Бумажный Марио снова пускается в приключения. Новая игра для Wii U — настоящий подарок и любителям Марио, и тем, кому обычные платформеры кажутся чересчур примитивными. Paper Mario: Color Splash — полноценная приключенческая игра, способна привлечь не на одну неделю.

Что вообще за Paper Mario?

История игр серии Paper Mario восходит к далёкому 1996 г., когда на 16-битной консоли SNES (Super Nintendo) вышла полноценная ролевая игра с участием самого известного персонажа компьютерных игр — Марио. Super Mario RPG: Legend Of The Seven Stars разрабатывала сама Square (еще до слияния с Enix), которая, что читатель наверняка помнит, подарила миру легендарную Final Fantasy.

Super Mario RPG была... странной. Изометрическая графика в духе Sonic 3D, хорошо знакомые всем персонажи Грибного Королевства и... чистая Final Fantasy по геймплею и сюжету. Почти... Не то что бы с самой Final Fantasy было как-то не так, просто со стилем Марио получившийся продукт как-то не очень гармонировал. А потому, хотя игра получила в целом положительные отзывы и геймеры попросили продолжения, сотрудничество со Square решили не продлевать.

Впоследствии ролевые игры про Марио разделились на две серии: Paper Mario и Mario & Luigi, и разрабатывали их уже другие студии. Но первой была все-таки Paper Mario на Nintendo 64 — вышедшая в 2001 г., представила необычный концепт: преднамеренно двумерные и довольно примитивно анимированные персонажи существовали в красивом трехмерном мире. Ну и слово «paper» (бумага — англ.) в названии не случайно — все герои Paper Mario будто вырезаны из бумаги.

Первая часть Paper Mario, Nintendo 64, 2001 г.

Paper Mario сочетала в себе как механику из классических платформеров Super Mario Bros., так и элементы приключенческих и ролевых игр. Главный персонаж мог по ходу дела «прокачивать» свои характеристики, бои с монстрами были пошаговыми, можно было брать союзников в партию. Дополнительно Марио были доступны различные усилители и предметы, помогающие в бою. В общем, Paper Mario была очень тепло встречена критиками и геймерами, ее оценка на Metacritic до сих пор остается 93 балла — и это пока что наивысшая оценка среди игр серии Paper Mario.

Затем появилась весьма похожая на первую часть Paper Mario: The Thousand-Year Door на GameCube. В нее у нас почти никто не играл, ибо самого GameCube в России считай что не было, а сама игра под эмуляторами глючила и висла в разных местах. Затем вышла спорная, но все же впечатляющая Super Paper Mario для Wii, откуда убрали пошаговые бои, сохранив возможность наращивать силу удара и прочие навыки по мере набора опыта. А спорная она получилась потому, что графика в ней была совсем примитивная, хотя, по идее, должно было быть наоборот.

Но настоящим провалом стала Paper Mario: Sticker Star (76 баллов на Metacritic), вышедшая в 2012 г. для портативной консоли Nintendo 3DS. Игроков расстроило, что разработчики отказались от ролевой механики — и главная проблема была даже не в том, что Марио лишили «прокачки», а в том, что бои с монстрами стали абсолютно бесполезны. В Sticker Star Марио воевал с помощью стикеров, которые он находил в мире игры, как правило, отклеивая от какой-нибудь стены или пола.

Так вот, даже идеально выигранный бой приносил лишь монетки, потраченные стикеры никак не восполнялись, а понятия опыта не было вообще. Вступая в бой, игрок просто зря тратил стикеры. К тому же бои вновь стали пошаговыми, отнимали много времени, ничего не давая игроку взамен, и потому просто раздражали.

В общем, неудивительно, что когда игроки увидели трейлер новой Paper Mario: Color Splash (которая здесь и обсуждается), они заранее были настроены на негатив, а потому осознав, что привычной ролевой механики снова не будет, даже составили петицию об отмене игры.

Но игра вышла. И многие опасения, как оказалось, были напрасны, хотя и не совсем беспочвенны.

Новое приключение

Paper Mario вместе с принцессой Пич приезжают на остров Цветания, который казался совершенно пустым. Но вскоре выясняется, по острову снуют Скромняги и высасывают через трубочку краску — и не только, скажем, из цветов, стен или мостовой, но и из самих жителей.

