Иногда до каких-то действительно интересных вещей долгое время руки не доходят: текучка, встречи, иные обстоятельства. Так получилось и с приложением SkyGuru, которое я собрался протестировать еще два месяца назад. Оно должно помочь побороть страх при полете на самолете. Разработал приложение летчик Алексей Герваш, организовавший специальные тренинги для тех, кто испытывает серьезный дискомфорт на борту самолета.

Установил я SkyGuru на свой iPhone 6S Plus сразу после релиза и… благополучно забыл о нем. Все дело в том, что использовать его нужно непосредственно в процессе перелета и никак иначе. Приложение платное — 1500 руб., что совсем недешево. Но во время недавней поездки в Корею случился внутренний перелет из Сеула на остров Джеджу, рейс немного задержали, в аэропорту заняться было решительно нечем… Стало понятно: когда, если не сейчас? Тем более что такие вот короткие перелеты — самые раздражающие, поскольку состоят фактически из двух самых дискомфортных лично для меня этапов — взлета и посадки.

Схема использования приложения простая: вы указываете номер своего рейса и время вылета. Делать это желательно не ранее чем за сутки, в противном случае система может не обнаружить ваш маршрут. Это достаточно странно, так как приложение работает сейчас только с регулярными рейсами, а они на то и регулярные, что запланированы на год вперед и их изменения случаются крайне редко. Но тем не менее... За несколько часов до вылета SkyGuru напомнит, что пора бы выдвинуться в аэропорт, во время пребывания в аэропорту оно начнет неторопливо рассказывать о том, что будет происходить в полете, сообщит, когда наступит время пройти к гейту.

Обзор приложения SkyGuru: Чуть меньше аэрофобии Обзор приложения SkyGuru: Чуть меньше аэрофобии

Если рейс задержан, есть возможность вручную изменить время вылета. В этом случае приложение объяснит причины задержки. Конечно, не вашего конкретного рейса, но наиболее типичные.

Типично — здесь ключевое слово. Типичные ситуации — это то, на чем базируется логика SkyGuru. Каждые сутки в мире происходят десятки тысяч перелетов, так что это весьма впечатляющая и бесконечно изученная выборка, позволяющая «узнать» практически любую штатную ситуацию на основании анализа данных объективного контроля. Собственных инструментов для этого самого контроля у смартфона не очень много (датчик высоты, гироскоп, GPS), но для задач приложения более чем достаточно. Разумеется, используются и данные из Сети, которые доступны, пока вы не взетели, в первую очередь, метеосводки. Эта информация позволяет прогнозировать зоны турбулентности и реальное время прилета.

Обзор приложения SkyGuru: Чуть меньше аэрофобии Обзор приложения SkyGuru: Чуть меньше аэрофобии

Основная работа приложения начнется в тот момент, когда вы сядете в самолет. За 20—25 мин до времени вылета SkyGuru поинтересуется, вошли ли вы в самолет. Если вы сидите на своем месте, то приложение предложит откалибровать датчики (если нет, то затем вы сможете вручную активировать этот этап в специальном меню стадий полета). Для этого ваш смартфон или планшет нужно положить на горизонтальную поверхность, на которой он и пролежит в течение всего полета.

Признаюсь, что для меня вот этот момент оказался едва ли не самым затруднительным, так как в экономклассе со свободными горизонтальными поверхностями не слишком хорошо. К тому же это не может быть столик, поскольку на время взлета и посадки вы должны будете его убрать.

Обзор приложения SkyGuru: Чуть меньше аэрофобии Обзор приложения SkyGuru: Чуть меньше аэрофобии

Короче говоря, я положил смартфон к себе на ногу, где он и пролежал весь перелет, благо продолжался едва ли более одного часа.

Приложение настоятельно рекомендует переводить смартфон в авиарежим только после начала руления, так как оно, напомню, получает информацию о погоде, а это важно.

С того момента, как калибровка датчиков будет завершена, SkyGuru начинает методично информировать вас обо всех процессах, происходящих с самолетом. На экран выводятся показания нескольких датчиков, которые позволяют увидеть градусы отклонения борта по осям, а также такой важный (и наиболее волнующий пассажиров) параметр, как перегрузка.

Все, что будет происходить с самолетом, SkyGuru оценивает именно исходя из перегрузки, измеряемой в G (здесь под этим в первую очередь понимается тряска, выступающая в качестве индикатора и пугающая пассажиров в наибольшей степени), и из углов наклона корпуса самолета.

