Мир фотографии удивителен, с ее помощью можно передать настроение, значимые нюансы мимолетного мгновения или динамику какого-либо события. Однако широко распространенное мнение, что достаточно выбрать хорошую фотокамеру, как отличного качества снимки будут обеспечены, в корне неверно. Конечно, от самого фотоаппарата зависит многое, но не стоит забывать, что одну из ключевых ролей в формировании картинки играет используемый объектив. Ведь даже с простой камерой и хорошим «стеклом» можно получить отличный снимок.

Как правило, при покупке зеркальной или беззеркальной камеры в комплекте к ней уже идет недорогой, китовый (от англ. kit — комплект) объектив, возможностей которого хватает как минимум для того, чтобы начать использовать камеру сразу после покупки и оценить ее базовые возможности. Для начинающих мы рекомендуем сначала освоить его и приноровиться к камере. Раскрыть же весь потенциал, заложенный производителем, способны сменные объективы. Выбор их сейчас крайне велик, причем перед его приобретением важно для себя определить, для каких целей будет использована конкретная модель. Кроме того, не стоит забывать, что сами камеры быстро устаревают, а вот хорошее «стекло» будет служить долго.

Как выбрать объектив?

Но прежде чем перейти к рекомендациям, стоит остановиться на нескольких ключевых характеристиках, играющих определяющую роль.

Фокусное расстояние

Фокусное расстояние объектива указывается в миллиметрах относительно 35-мм кадра . Однако далеко не все фотоаппараты имеют такую большую матрицу, в этом случае в обиход входит понятие кроп-фактора. Попросту, это означает лишь то, что часть картинки обрезается в соответствии с размером сенсора. Фактически же, на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.

Исходя из этого параметра обычно выделяют следующие категории объективов: суперширокоугольные (8—12 мм), широкоугольные (12—35 мм), стандартные (45—55 мм), телеобъективы (от 85 мм).

В оптике фокусное расстояние определяется как расстояние в миллиметрах от оптического центра объектива до фокальной плоскости (плоскости матрицы) при наведении на резкость бесконечно удаленного объекта. Проще говоря, размер объекта и занимаемая им часть кадра меняются в зависимости от фокусного расстояния: при малых значениях объект кажется меньше, но угол обзора шире, при больших объект выглядит более крупным, а угол обзора — уже.

Как выбрать объектив?

Стандартные объективы обеспечивают картинку, по размеру наиболее приближенную к тому, что видит человеческий глаз. Первые два типа обычно используются для пейзажной фотографии, благодаря обеспечиваемому широкому углу зрения. А телеобъективы позволяют крупно сфотографировать удаленные объекты.

На объективах, предназначенных для зеркальных камер, всегда указывается реальное фокусное расстояние.

Светосила

Показатель светосилы информирует, какое максимально возможное количество света проходит через линзы и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Как правило, он определяется максимальным размером относительного отверстия объектива, значение которого указывается на объективе после фокусного расстояния (к примеру, f2.8). Чем больше светосила, тем меньшая требуется выдержка, и следовательно, можно получать более четкие фотографии при съемке с рук даже в условиях недостаточной освещенности. Кроме того, стоит отметить, что этот параметр напрямую влияет на размытие в кадре изображения, которое находится не в фокусе.

Однако светосильные объективы как с фиксированным, так и с переменным фокусным расстоянием заметно дороже своих собратьев.

Особенности конструкции

Скорость фокусировки фотокамеры во многом зависит от скорости работы фокусного мотора, которых существует два типа: ультразвуковой и так называемая «отвертка». Первый из них — самый современный, он встраивается в объектив. В дорогих и качественных моделях используются ультразвуковые волновые двигатели, работающие практически бесшумно и весьма быстро. (У Canon, к примеру, свидетельством использования такового является наличие в названии объектива абривиатуры USM (Ultra Sonic Motor), у Sony — SSM (Super Sonic Motor) и т.д.

Привод типа «отвертка» сейчас уже считается морально устаревшим, он позволяет задействовать имеющийся в самой фотокамере фокусный мотор. Фокусный мотор этого вида довольно шумный и неторопливый.

Также сравнительно недавно в продаже появились объективы с шаговыми двигателями, обеспечивающими более плавную следящую фокусировку. Их основное назначение — видеосъемка..

Чтобы уменьшить выдержку и, следовательно, смазывание в кадре, многие производители (Canon, Nikon и т.д) применяют в своих объективах систему стабилизации изображения. Она, как правило, реализована путем использования подвижных элементов в конструкции, что напрямую влияет на стоимость. Аналог такого способа — система стабилизации изображения на матрице в камере, применяемая, к примеру, во многих моделях фотокамер Sony, Olympus и т.д. Такие методы позволяют сократить выдержку на несколько ступеней, что в определенных ситуациях может сыграть свою роль и позволит получить приемлемый результат.

