Тимофей Бахвалов

Причина в том, что огромное количество людей подзадержались дома. И ведь многие, как обычно, вовсе не вернулись в крупные города, на прежние места работы.

Речь, конечно же, не о традиционных для России запоях – они в Китае невозможны физиологически, а о ситуации с рабочими-мигрантами, коих в стране свыше 253 млн человек. Для сравнения – «средний класс» (это обтекаемое понятие в любом государстве означает примерно одно и то же) составляет в Китае 300 млн человек.

Точных цифр о невозвращенцах нет. Но, по разным оценкам, на рабочие места не вышли около 22–25% работников. Причина год от года не меняется. Получив опыт в городах и на крупных производствах, после Нового года «рабочие руки» предпочитают оставаться в родных пенатах. Там они претендуют на зарплату выше средней и живут в окружении родных и близких, что куда как более комфортно, нежели в постоянно дорожающих мегаполисах или общежитиях крупных производств. Фабрикам же каждый год приходится в течение одной-двух посленовогодних недель искать новые рабочие руки.

Впрочем, есть и исключения. На заводах Foxconn – компании, которая делает электронику для Apple, Dell, HP, Sony и многих других технологических гигантов, работают свыше 1,2 млн человек. В этом году на крупнейший завод компании в Дженгджоу, столице провинции Хэнань, вернулись 90% работников. Обычно этот показатель не превышал 70%. Причина проста – в 2012 г. зарплата была повышена до 1800 юаней. Это в 1,6 раза больше, чем было в 2010 г. и на 70% больше минимальной оплаты труда, установленной правительством провинции. Интересно, что и в Шенчжене добирать персонал не стали, но причина тому — автоматизация производства. Еще в 2011 г. Foxconn заявила о том, что в течение трех лет на заводах компании будет введено в строй более 1 млн роботизированных систем, предназначенных для замены почти трети «живого» персонала. Здесь есть о чем задуматься…

Лишний билетик

Но вернемся к билетам. В конце прошлого года в Поднебесной была введена система онлайновой покупки электронных железнодорожных билетов – www.12306.cn. На протяжении праздников сайт обрабатывал по 100 млн запросов в день. Мгновенно в Интернете появилось более 100 программ, которые использовали уязвимости системы. За две недели до начала миграции «программа для покупки билетов на поезд» стала самым популярным запросом на Baidu.com – крупнейшем поисковике страны.

Впрочем, лишь несколько программ действительно помогали покупать билеты, а подавляющее большинство появившего ПО воровали личные и банковские данные пользователей. В связи с этим было возбуждено резонансное уголовное дело и была арестована банда из 25 человек. Братья Мо, один из которых был разработчиком ПО, а другой «решал вопросы», продали более 1000 копий своего инструментария по брут-букингу. Программа действительно работала и не была вредоносной для пользователя. Она бомбардировала билетную систему запросами и получала результат в среднем за 5 мин. В то же время, судя по жалобам на форумах, рядовой пользователь мог провести ночь за компьютером, но так и не получить билет.

Следствие доказало, что с помощью этого ПО было выкуплено билетов на 1,4 млн юаней. Сколько составил «навар» – неизвестно. Членам банды инкриминируют не только нарушение работы сайта (запросы перегружали серверы и обычные пользователи не могли «пробиться к кассе») и спекуляцию билетами, но и дачу ложных показаний и продажу программ без лицензии. Это первое дело в сфере «букинга», и оно будет показательным. Обвиняемые не отделаются условным сроком.

Также стало возможным бронировать билеты по телефону за 20 дней до выезда. Раньше билеты продавались только в кассах и не ранее чем за 7 дней до отъезда. Теперь же, чтобы бороться со спекулянтами, все билеты стали именными, приобрести их можно лишь при предъявлении ID. Боясь того, что билетов не достанется, как бывало в прошлые года, пассажиры, не уверенные в дате отъезда, не скупились и выкупали сразу по несколько штук. В результате каждый десятый купленный билет возвращался. Все потому, что в этом году за возврат стали брать лишь 5% от стоимости билета, а не 20%, как в предыдущие.

