучшее, что случалось с Samsung за последние 10 лет?

Где покаяния? Где отставки? Где, извините, самоубийства? Повторюсь, мы же не в России и речь идет не о госкомпаниях, эти-то даже на Страшном суде будут вопрошать: «Какие ваши доказательства?»

Мы говорим про Корею! Скандал грандиозный, такой, что даже коллеги из LG сочувствуют заклятому конкуренту (одно это уже само по себе достаточно унизительно), а репутация и стыд в том обществе — это очень важно. Это всерьез.

Ничего.

Samsung методично отрабатывает тему шаг за шагом и попутно намекает на девайсы следующих поколений, которые уже не за горами.

Окончательно повеяло опереткой в тот момент, когда производитель начал рассылать огнеупорные боксы и перчатки для возврата Note 7. Фанаты бренда с болью в сердце упаковывают свои любимые гаджеты (а Note 7 действительно лучший смартфон этого года) и отправляют их производителю, получая взамен Note 5 или Galaxy S7/S7 Edge и сохраняя абсолютную лояльность бренду . А аппараты Galaxy Note 7 торжественно уничтожат. Все до единого. Наверняка это еще и покажут в прямом эфире. После чего Galaxy Note 7 станет абсолютным раритетом. Впрочем, уже стал — на днях коллеги с одного из федеральных телеканалов оборвали все телефоны, пытаясь выяснить, у кого на руках остался образец.

Два года назад Samsung хотела закрыть линейку Note, пересадив поклонников марки на флагманы Galaxy S. Начали сокращать маркетинговые расходы и потихоньку задвигать линейку в угол. Фанаты тогда не позволили.

В 2016 г. Samsung закрыла линейку Note, попав на первые полосы мировых СМИ и получив изрядную долю сочувствия со стороны тех же самых фанатов и специализированной прессы.

Искренне ваш, Олег Капранов

Купить номер с этой статьей в PDF
2642