Ежегодно, когда приходит пора обновить лицензию антивируса, перед миллионами пользователей встает один и тот же вопрос. Платить или не платить за лицензию? Этот вопрос не в том, найти ли ворованный ключ. Этот вопрос — принципиальный. Бесплатный или платный антивирус использовать? Вот в чем он заключается.

В данной статье мы с вами постараемся найти на него ответ, вернее, я приведу аргументы в пользу моей точки зрения, а вы решите, прав я или нет.

Из всего многообразия платных продуктов по защите вашего ПК от вредоносного ПО я буду опираться на антивирус, разработанный «Лабораторией Касперского», как наиболее распространенный платный антивирусный продукт в Рунете.

В России, по данным IDC, «Лаборатория Касперского» имеет наибольшую среди всех вендоров долю на рынке решений для защиты конечных устройств в пользовательском и корпоративном сегментах. По итогам 2013 г. продукты компании занимали 55,5% доли рынка.

 

Защищенность

С моей точки зрения, бесплатный продукт не может обеспечить вам тот же уровень защищенности, что и платный, ведь современный антивирус — это весьма сложное ПО, над которым работают, причем ежедневно, десятки и сотни программистов и вирусных аналитиков. Вы думаете, они могут все свое время работать из любви к искусству, т.е. бесплатно? Я сильно сомневаюсь. А значит, в таком случае будет вынуждено падать качество бесплатного продукта. И это легко доказать, глядя на лидера рынка бесплатных антивирусов, — Microsoft. Антивирус, разработанный Microsoft, — Windows Defender — уже несколько лет занимает последнее место в тестах или просто не участвует в них. И хотя программисты MS работают явно не из любви к искусству, у компании достаточно других сервисов, которые приносят деньги, чтобы содержать и предлагать пользователям бесплатный антивирус. Проблема MS скорее в том, что они не эксперты в области информационной безопасности. Не хватает экспертизы и ресурсов, которые есть у компаний, целенаправленно занимающихся ИБ.

Платить или нет за антивирус?

Посмотрим на результаты бесплатных продуктов в тестах от AV-Test (Real-World Testing) (табл. 2).

 

Платить или нет за антивирус?

Платить или нет за антивирус?

 

 

 

 

Платить или нет за антивирус?
Результаты теста Dennis Technology Labs (апрель—июнь 2014)

 

Стоит учесть, что антивирусный движок и базы у Microsoft Security Essentials и Microsoft Windows Defender одинаковы.

Вместе с тем все мы понимаем, что пользователей в основном интересует, как применение антивируса скажется на производительности ПК.

Производительность

Еще один важный аргумент в пользу выбора того или иного антивируса — это производительность. И снова обратимся к тестам AV Test (табл. 4).

Платить или нет за антивирус?

 

Защита от неизвестных вирусов

В настоящее время производство и применение зловредного ПО стало криминальной индустрией. Количество появляющихся зловредов исчисляется уже сотнями тысяч в день. Поэтому весьма важно, чтобы ваша защита умела справляться со зловредами, которые ей не знакомы. Каким образом? В данном случае на помощь приходит комбинация методов, в основе которых лежит проактивная защита. Несмотря на то что описать ее рецепт весьма просто (если приложение ведет себя как вирус, то, скорее всего, это вирус), качественную проактивную защиту создать весьма и весьма сложно. Это очень хорошо иллюстрирует тест Proactive Security Challenge (http://go.osp.ru/75809) лаборатории Matousec. Эксперты компании специально пишут приложения, которые не выполняют вредоносной функции, но пытаются сделать что-то «подозрительное» в обход антивируса. Дойти до последнего уровня сложности под силу лишь нескольким продуктам. Все продукты, преимущественно распространяемые бесплатно, провалились уже на первом или втором уровне тестирования, в то время как Kaspersky Internet Security для всех устройств успешно дошел до одиннадцатого, высшего уровня сложности. Если перевести эти цифры в одно простое предложение, то оно будет таким — бесплатные антивирусы плохо справляются с новыми неизвестными угрозами. А их, напомним, появляется больше 300 тыс. в день.