Paper Mario: Color Splash. Новые приключения бумажного Марио

Большая часть острова уже обесцвечена, фонтан красок иссяк, и чтобы его восстановить, нужно собрать все звезды краски, а также заодно выяснить, кто же за всем этим стоит. А тут еще и принцессу снова похитили... Пусть Paper Mario перестала быть ролевой игрой, все равно, поверьте, вас ждет многочасовое приключение. Например, я за 14,5 ч прошел Uncharted 4, но нашел лишь одну мегазвезду краски из шести.

Геймплей

Во многом геймплей Color Splash похож на тот, что у Sticker Star, только пошаговым боям с монстрами вернули смысл. Характеристики самого Марио по-прежнему не прокачиваются, разве что увеличивается запас здоровья после нахождения очередной мегазвезды краски. Однако частично прокачивается оружие — молоток с краской. Кроме того, из убитых врагов случайным образом выпадают не только монетки и усилители молотка, но и сами карты — аналог стикеров из предыдущей части, которые используются в бою.

Помимо того, с течением времени чересчур слабых врагов можно будет убить без режима боя — прыжком или ударом молотка.

Таким образом, участвуя в сражениях, вы не просто зря будете расходовать карты. Даже наоборот, поборов врага какими-нибудь обычными и дешевыми картами вроде «прыжка» или «удара молотком», взамен вы можете получить редкую карту с самим этим врагом, который вступится за вас в любом из следующих боев, в каком захотите.

Теперь подробнее о молотке. Во время блуждания по миру игры (который состоит из последовательно открывающихся на карте уровней) можно, помимо ходьбы и взаимодействия с персонажами и предметами, выполнять три действия: прыжок, обычный удар молотком, удар молотком с краской.

Прыжок пригодится для выбивания чего-нибудь из блоков над головой и перепрыгивания препятствий. Обычный удар молотком помогает взаимодействовать с окружающим миром — встряхнуть дерево, повалить на землю куст, разбить блок, находящийся на земле.

Удар молотком с краской позволяет закрашивать обесцвеченные области, которыми могут быть как просто белые пятна на стене или потолке, так и бесцветные NPC. Все, что обесцвечено, — неактивно. Следовательно, вы не сможете поговорить с таким NPC, пока не закрасите его, а даже частично белая дверь не откроется. На каждый удар тратится краска, причем разная, она зависит от того, какого цвета должна быть закрашиваемая область.

Paper Mario: Color Splash. Новые приключения бумажного Марио

У Марио в запасе три независимых столбика с краской: с красной, с синей и с желтой (почему-то не зеленый, но это не так важно). Если вы, например, пытаетесь закрасить зеленую область, то тратятся синяя и желтая, краска, оранжевую — красная и желтая, и т.д.

Запас краски пополняется прямо из окружающего мира. Тряхнете дерево — выпадут капли зеленой краски, тряхнете розовый цветок — красной. В общем, смешение красок работает. Правда, такая добыча красок из мира не обесцвечивает его, но не будем придираться. Мы — за хороших парней, нам можно, и мы ничего плохого не делаем.

Так вот, запас краски ограничен: вы не можете взять больше определенного объема краски. Чтобы увеличить этот лимит, нужно собирать маленькие молоточки, остающиеся от побежденных врагов, — это единственный способ их добыть.

Кстати, краска нужна не только во время путешествия по миру, но и во время боев. Боевые карты могут быть как закрашенными, так и обесцвеченными. Во втором случае их придется красить прямо во время боя. Тогда надо будет в нимательно следить за запасами краски, поскольку пополнить эти запасы в бою нельзя, а вот враги с трубочкой могут запросто краску «подрезать», если получат право хода.

Сами эти карты можно получить разными способами. Либо добыть из побежденных врагов, либо выбить из различных блоков (или желтые, с вопросительным знаком, или обычные кирпичные). Также можно закрасить обесцвеченную область, и, наконец, карты продаются в магазине, но уже закрашенные стоят дороже. Учтите, речь идет о внутриигровой валюте, так как после запуска игра уже не требует обычных монеток и никаких реальных денег.

Помимо основного приключения, поощряется коллекционирование. Боевые карты и предметы можно относить в музей, где постепенно будут появляться материалы от разработчиков: дизайн уровней и персонажей, наброски, эскизы и т.п. А если закрасить все белые пятна на каком-то уровне — в музее станет доступен для прослушивания саундтрек из этого уровня. Кстати, музыка в игре местами очень даже хорошая.

