Журналу PC World , нашему американскому прародителю, исполнилось 30 лет. По этому поводу коллеги решили вспомнить о 30 главных событиях в IT – по одному за каждый год. Срок, что и говорить, немалый. Читаешь материал, и перед глазами проносятся первый переносной PC Compaq Portable, первая версия Windows, первый 32-разрядный процессор i386, изобретение HTML, первые 3D-ускорители 3Dfx и Rendition, первая инкарнация Wi-Fi, переход Apple на процессоры с архитектурой x86 и много чего еще (с полной версией статьи можно ознакомиться здесь: http://go.osp.ru/4516). С выбором некоторых «самых-самых», конечно, можно поспорить, а кое-что важное, вроде первых версий Linux или изобретения шины PCI-E, осталось за кадром. Однако в IT год идет за пять. И если писать о всем важном за 30 лет, то получится не статья, а солидная книга.

Тридцать лет спустя

Но даже такой беглый экскурс в историю наводит на три мысли. И все они – довольно печальные.

1. Век инноватора недолог. Компания Compaq, разработавшая немало уникальных продуктов (не считая упомянутого в статье Compaq Portable), к началу 2000 г. сильно притормозила развитие, накопила долги и, в итоге, была куплена HP. Ее название до сих пор используется в некоторых моделях техники НР, так что новое поколение пользователей его, по крайней мере, слышало. А вот о 3dfx и Rendition, придумавших первые массовые 3D–ускорители, сейчас знают только люди, заставшие эту пару в расцвете сил. Обе компании канули в Лету, растворившись в купивших их конкурентах. Причем приобретение 3dfx компанией Nvidia выглядело особенно странно: последняя появилась гораздо позже, и поначалу ее продукция выглядела на фоне Voodoo Graphics и особенно Voodoo 2 очень бледно. Но потом Nvidia выпустила чип Riva TNT, конкурировавший с Voodoo 2 почти на равных, но стоящий существенно дешевле. Вдобавок TNT поддерживал 32-битный цвет в 3D, чему продукты 3dfx научились только через поколение. Это уже другой вопрос, что в 32-битном режиме играть на TNT было абсолютно невозможно из-за недостаточной производительности. Маркетинг Nvidia оказался более эффективным, и в результате всего через четыре года после триумфа Voodoo Graphics 3dfx перестала существовать. Таких примеров в IT очень много. Чего стоит хотя бы история Palm, контролировавшей весь рынок карманных компьютеров, прародителей планшетов, но также растворившейся в недрах HP.

2. Хорошая, но «недокрученная» идея ничего не стоит. Microsoft может сколько угодно напоминать, что первый планшетный ПК придумал Билл Гейтс, но зарабатывать деньги на них начал совсем другой человек. Можно вспомнить и первый 64-разрядный процессор с архитектурой х86, выпущенный AMD. Мы с уважением говорим об этом факте, но доля рынка у «опоздавшей» Intel все равно несравнимо больше. По всем признакам, опережать время в IT прибыльно на полгода, максимум – на год. Если же шагнуть вперед на больший срок, есть отличный шанс попасть в энциклопедию, но остаться без барышей.

3. Слухи о прозорливости журналистов сильно преувеличены. Парни из PCWorld признаются, что изначально не увидели в Windows ничего особенного, сочтя первую версию просто еще одним файловым менеджером. Так оно, пожалуй, и было, но в фильмах журналист способен оценить важность чего угодно по отражению работающего монитора в зеркале. Среди моих коллег и соседей по цеху давно стало традицией, вернувшись с крупной международной выставки, написать текст о том, как там было скучно. Дескать, ничего нового не показали, то ли дело раньше… Самое интересное, что и в прошлом веке все было точно так же. Читаешь архивный репортаж, встречаешь знакомые обороты о скуке и недоумеваешь: «Эй, чудак, так ведь тебе показали первый видеомагнитофон! Неужели это было недостаточно интересно?». Именно поэтому сам ношусь по выставочным павильонам с утра до вечера, чтобы какой-нибудь коллега из будущего не назвал меня чудаком. Или как-то похлеще.

Ну и, конечно, стоит посетовать, что так стремительно развивается цифровая техника. Сегодня держишь в руках волнующее достижение прогресса, а завтра оно становится раритетом для немногих людей с хорошей памятью. Знали бы вы, какой мечтой был для меня и моих сверстников компьютер на базе процессора i386! Ради доступа к нему мы были готовы на многое, и не потому ли Россия стала такой богатой на квалифицированные IT-кадры? В Европе, в Америке, на Ближнем Востоке – везде в офисах компаний с мировым именем слышна русская речь, да еще и на долю самой России остается немало. Не знаю, о чем сейчас мечтают десятилетние дети. Но мне трудно представить их изучающими какой-нибудь язык программирования просто для себя, для того чтобы написать игру для своего компьютера экзотической марки и наконец-то использовать его по прямому назначению.

…даже интересно, о ком из нынешних столпов IT-рынка забудут упомянуть в подобной статье к 60-летию PC World ?