Основной аргумент в пользу бесплатных антивирусов — это, естественно, их бесплатность.

Но действительно ли они бесплатны?

Видимо, это не совсем так. Сейчас основное в работе любого антивируса — это команда его разработчиков, вирусных аналитиков. Это высококлассные специалисты, одним из основных аргументов в удержании которых является высокая оплата труда. Ну, и кто в наше время сможет, а главное захочет, работать бесплатно? Вы получаете оплату за свой труд? Я — да. Согласитесь работать бесплатно? Я — нет. А почему тогда вы думаете, что программисты, авторы бесплатного антивируса, работают за идею? Учтите, что если вы не платите за продукт или услугу, то вы не клиент, а товар!

Справедливости ради стоит заметить, что те компании, которые предлагают бесплатное ПО для домашних пользователей, также предлагают платные корпоративные продукты, на которых, собственно, и зарабатывают. А бесплатные версии — это и PR, и бесплатные тестировщики по всему миру.

Итак, давайте подумаем, а где же вы платите?

Вариантов, в общем-то, не так много.

1. Оплата путем применения сторонних сервисов, в частности рекламы.

2. Вы используетесь как бета-тестер для тестирования новых технологий, которые потом будут применяться в платной версии.

Реклама в бесплатных антивирусах

В настоящее время все крупные фирмы–создатели бесплатного антивирусного ПО активно рекламируют пользователям те или иные продукты или услуги, а главное — предоставляют так называемые «личные данные» (не персональные, это другое понятие) продавцам рекламы. На самом деле все крупные производители антивирусов по умолчанию проводят инсталляцию либо панели инструментов для браузера, либо собственной поисковой страницы, либо чего-то аналогичного.

При этом, согласно рекламе, панель инструментов проводит безопасный поиск, т.е. проверяет ссылки в поисковой выдаче, предотвращая переход по опасным. Но о чем молчит реклама антивируса? О том, что все предпочтения и перемещения пользователя протоколируются и ему показывают спонсируемую рекламу или спонсируемые результаты поиска. Более того, для того чтобы пользователь чаще видел рекламу, может быть принудительно изменена домашняя страница браузера.

Безусловно, вы можете отказаться от всего этого на этапе установки, достаточно найти кнопку «Отключить установку панели инструментов». Но ведь обычно пользователи устанавливают антивирус со стандартными настройками.

Удалить же рекламное дополнение к браузеру совсем непросто. Как правило, антивирус активно защищает панель от деинсталляции.

Как минимум вас будут пугать тем, что вы больше не защищены и сейчас начнется все самое ужасное. Как максимум вы увидите диагностическое сообщение о том, что зловредная программа попыталась изменить настройки системы и была заблокирована.

Вместе с тем стоит признать, что бесплатный сыр весьма привлекателен для пользователей.

Безусловно, можно сравнивать функциональность платных и бесплатных продуктов. Но, на мой взгляд, стоит помнить и о том, что большинство бесплатных антивирусных продуктов обновляются раз в сутки. Много это или мало? Если в сутки появляется около 300 тыс. новых зловредов, то считайте сами. И даже если все они будут обнаруживаться вашим бесплатным антивирусом, то у зловреда будет минимум сутки на работу. И находить его в это время никто не будет. Весело, не правда ли?

Кроме того, следует отметить, что сейчас бесплатные антивирусы — это, собственно, только антивирусы, которые как класс уже мало полезны, поскольку на рынок выходят продукты класса Internet Security. В общем, это что-то вроде рекламного хода — вот вам бесплатный пробник, хотите, чтобы было по-настоящему безопасно – платите.

Ну и последнее, но совсем не маловажное. Что делать человеку, если защита не сработала? Куда бежать? В случае платного антивируса есть техническая поддержка, а в случае бесплатного – он предоставлен сам себе. Выбор, естественно, за вами, дорогие читатели. Но я свой выбор сделал. Скупой платит дважды.

Купить номер с этой статьей в PDF
4365