Тимофей Бахвалов

В Пекине же были зарегистрированы показатели в 880 мкг на кубометр воздуха. Ухудшилась атмосфера и в целом ряде провинций. Видимость снизилась до 1000 м, а в некоторых городах и того хуже – до 200 м. Проблема серьезная и, конечно же, требующая государственного вмешательства.

К тому же сразу после ухудшения атмосферы произошел неприятный инцидент. Почему-то в Шанхае, где проблемы хотя и были, но не столь масштабные, как в Пекине, несколько иностранцев начали ходить по Бунду – главной туристической части города, раздавая маски-фильтры.

Я не люблю провокации и никак не могу понять, почему правительство Китая ничего не сделало в отношении этих «активистов». Ведь ясно, то своими действиями экспаты-провокаторы отнюдь не пытались помочь обществу, а лишь хотели показать, что правительство «бездействует». А это не соответствует действительности.

Со схожим недоумением я вспоминаю спортивную сборную США, приехавшую на Олимпиаду 2008 г. в Пекин в устрашающих, закрывающих половину лица черных масках. Те же воспоминания о британцах – они перед Олимпиадой решили жить не в Пекине, а в Макао. Им де воздух был несвеж. Но каждый день в период Олимпиады искусственно вызывались осадки, и столь чистого воздуха я с тех пор и не припомню.

Буквально через неделю после воздушного кризиса муниципалитет Пекина заявил, что в 2013 г. уровень загрязнения атмосферы будет снижен как минимум на 2%. В столице 44 тыс. домов, которые до сих пор отапливались ТЭЦ на базе угля, будут переведены на более современные решения. Кроме того, на крышах пока неназванного количества домов будут установлены водонагреватели и солнечные батареи (которые летом будут работать от жаркого пекинского солнца).

Всего в Пекине около 5,5 млн машин. Примерно 180 тыс. старых автомобилей будут убраны с дорог и запрещены к продаже и регистрации. Владельцы получат компенсации и субсидии для приобретения новых авто. В общей сложности в каталог «запрещенных» автотранспортных средств были добавлены свыше 1300 моделей.

С 1 февраля в столице и близлежащих городах было полностью запрещено топливо низкого качества, в том числе и дизельное. С помощью таких мер правительство Китая уже в этом году стремится снизить на 40% выбросы оксида азота и серы в атмосферу Пекина.

В вышеупомянутом Шанхае в январе был поставлен новый рекорд. Самый обычный автомобильный номер, без которого машину не зарегистрируют в полиции, на государственном аукционе продали за 75 тыс. юаней. Это больше 12 тыс. долл. В Пекине номера разыгрываются в лотерею – около 200 тыс. штук в год. Оба способа направлены на снижение загруженности дорог.

В 2013 г. муниципалитет Шанхая будет субсидировать «зеленые» авто. Покупатели электромобилей модели E50 местного производителя Roewe будут получать номер почти бесплатно – всего за 125 юаней. Сам автомобиль стоит 234 900 юаней без налогов и дилерских сборов. Запас хода равен 180 км от одной подзарядки — этого более чем достаточно для городской машины.

Поднебесный смог

Но вернемся к воздуху. Программа по борьбе с загрязнением атмосферы уже утверждена на период до 2020 г. И это касается не только Пекина, но и вообще всех городов, где загрязнение превышает установленные стандарты более чем на 15%. Планируемый прирост зеленых насаждений обещает составлять не менее 1% в год. Лесами к 2015 г. будет покрыто не менее 21,5% территории Китая.

На заградительное озеленение столицы в этом году будет потрачено свыше 100 млрд юаней. В прошлом году этот показатель составил порядка 78 млрд юаней, в 2005 г. – 42 млрд юаней. Озеленяются и сопредельные территории. На зеленое строительство близлежащей провинции Хэбэй в этом году будет потрачено 15 млрд юаней. Это почти в 2 раза больше, чем в 2012 г. Помимо повышения качества воздуха указанные меры направлены и на охрану двух главных водных ресурсов Пекина – водохранилищ Гуантинг и Миюн. Без масштабных мер не обойтись, ведь в нескольких десятках километров от столицы находится пустыня. Да и вообще пустынями занято около 18% территории страны.