Незначительные крены вправо, влево, вперед, а также перегрузка, близкая к базовой еди нице, руление.

Усиленная тряска и нос, задранный вверх, — разгон и взлет. Они входят в число самых чувствительных моментов полета, и потому очень здорово, что SkyGuru в этот момент поясняет буквально все, что происходит с самолетом: набор скорости, убирание шасси, снижение избыточной мощности двигателей после включения автопилота, сопровождающееся не самыми приятными ощущениями для пассажира, и т.п. Если же во время взлета есть высокая вероятность турбулентности, то приложение сообщит и об этом.

После того как высота будет набрана и самолет выровняется, приложение будет показывать интенсивность его перегрузок во время турбулентности, оценивать углы крена корпуса в процессе маневров и расстояние до точки назначения.

Очень ценно и то, что на шкале приведены критические значения перегрузок, так что сразу становится понятно, что даже самые сильные воздушные ямы и пугающая до ужаса турбулентность бесконечно далеки от тех значений, когда что-либо будет всерьез угрожать безопасности самолета и человека.

За несколько минут до начала снижения приложение предупредит об этом и будет комментировать весь последующий процесс до момента остановки самолета на взлетно-посадочной полосе.

Обзор приложения SkyGuru: Чуть меньше аэрофобии Обзор приложения SkyGuru: Чуть меньше аэрофобии

Если говорить о том, что понравилось лично мне, так это то, что в наиболее «нервные» моменты полета (и наиболее рискованные, что уж там говорить), такие как взлет и посадка, SkyGuru, благодаря регулярно выдаваемой информации, концентрирует на себе внимание пассажира. То самое внимание, которое в моменты приступов паники начинает метаться по всему салону и заставляет прислушиваться и присматриваться к малейшим звукам и вибрациям, воспринимая их как признаки грядущей катастрофы. Особенно ценно то, что во многих случаях SkyGuru предваряет события и помогает морально подготовиться к ним.

Мне понравилось и то, что я узнал о полетах какие-то вещи, раньше мне не известные, поскольку я всегда был бесконечно далек от авиации. Кстати, на некоторые процессы, происходящие с самолетом, приложение позволяет взглянуть немного со стороны, что зачастую бывает очень полезно.

В то же время надо понимать, что SkyGuru исходит из рутинных штатных процессов. Так что если вам присуща безосновательная боязнь, базирующаяся на том, что вы не понимаете, что происходит в полете, или на том, что вы не контролируете все происходящее с вами, — оно вам поможет.

В случае же, если же ваш страх скорее вызван тем, что самолет может оказаться неисправен, или тем, что вы боитесь атаки террористов, или возможностью ментальных проблем у пилота, то здесь SkyGuru бессилен. Но, руку на сердце положа, здесь речь идет уже не столько о страхе полета как такового, сколько о проблемах с доверием и ощущением собственной безопасности.

Впрочем, это уже тема другого разговора и, возможно, другого приложения.

Еще отмечу, что мне не до конца понятна целевая аудитория SkyGuru. Все дело в том, что люди, летающие часто, в большинстве случаев способны самостоятельно выяснить все, что относится к полетам, самолетам и авиации. Просто потому, что они осознают свой страх, понимают, что это часть их жизни и сами пытаются найти способы его преодолеть. Им SkyGiru вряд ли даст что-то новое.

Люди же, для которых полет — редкость, просто стремятся избегать его всевозможными способами. И весьма маловероятно, что они захотят во все это вникать, тем более что на их страх это все равно вряд ли повлияет.

А еще приложение стоит денег, причем немалых.

Безусловно, бывают и сбои. Так, во время одного из перелетов SkyGuru не смог понять, что самолет не только завершил снижение, но и приземлился. Впрочем, если вы боитесь летать, то окончание полета будет для вас настолько радостным событием, что вряд ли вы обратите на это серьезное внимание.

Есть у SkyGuru и проблемы с использованием GPS. Впрочем, по словам разработчиков, в последней версии приложения эта проблема благополучно устранена.

Я весьма позитивно отношусь к приложениям и сервисам, которые помогают людям. Или хотя бы пытаются это делать. Потому что помощь людям — это то, ради чего все и должно делаться в нашей жизни. И если SkyGuru поможет хотя бы паре человек, то его можно считать полезным. На мой взгляд, со своей задачей оно более чем справляется, потому что в не самые приятные минуты жизни оно поможет, пусть и виртуально, взять человека за руку.

Иногда это бывает просто необходимым.

Купить номер с этой статьей в PDF
4117