В общей сложности, по данным Министерства транспорта Китая, в этот новогодний сезон по железным дорогам было совершено 240 млн поездок (на 20 млн больше, чем в прошлом году). Еще 42,5 млн поездок сделано кораблями и 38,07 млн – самолетами. Но самым популярным транспортом остаются междугородные автобусы – 3,1 млрд поездок.

Кстати, из-за того дефицита и дороговизны железнодорожных и авиабилетов перед праздниками подскочил спрос на аренду автомобилей. Поспособствовало этому и то, что в период с 9 по 15 февраля для транспортных средств с количеством мест не более семи все платные шоссе, мосты и туннели сделали бесплатными. А это огромная экономия – обычно тысяча километров пути по платным маршрутам обходится в 450–600 юаней в зависимости от региона. В результате компания AVIS к 9-му февраля сдала 100% машин, включая самые роскошные авто, цены на которые вследствие ажиотажа повысились в 2--3 раза.

Лишний билетик

Главным инструментом поддержания роста ВВП новый генеральный секретарь Коммунистической Партии КНР Си Дзинпин, как и его предшественник Ху Дзинтао, называет развитие сельской местности (ирригация, прокладка дорог, электрификация, повышение закупочных цен на продукцию), урбанизацию (речь, в первую очередь, идет о создании рабочих мест для вышеупомянутых мигрантов), повышение благосостояния народа (за последние два года установленная законом минимальная заработная плата в Китае выросла в среднем в 2,0–2,5 раза) и, как следствие, рост внутреннего потребления. В 2012 г. на внутреннее потребление пришлось 51,8% ВВП. Еще одним важным фактором роста ВВП является развитие высоких технологий и новых IT-решений.

На высокопроизводительные сервера цены в Китае примерно в 2,4 раза выше, чем в США. В прошлом году на hi-end сервера в Поднебесной было потрачено 15,2 млрд юаней. Большая часть закупок производилась банковским сектором. Перед самым Новым годом китайская компания Inspur Group Co. представила собственный, полностью «отечественный» hi-end сервер. Его разрабатывали четыре года, затраты на это превысили 750 млн юаней. На церемонии запуска присутствовали первые лица Министерства Науки и Технологий. Собственное решение станет первым шагом «к укреплению информационной безопасности и ликвидации зависимости от решений иностранных технологических гигантов, таких как IBM и HP».

Возвращаясь к потреблению, следует отметить, что этот новогодний сезон стал катастрофой для продавцов предметов роскоши в Поднебесной. По данным World Luxury Association, с 20 января по 20 февраля продажи «западных брендов» в Китае упали на 53% по сравнению с прошлым годом – до 5,1 млрд юаней. В то же время за границей за тот же период китайцы потратили на товары премиум-класса в 10 раз больше – 52,7 млрд юаней. Оно и понятно. Из-за высоких пошлин одна и та же вещь в магазинах Континентального Китая может стоить в 2 раза дороже, а то и больше, чем в Париже.

Стали умнее и рядовые потребители – 90% из них перед покупкой ищут информацию о необходимом товаре в Интернете. Причем они исследуют как онлайновые торговые платформы, так и сервисы микроблогинга. К тому же речь не только о цене, но и о характеристиках и отзывах, поскольку 74% потребителей доверяют комментариям, касающимся той или иной вещи в социальных сетях.

И в заключение пару слов о здоровье. В одном из высокотехнологичных районов Пекина, Хайдене, запустили проект, в котором добровольно примут участие 5000 жителей. Их медицинские истории будут оцифрованы. В течение полугода при возникновении проблем со здоровьем вместо визита к врачу подопытные будут пользоваться информационной системой. В своей онлайновой медицинской карточке они станут описывать симптомы недомоганий и получать рекомендации от врачей. Естественно, это касается неопасных терапевтических случаев, не требующих немедленного вмешательства. Также добровольцы получат рекомендации по диете и занятиям спорту. Вот такие дела!

Купить номер с этой статьей в PDF
1316