Мерило работыМое детство пришлось на излет советской власти, когда местные власти занимались уже чем-то куда более интересным, чем развитие научного и творческого потенциала подрастающего поколения. Поэтому станции и кружки юных техников я застал в каком-то полуразрушенном состоянии, и держались они, по всем признакам, исключительно на энтузиазме своих немолодых руководителей. Однако до начала 90-х годов прошлого века какая-то жизнь там все же теплилась, и я помню, как тогда строилась работа над проектами. Собирались ребята, увлекающиеся техникой. Они знали, что через полгода будет проходить некий областной смотр. А то и всесоюзный. Вместе с руководителем кружка решали — что бы такое соорудить. Скажем, робота, который открывает консервные банки. Руководитель прикидывал — какие компоненты он может добыть, пользуясь знакомствами на заводах города. Потом назначал ответственных: вот ты, Вася, отвечаешь за фотоэлементы, Эльдар — за двигатель ножа, а вы, Володя и Дима, за общую координацию. В результате действительно получался робот, ловко вскрывающий консервные банки. При определенном везении его могли даже внедрить на каком-нибудь небольшом предприятии города. В частности, в кондитерском цеху.

По похожим принципам сегодня строится работа с молодежью в других странах. Несколько лет назад я был на израильском финале международного конкурса ISEF, где при поддержке Intel демонстрируются научно-технические достижения школьников. В представленных там проектах тоже вполне отчетливо отслеживались действия ответственных за отдельные компоненты и наставника, оперирование в рамках доступной элементной базы. Например, совсем молодые ребята показали, ни много ни мало, беспилотный катер-спасатель, который носится по Средиземному морю и собирает терпящих бедствие людей. Сам катер они с собой не привезли, но на видео он вполне убедительно плавал и бросал в воду спасательные круги. Я прикинул: допустим, старый катер найти — не проблема, их в любом городе на море или реке можно купить за копейки. Блок управления — задачка посложнее, но, в общем, тоже решаемая. Можно собрать из подручных средств. Но софт-то откуда? Это же совершенно неподъемная задача для маленького во всех смыслах коллектива! Ребята врать не стали. Один мальчик сразу признался, что программу, управляющую катером, ему дал папа. Она от какого-то старого самолета-беспилотника. Разница вроде бы большая, а на самом деле — не очень. Просто кое-какие блоки отключили, а остальные чуть-чуть подправили. И вот вам умный катер.

Такой подход мне вполне понятен. Перед тем как приступать к созданию монументальных полотен площадью десятки квадратных метров, юному художнику полезно нарисовать на бумаге корову или цветок. Также и юный инженер, наверное, должен начинать с относительно простых вещей и только потом уже замахиваться на воплощение заветных желаний человечества.

Но у нас в последнее время практикуется совсем другой подход. В этом году несколько раз я принимал участие в жюри молодежных технических конкурсов. Поначалу поражало — какие же амбициозные задачи ставят перед собой некоторые детки. Не «мир во всем мире», конечно, но все равно впечатляет. Но вот только начнешь уточнять детали, и выясняется вдруг, что, кроме идеи, у ребят есть только презентация с несколькими картинками и, если очень повезет, неработающий муляж устройства.

Формат колонки не позволяет рассказать обо всех случаях. Но как-то особенно поразил и запомнился прибор для измерения стресса и борьбы с ним. Хорошее дело? Еще бы! Да вот только уровень стресса измерялся по температуре пальцев. А в качестве инструмента борьбы на экране показывалась фотография котика. Все. На уточняющие вопросы ребята ответить не смогли, потому что среди них не оказалось ни одного медика или хотя бы психолога.

Меня удивило — как такое вообще могло дойти до всероссийского финала? Но оказалось, что организаторы и наставники внушают детям следующую мысль. Самое главное — придумать красивую и масштабную идею. Такую, чтобы обращала на себя внимание. Сделать презентацию в PowerPoint. Заявиться на конкурсе. А уже потом думать, как это все дело воплощать. Наличие команды, ресурсов и времени большой роли не играет. Привлекаем внимание, получаем инвестиции и тогда уже займемся скучными мелочами.

Самое забавное, что такой подход вполне работает. Действительно, есть отличные шансы получить кругленькую сумму, год-другой делать вид, что работаешь, а потом горестно развести руками. И организовать новую презентацию.

В песне «Наутилуса Помпилиуса», обличавшей советскую эпоху, были слова: «здесь мерилом работы считают усталость». Мне кажется, что-то подобное можно сказать и о российских стартапах. Владельцы последних страшно устают скакать по профильным мероприятиям, показывая одну и ту же презентацию в надежде добыть еще немного денег на продолжение банкета. Их пиарщики ночуют на работе, пытаясь придумать хоть какие-то информационные поводы.

Вот только к инновациям и прогрессу это имеет отношения не больше, чем чудо-устройства, «вылечивающие» рак или «уменьшающие» расход топлива автомобилем на 70%.

 

Искренне Ваш, Сергей Вильянов,

главный редактор
 

Вряд ли это тот прогресс, который нужен нам и стране.