Тимофей Бахвалов

В своих статьях я уже не раз отмечал, что китайцы очень верят в нумерологию. У них 4 – это смерть, 8 – процветание. При желании привязать к нужному смыслу можно любую цифру – этому способствует тональность языка.

Но вот цифра 13, традиционно несчастливая в России и на Западе, в Китае вызывает неприятные ассоциации лишь у приверженцев западных предрассудков. И если кнопки этажей 4, 14, 24 и т.д. отсутствуют в лифтах большинства жилых и офисных зданий, то кнопка 13 встречается довольно часто.

Поэтому новый 2013 г. китайцы воспринимают положительно. Тем более это год Черной водяной змеи. По лунному календарю считается, что он будет удачным для достижения важных целей и процветания. И касается это не только людей, родившихся под таким знаком, но и Срединного государства в целом.

Начнется «змеиный год» 10 февраля 2013 г. и продлится до 31 января 2014 г. Тем, кто захочет посетить Поднебесную в этот период, правительство КНР сделает полезный подарок. С 1 января граждане 45 стран (в том числе и России) смогут прилетать в Пекин и Шанхай (политическую и финансовую столицы соответственно) на 72 ч без получения визы в консульских учреждениях.

Многим может показаться, что трех дней вряд ли хватит, для того чтобы ознакомиться и с малой толикой многотысячелетнего культурного наследия Китая. Не буду говорить о Шанхае, но смею уверить: в Пекине осмотреть все достопримечательности (причем не мельком, а вполне даже основательно) можно и за два дня. Главное, правильно спланировать поездку. На ту же Великую Стену, к примеру, легко добраться поездом. Это будет в 3 раза быстрее, чем на туристическом автобусе или машине, да и стоить будет всего 2 долл. Всю информацию об этом несложно найти в Интернете, было бы желание. Да и авиакомпании регулярно проводят распродажи на китайское направление. Единственное неудобное ограничение – нельзя выезжать в другие города, нарушителя ждут штрафы.

Облегчив визовый режим, Китай планирует привлечь 1,3–1,5 млн «краткосрочных и транзитных» туристов. Всего же за 2012 г. аэропорт Пекина принял 81,7 млн пассажиров, а в 2010 г. их было 70 млн человек. К 2015 г. столичный аэропорт рассчитывает достичь показателя в 90 млн пассажиров.

К 2018 г. в столице будет построен второй аэропорт. Проект уже разрабатывает CAAC – Администрация гражданской авиации Китая. К указанному времени действующий аэропорт будет задействован на 100% и просто физически не сможет принимать больше рейсов.

Но даже сейчас, когда в запасе теоретически еще есть 20% свободных ресурсов, он явно перегружен. Задерживается (в среднем на 30–90 мин) вылет большого количества международных рейсов. О внутренних и говорить нечего: задержки вылета на 15–30 мин практически гарантированы по всем направлениям.

В CAAC заявили, что уже в 2013 г. часть столичного трафика (имеются в виду, конечно, внутренние рейсы) будет перенаправлена в аэропорт Тьяндзиня, что в 140 км от столицы. Из Тьяндзиня до Пекина на скоростном поезде можно добраться всего за 30 мин, заплатив 55 юаней, 66 или 94 юаня (в зависимости от класса). Решение о перенаправлении части рейсов, конечно, логичное, но как воспримут его пассажиры – другой вопрос.

Вспоминается народная мудрость: «Хочешь быстро – летай самолетом. Хочешь вовремя – езжай поездом». Но эта поговорка стремительно перестает быть актуальной. Теперь в Китае можно летать и поездами. И здесь нет опечатки – современные железные дороги позволяют развивать фантастические скорости. Еще два года назад, в декабре 2010 г., на тестовом запуске линии Пекин – Шанхай поезд CRH-380A поставил до сих пор оставшийся непревзойденным мировой рекорд скорости – 486,1 км/ч. Впрочем, стоит отметить, что крейсерские скорости на разных направлениях ограничены максимумом в 200–300 км/ч.

Путешествуя без оглядки на «13»

В 119-ю годовщину дня рождения Мао Цзедуна, 26 декабря 2012 г., была открыта самая длинная в мире скоростная железнодорожная магистраль. На ней 2298 км соединили пять крупнейших экономических центров – Пекин, Дженгджоу, Ухань, Чанша и Гуанчжоу -- и региональные центры с общей численностью населения в 450 млн человек.

