Евгений Козловский

Когда деревья были большими, а мы маленькими, винчестеры также были крошечными. Не в физическом смысле — здесь они, пожалуй, мало изменились, если изменились вообще, а в смысле информационного объема. Помнится, на моем первом компьютере Robotron был установлен жесткий диск емкостью 20 Мбайт. И я еще считал, что мне повезло. Ибо IBM PC XT, родитель Robotron, имел поначалу вообще 10-Мбайт винчестер. Кстати, я свой 20-Мбайт разбил на пять разделов, и все на них помещалось. Причем с запасом.

Сейчас у меня дома несколько десятков жестких дисков, пять из которых имеют емкость по 4 Тбайт, семь — по 3 Тбайт, а остальные -- по 2 и по 1 Тбайт, и к тому же такие практически уже не прибавляются. Хотя бы уже потому, что чем больше емкость жесткого диска, тем он занимает дома меньше места (на единицу информации) и тем цена каждого мегабайта оказывается ниже.

Так что, если оглянуться назад, только диву можно даваться, какой невероятный прогресс произошел с этими механическими устройствами. Сравнимый разве что с ростом процессорных мощностей. Например, я, в прошлом инженер-механик, просто преклоняюсь перед конструкторами жестких дисков и ставлю их где-то рядом с магами и волшебниками. Разве можно даже при33близить к ним производителей SSD, по виртуозности сравнимых с ребенком, собирающим машинку из ЛЕГО?

Но вот забавный момент: инженеры увеличивают плотность и точность записи, а производители операционных систем то и дело за ними не поспевают. Как будто бы посидеть за компьютером и сделать коррекцию кодов сложнее, чем урвать у природы лишний микрон пространства.

Так или иначе, в свое (можно сказать, уже незапамятное) время системщикам пришлось преодолеть барьер в 504 Мбайт, заданный тринадцатым прерыванием. Потом, в 1997 г. в компьютерных BIOS появился механизм LBA (Logical block addressing), при котором стало возможным не обращать внимания на реальную геометрию диска (количество цилиндров, сторон, секторов на цилиндре) и заметно отодвинуть адресуемый максимум. До 8 Гбайт! Еще чуть позже, с помощью стандарта ATA/ATAPI-6, преодолели и 128-Гбайт барьер. Так, мало-помалу, мы дошли до понимания 2-Тбайт и даже чуть больших дисков -- около 2250 Гбайт. И тут снова затормозились.

(Сразу оговорюсь, что речь веду исключительно про Windows-системы и NTFS; как там дело обстоит на Mac и на разных Linux, попросту точно не выяснял. Впрочем, последние прошивки Dune, построенных на Linux, прекрасно воспринимают и 3-, и 4-Тбайт. На более ранних же прошивках они выглядели как несколько дисков, причем один из них всегда был маленький и недоступный. Однако с оставшегося все прекрасно игралось и тогда.)

Значит, затормозились не все. Те, у кого стояли Vista или Windows 7, попросту стали инициализировать диски емкостью более 2 Тбайт во встроенной в эти системы GUID Partition Table (GPT) — и все получалось отлично. Но в Windows XP, на базе которой и до настоящего времени продолжают работать очень многие компьютеры, GPT поддержки не имели, вследствие чего владельцам XP приходилось либо терять неразбитым и неформатированным приблизительно по 750 Гбайт пространства, либо отказываться от 3- и 4-Тбайт дисков.

Приблизительно совпало, что выход на рынок дисков емкостью свыше 2 Tбайт случился тогда, когда поддерживающие GPT системы пошли в народ уже достаточно широко. Однако полностью они его не завоевали, так что производителям жестких дисков, чтоб не терять покупателей и не получать возвраты «не работающих» винчестеров, пришлось идти на ухищрения. У каждого изготовителя были свои приемы. Например, WD прилагал к своим 3-Тбайт устройствам специальную компьютерную плату. После ее установки в системную плату и подсоединения к ней винчестера он воспринимался целиком. Фирма Hitachi просто приводила на упаковке веб-адресок, с которого можно было скачать специальную утилиту, в какой-то мере подменяющую GPT. А компания Seagate пошла своим путем. Обычные, внутренние, диски не комплектовались ни «железным», ни ПО. Похоже, они выпускались в расчете только на владельцев достаточно современных систем. Зато внешние, на которых Seagate и стала акцентироваться, были помещены в красивые глянцевые коробки.

Жизненное пространство

Они имели внутри с одной стороны нестандартно разбитые «внутренние» винчестеры, с другой — специальные USB-контроллеры (как правило, или даже исключительно, — USB 3.0), преобразующие эту нестандартную разбивку (на три части, две из которых именовались RAW) в стандартную. Следовательно, к какой бы системе вы не подключали такой диск, даже к Windows XP или к планшету на базе Android, он был виден целиком и в таком виде работал.

И все было хорошо до тех пор, пока не пришло время, записав на него побольше фильмов, подключить его к Dune. Здесь вдруг выяснилось, что Duna видеть-то диск видит, однако, начав проигрывать фильм, то и дело спотыкается. Вероятно, головка жесткого диска мечется между этими самыми нестандартными разделами и теряет на это время. Пришлось разобрать глянцевую коробочку, подключить диск непосредственно к eSATA на системной плате, обнаружить эти три странных раздела, удалить их и отформатировать диск под GPT, одним куском. Понятное дело, что после этого USB-контроллер вряд ли заработал бы (хотя, в свете следующих испытаний, — как знать), да и коробочка назад что-то не особо собиралась, и потому так я его внутренним и оставил.

После моих сигналов, похоже, что-то с разбивкой таких дисков на Seagate поправили. Во всяком случае, следующий похожий экземпляр, уже 4-Тбайт, читался Dune без запинок. Но вот беда -- через фильм. Остальные просто не воспроизводились, словно название было, а папки — не было. После нескольких экспериментов мне удалось догадаться, что проигрывались только те фильмы, которые попали на первый из хитрых разделов, наиболее стандартный, остальные же, увы… Разламывать коробку снова не хотелось, но тут появилась специальная «кроватка» от Seagate -- с суперсовременным интерфейсом Tunderbolt. Забавно: 4-Тбайт (равно как и 3-Тбайт) диск через него не читался, представал в «Администрировании» теми самими тремя нерабочими разделами.

 

Жизненное пространство
Так выглядит под Windows Seagate Backup Plus, подключенный через Thunderbolt

 

Однако правильному (в GPT) форматированию поддавался и потом, после вторичного (зачем? почему?) форматирования, виделся и через USB 3.0. Проблемы с Dune после этого, понятное дело, исчезли, а вот Windows XP видеть диск перестал.

Скажу больше: и к Dune, и к компьютеру, я «фильмовые» жесткие диски обычно подцепляю с помощью специальных «кроваток», имеющих как eSATA-, так и USB-интерфейсы. Увы, внешний eSATA-выход у меня на компьютере, в отличие от USB, всего один, так что использовать его приходится экономно. Однако диски, разбитые в GPT, через USB читаются неправильно, требуют проверки или поправки, после чего лишаются доброй половины содержимого. Не исключено, что уже появились более «правильные кроватки", умеющие читать большие диски и по USB, но пока я их не встречал. Кстати, Dune также читает GPT-диски только через eSATA.

В общем, все это, конечно, временные трудности, которые всегда бывали в «пограничных ситуациях». Но лучше вседа быть к ним готовыми!