Выбор объектива в зависимости от задач

Все «стекла» можно разделить на два класса: с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые фиксы) и с переменным (зум-объективы). Вторые более удобны в применении благодаря изменяемому фокусному расстоянию. Первые же отличаются большей светосилой, однако, чтобы объект лег в кадр, фотографу нужно самому перемещаться, подгоняя изображение.

В последние несколько лет на рынке фототехники стало появляться все больше универсальных объективов, покрывающих диапазон фокусных расстояний от широкоугольного до теле. Примером такого объектива является Canon EF-S 18-200 f/3.5-5.6 IS. К достоинствам подобных «линз» относятся заметная универсальность по сравнению с остальными (т.е. не трубуется носить с собой целый парк оптики, что для многих является определяющим параметром) и не слишком высокая цена. Эти объективы позволяют снимать в самых разнообразных жанрах — репортаж, портрет, пейзаж и т.д. Недостатков же у них достаточно много, в частности, конструкция таких объективов, как правило, не слишком надежна вследствие использования большого количества линз и необходимости ее выдвижения. Кроме того, они имеют невысокую светосилу, и потому при недостаточном освещении лучше использовать штатив. Впрочем, обеспечиваемое ими качество изображения вполне устроит фотографов-любителей.

Canon EF-S 18-200 f/3.5-5.6 ISCanon EF-S 18-200 f/3.5-5.6 IS

Если же такой функциональности (в плане покрываемых фокусных расстояний) вам достаточно, но хочется более высокого качества, у многих производителей в линейках имеются модели, обеспечивающие покрытие в широкоугольном и среднем диапазоне фокусных расстояний с фиксированным значением относительного отверстия. (Здесь не берутся в расчет телефото-объективы для специализированных целей). Они позволяют снимать и портреты, и пейзажи.

Если же рассматривать объективы с фиксированным фокусным расстоянием, то они, конечно, менее удобны в использовании, но зато обладают более высокими оптическими свойствами и продуманной конструкцией. А на полностью открытой диафрагме можно получать приятное размытие фона. Как правило, они обеспечивают лучшее качество изображения, если не брать в расчет бюджетные модели.

Пейзажная фотография

Снимать пейзажи можно самыми разнообразными объективами, но, как правило, для этих целей применяют сверхширокоугольные, широкоугольные и зум-объективы, имеющие на минимальном фокусном расстоянии широкий угол обзора. Чтобы увеличить количество деталей, можно применять значения диафрагмы F11 и выше. Если нужно улучшить результат, следует выбрать объектив с приличной резкостью и небольшим уровнем цветовых искажений.

Sonnar T* E 24 мм F1,8 ZASonnar T* E 24 мм F1,8 ZA

Портретные объективы

В портретной фотографии чаще всего требуется большое отверстие диафрагмы, чтобы обеспечить малую глубину резкости изображаемого пространства (ГРИП). Такие объективы хорошо передают фактуру человеческой кожи, так как не подчеркивают мелкие дефекты. Для портретной съемки лучше использовать фикс-объектив или «стекло» со средним диапазоном фокусных расстояний (от 50 до 135 мм). Тогда можно будет сделать так, чтобы объект съемки занимал большую часть кадра.

ОM.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8M.ZUIKO DIGITAL 45mm 1:1.8

Съемка архитектуры

Мало кого привлекают косые линии и заваливающиеся здания на фотографиях. Чтобы избежать этого в своих объективах, производители применяют элементы, минимизирующие количество геометрических искажений (асферические линзы), так что при выборе модели стоит обратить внимание на конструкцию. Для съемки как памятников архитектуры, так и для пейзажей, нет строгих критериев и можно использовать широкоугольные и зум-объективы, главное, чтобы они имели широкий угол обзора и минимальные геометрические искажения.

Как выбрать объектив?

Съемка движения

При фотосъемке спортивных событий главное — не упустить нужный момент, и вот здесь-то одним из основных параметров является высокая скорость фокусировки, которая, как мы упоминали выше, реализуется с помощью ультразвуковых волновых моторов, встроенных в объективы. Если планируется снимать на большом удалении от объекта, например на стадионе, то оптимально применять телеобъективы с большими фокусными расстояниями и хорошей оптикой. Однако не стоит забывать что вес у них более чем внушительный, как, впрочем, и цена. Для бытовых же целей, например фотографирования детей, вполне подойдут и обычные зум-объективы.

Canon EF 70-200 mm 2.8L USMCanon EF 70-200 mm 2.8L USM

Заключение

Возможности современной фотографии впечатляют. Полнее раскрыть их способны сменные объективы, правильный выбор которых во многом способен передать суть момента, однако не стоит забывать, что камера и «стекло» — это всего лишь инструменты в руках фотографа, и все, в общем-то, зависит от вашего мастерства.

Купить номер с этой статьей в PDF
1151