Paper Mario: Color Splash. Новые приключения бумажного Марио

В общем, реальных недостатков в геймплее очень мало. Пожалуй, главный из них — мгновенный выход с уровня, как только взял звезду краски. Учитывая, что на одном уровне таких звезд может быть несколько, а каждый новый заход на уровень полностью «перезагружает» всех врагов, это порой раздражает. К примеру, на одном из уровней две звезды краски находятся буквально в двух шагах друг от друга и взять обе сразу невозможно.

Еще можно посетовать на то, что поначалу игра кажется чересчур легкой, причем это длится довольно долго — до битвы с первым боссом, Мортоном. Более мелкие недостатки — «громоздкий» процесс применения боевых карт в сражениях (выбрать и закрасить карту, подтвердить ее выбор, отправить в бой — все это делается на Wii U GamePad) и «надуманные» моменты с «вырезанием» в игровом мире.

Кстати, чуть подробнее о вырезании. Когда вы, например, зашли в тупик, но видите под определенным ракурсом ровный геометрический рисунок, можно нажать кнопку Y. Если появляются белые пунктирные линии, значит, в этом месте действительно доступно вырезание. Просто совместите пунктирные линии с элементами уровня, и мир станет двумерным, а вы на сенсорном экране сможете по пунктирным линиям «вырезать» фон. Потом туда надо либо «вклеить» какую-то карту предмета, либо Марио сам запрыгивает в вырезанную область, и тогда ему нужно добраться до флага. Вырезание для вставки предметов никаких претензий не вызывает, а вот второй вариант вырезания кажется лишним.

Графика

Стилистически Paper Mario: Color Splash заметно отличается от самой первой Paper Mario. Там бумажные персонажи ходили по обычному миру, а здесь весь мир будто вырезан из картона. Конечно, многим это напомнит Little Big Planet или Tearaway, хотя о прямом заимствовании у Sony говорить не стоит — Nintendo и ранее была богата на похожие проекты.

Масштабные эффекты, например сворачивание уровня в трубочку, в Paper Mario: Color Splash особенно впечатляют

При всей своей простоте графика богата цветами, деталями и эффектами. Реалистичное освещение, тени, объемные текстуры, — в общем, разработчики постарались, это очевидно. Визуальная составляющая игры доставляет огромное удовольствие и очень гармонично сочетается с сюжетом и геймплеем.

Локализация

Сильно впечатлила и локализация игры. Голосовой озвучки в игре вообще нет, но в остальном переводчики оттянулись по полной. Мало того, что перевод реплик (а их очень много! ведь, с каждым NPC можно поговорить, хотя наш герой всегда безмолвен) выполнен с учетом известных только в России шуток и мемов, так перевели даже графические надписи.

Paper Mario: Color Splash. Новые приключения бумажного Марио

Например, на наклейке огнетушителя русскими буквами написано «Огнетушитель», на наклейках Боузера — «Боузер». В этом смысле Nintendo, конечно, большие молодцы — пусть не каждая их игра получает локализацию, но зато уж если принялись переводить — то по-максимуму, только название игры остается на английском. Но это нам кажется правильным — дабы не порождать недопонимания. PlayStation название своей Uncharted также не переводят, разве что расширения названия («Путь вора», «Иллюзии Дрейка» и т.п.).

Итоги

Отставить сомнения, пусть из Paper Mario: Color Splash не стали делать ролевую игру, такую «как раньше», все-таки получилось очень интересное и качественное приключение, которое затянет надолго. К тому же немаловажно, за игрой сможет наблюдать вся семья, причем без какого-либо ограничения по возрасту. Следует также заметить, что эту игру нельзя назвать «детской», она, скорее, как и многие игры Nintendo, подойдет для любого возраста, если только вы достаточно уверены в себе, чтобы не бояться мультяшной эстетики. Стоит отметить и уровень с призраками в пансионате «Аквамарин» — он получился почти такой же, как в лучших старых квестах, жаль только, что он небольшой.

В общем, новую игру с Paper Mario: Sticker Star и сравнивать не стоит — она гораздо лучше: и загадки логичнее, и бои не хочется пропускать. Великолепная игра!

Купить номер с этой статьей в PDF