Живя в Китае много лет, я уже привык к темпам развития этой страны. Так, в Москве 28 декабря 2012 г. открыли новую станцию метро, названную «Пятницкое шоссе», которую строили неназванное количество лет. А в Пекине 31 декабря открыли три новые линии метро — 6-ю, 8-ю и 9-ю, а 10-ю превратили в кольцевую. Строили их около двух лет, за которые было добавлено 70 км путей. Теперь в пекинском метро 221 станция, а протяженность метрополитена 442 км – он самый длинный после сабвея Сеула. К 2015 г. длина путей подземки вырастет до 561 км, веток станет 19, а к 2020 г. протяженность метро столицы Китая достигнет 1000 км. В 2012 г. каждый день сабвей столицы ежедневно перевозил около 22 млн человек, но цена за поездку любой дальности несколько лет не меняется и составляет 2 юаня – около 10 руб.

В начале января в прибрежном городе Ронгчен начали строительство новой АЭС. Планировалось, что стройка начнется в 2011 г., но закладку фундамента отложили из-за катастрофы японской Фукусимы. Проектная стоимость новой станции – 3 млрд юаней. Реактор четвертого поколения был разработан в университете Цинхуа. Мощность после введения в строй в 2017 г. составит 200 МВт. Через несколько лет атомный девелопер Huaneng Shandong Shidao Bay Nuclear Power Co Ltd. планирует построить еще одну станцию мощностью 6,6 ГВт. Оценочная стоимость работ — свыше 100 млрд юаней. Эта АЭС станет самым большим проектом в стране, где население уже давно исчисляется миллиардами.

В январе 2013 г. армия абонентов сотовой связи в Китае превысила отметку в 1,1 млрд человек. За прошедший год мобильными телефонами обзавелись 126 млн человек, из них 105 млн подключились к 3G. Однако проникновение 3G в национальных масштабах по-прежнему мало. Всего, по данным Министерства индустрии и информационных технологий Китая, пользователей 3G в стране насчитывается 233 млн человек. Количество же пользователей Интернета выросло до 564 млн человек, из них 74,5% проводят серфинг в Сети именно с помощью мобильных телефонов. Уровень проникновения Интернета, выросший за минувший год на 3,8%, достиг 42,1%.

Китайский Новый год еще раз показал, насколько вырос уровень доходов в стране. В прошлом году Дракона британская Rolls-Royce Motor Cars Ltd выпустила лимитированную серию своей культовой модели Phantom. При цене базовой комплектации в 380 тыс. долл. «драконовская» серия была оценена более чем в 1,2 млн долл. И это неудивительно, ведь таможенные и прочие сборы на авто класса люкс достигают в Китае 150% от стоимости машины. Фантомы были распроданы за два месяца, за август–сентябрь, когда Новым годом еще и не пахло.

В «змеином» году эстафету приняла Mercedes Benz. Компания пригласила знаменитого китайского ювелира Вана Баобао для выпуска 666 шт. (странноватая цифра) популярных миниатюрных Smart’ов. Продавались автомобили только через Интернет по смешной для Китая цене в 128 888 юаней.

Знаменитая швейцарская компания Vacheron Constantin специально для Поднебесной выпустила к Новому году серию хронометров со знаками зодиака. Впрочем, Vacheron не оригинальна. Bvlgari еще в 2012 г. представила серию часов Serpenti и выпускает ювелирные изделия со «змеиными» мотивами с 40-х г. прошлого века. Кстати, в этом году Швейцария и Китай подписывают двусторонний договор о свободной торговле.

Поднебесный смог

В период новогодних праздников количество китайских туристов, выезжающих за границу, выросло по сравнению с прошлым годом на 20%. Особенную популярность приобрел тайский город Чанг Май благодаря новому фильму «Потерявшиеся в Таиланде». Картина с бюджетом всего в 30 млн юаней, снятая именно в Чанг Май, за два неполных месяца собрала в прокате КНР свыше 1,2 млрд юаней. Это больше, чем сборы «Аватара» Джеймса Камерона. Кстати, идею с летающими горами для «Аватара» Камерон заимствовал в национальном природном парке Китая – «Джандзьядье».

В 2013 г. рост ВВП Китая планируется в размере 8,4%. В прошлом году ВВП составил 8 трлн юаней, 7,8%-й рост стал самым низким за последние 13 лет. Главный гарант роста в текущем году – развитие внутреннего потребления. На долю последнего пришлось 89% экономики страны. Именно благодаря росту внутреннего спроса индекс PMI (ожидания менеджеров по закупкам) вырос с декабрьских 51,5 до 51,9% в январе. Так что перспективы радуют.

За период Нового года, или, как его называют, «Весеннего фестиваля», было совершено свыше 3,42 млрд поездок. Из них железной дорогой перевезено 225 млн пассажиров. Для охраны порядка на железной дороге было добавлено 80 тыс. полицейских. Вот такие масштабы. С Новым годом!