Теперь из Пекина до конечной станции Гуанчжоу можно доехать всего за 8 ч вместо 22 ч. И это с 35 остановками! Авиаперелет занимает 3,5 ч. Цены на авиа- и скоростную железнодорожную перевозку сопоставимы. Но за 2000 юаней (максимальная стоимость билета бизнес-класса) получаешь место повышенной комфортности, а не какое-то там неоткидывающееся сидение эконом-класса в самолете.

Вспомним вышеупомянутые перманентные задержки рейсов, траты времени и денег на поездку в далекий аэропорт (вокзалы, как правило, расположены не просто в черте города, а в его центре), траты времени на регистрацию и получение багажа. Так что выбор вполне очевиден.

В развитие железных дорог в 2013--2015 гг. будет инвестировано 1,8 трлн юаней. Из этой суммы 500 млрд юаней будет потрачено на то, чтобы проложить 4500 км путей, позволяющих поездам развивать максимальную скорость до 200 км/ч.

На конец 2012 г. в Китае в общей сложности имеется 9300 км скоростных путей. В 2013 г. будет проложено еще 6000 км путей. А к концу 2016 г. общая протяженность скоростных железных дорог вырастет до 24 тыс. км.

Что немаловажно, железные дороги развиваются во всех регионах, в том числе и в районах с экстремальными климатическими условиями. В октябре 2012 г. была запущена скоростная линия, соединяющая крупнейшие города северо-восточного Китая – от Даляня до Харбина. Это 921 км, 24 остановки и продолжительность пути около 4,5 ч, поскольку на первое время в целях безопасности максимальную скорость ограничили планкой в 200 км/ч. Впоследствии поезда смогут курсировать со скоростью до 300 км/ч при температурах от -40 до +40 о С. Такие показатели достигаются с помощью комплекса технических решений, разработанных совместно с немецкими специалистами. Главным из них является система автоматического удаления обледенения с рельсов. Сразу вспоминаются «вставшие» из-за морозов в начале этой зимы в Украине поезда южнокорейского Hyundai. Надо было брать покачественнее – китайские!

Единственный минус скоростных поездов -- полный запрет курения. Первое время пассажиры относились к новому правилу, как к формальности. Оно и понятно, ведь несмотря на введенный летом 2012 г. запрет на курение во всех общественных местах Пекина, включая бары и рестораны, люди до сих пор дымят повсеместно и без последствий. Но тут дело оказалось серьезнее – автоматическая система обнаружения дыма поездов мгновенно подавала сигнал на экстренное торможение. Случаев остановок было множество. Один раз из-за курильщика поезд даже не успел набрать скорость и остановился уже через 5 мин после отправления.

Впрочем, стоило нескольких любителей «раковых палочек» приговорить к работам на урановых рудниках, как нарушать запрет сразу же перестали… Конечно же, я шучу. На деле курильщики обошлись штрафами и общественными работами. Но подействовало.

В 2012 г. рост ВВП Китая замедлился и составил лишь 7,6%. Но в 2013 г. железные дороги сыграют значительную роль в восстановлении темпов его роста. Ведь по новым скоростным транспортным артериям будут перевозить не только миллионы пассажиров, но и гигантские объемы карго. Кроме того, правительство делает ставку на развитие туризма. Главная цель профильных министерств и ведомств – превращение пассажиров из «проезжающих мимо» в «гостей», которые задерживались бы в регионах на день-другой, останавливались бы в гостиницах и посещали бы достопримечательности.

Путешествуя без оглядки на «13»

До конца I квартала 2013 г. будет запущен тестовый проект, в ходе которого держатели билета смогут выходить на определенное время на любой станции по пути следования скоростного поезда. Уже ведутся соответствующие исследования. Эксперты склоняются к тому, что такая возможность будет предоставляться часто путешествующим пассажирам.

Более того, железная дорогая надеется отъесть у гражданской авиации самый лакомый кусок пирога и переманить бизнесменов, которые ездят в командировки на один день. Таким клиентам будут предоставляться скидка и дополнительные сервисы. Ставка в этой части проекта будет делаться на корпоративных клиентов.

Уверен, что перспективы отличные – выше я уже написал о неоспоримых достоинствах поездок по скоростной железной дороге. Практически все мои часто путешествующие друзья уже высказали уверенное желание «перестать витать в облаках», чтобы не только получить комфортную -- «быстро и вовремя»-- поездку, но и любоваться проносящимся за окном поезда пейзажом, наслаждаясь тем самым фантастическим будущим, в котором нет одной из двух главных русских бед…

Всего доброго! Хороших и комфортных путешествий в 2013-м Китайском Новом году…

Купить номер с этой статьей в PDF
1389