Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings -- Боги геймдела и короли стратегий
Безальтернативная точка отсчета

 

Меняются «эпохи» в развитии компьютерных игр. Одна за другой рождаются, расцветают, а затем стареют и даже умирают игровые серии. Технологии шагнули из «каменного века» пикселов и спрайтов в «космическую эру» DirectX 11. А «Цивилизация» гениального Сида Мейера все там же, где была 21 (!) год назад, — на месте главной глобальной стратегии всех времен и народов! Конкуренты? А их, по сути, нет, ведь и Total War, и линейка стратегий от Paradox — это все же другое. И, что особенно прекрасно, разработчики из Firaxis не останавливаются на достигнутом, продолжая совершенствовать шедевр с помощью масштабных дополнений (DLS), например последнего Gods & Kings (G&K).

 

 

Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings -- Боги геймдела и короли стратегий
Тысяча мелочей

 

«Девять новых цивилизаций со своими лидерами, новые технологии, 27 юнитов, 13 типов строений, 9 чудес света…», — казалось бы, перед нами описание очередного загружаемого контента из разряда «по копейке за пучок». Но не спешите с выводами: тюнингу здесь подверглись буквально все элементы геймплея, хотя это и не всегда заметно с первого взгляда. Вот, скажем, шкала жизни у юнитов теперь имеет не 10, а 100 делений… Думаете мелочь, пустяк? А вот и нет — тонкая разница! Которая, накапливаясь ход за ходом по мере многочисленных войн с соседями, может оказать серьезное влияние на исход партии. А ведь мы еще даже не дошли до настоящих новинок, привнесенных дополнением в игровой процесс!

 

 

Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings -- Боги геймдела и короли стратегий
Молиться, поститься, слушать радио «Радонеж»!

 

«Хорошо быть королем, но быть Богом — еще лучше!» — таков официальный рекламный слоган дополнения. Ну, положим, стать Богом вам никто не позволит — не по Сеньке шапка, — но религия вернулась в «Цивилизацию» и играет теперь подобающую, т.е. очень важную роль во внутри- и внешнеполитических раскладах. Так что готовьтесь строить храмы, усыпальницы и прочие культовые сооружения, ускоряющие накопление так называемых «очков духовности». Промедлите, и более прыткие конкуренты оформят свои теологические усилия в мощные религиозные учения раньше вас, расхватав все наиболее «вкусные» бонусы, причитающиеся за основание нового культа.

 

 

Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings -- Боги геймдела и короли стратегий
И на месте своем шпион…]

 

В эпоху Возрождения, когда влияние религии на умы и сердца людей начинало ослабевать, правитель обзаводится еще одним важным инструментом — разведкой. Местные Штирлицы и Джеймсы Бонды воруют у конкурентов технологии, поддерживают лояльность собственного народа, «переворачивают» независимые города-государства и т.д., и т.п.… Но все это, что называется, без фанатизма, т.е. победить врага, «заспамив» его шпионами, не получится. И не забывайте, что разведка в G&K — палка о двух концах: провалившийся рыцарь плаща и кинжала может не только серьезно испортить международные отношения, но и невзначай выдать какую-нибудь важную информацию!

 

 

Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings -- Боги геймдела и короли стратегий
На земле и на море…]

 

Даже если бы все «инновации» ограничились возвращением религии и шпионажа, G&K можно было бы считать вполне удавшейся. Но Firaxis решила ни в чем не отказывать ни себе, ни фанатам «Цивилизации», «прикрутив» к игре россыпь более мелких «деталек». Загибайте пальцы: два новых типа полисов — коммерческие и религиозные (последние особенно важны, так как ускоряют поступление «очков духовности»); разделение кораблей на «стрелковые» и «абордажные» вместе с переработанной механикой морских боев; заметно поумневший ИИ, отвечающий за сухопутные войска и особенно за дипломатию… Уф, вроде ничего не забыл! Хотя нет, и это еще не все…

 

 

Sid Meier’s Civilization V: Gods & Kings -- Боги геймдела и короли стратегий
От Адама до Саддама

 

Вишенка на торте — три отдельных, совершенно особых сценария со своими картами, юнитами и технологиями. В игре Fall of Rome вам предстоит спасать позднюю Римскую империю, или, наоборот, добить ее, примерив на себя роль одного из варварских вождей. Renaissance — пересказ европейской истории от Крестовых походов до Реформации. И, наконец, завоевавший приз зрительских симпатий Empires of the Smoky Skies — самый настоящий стимпанк с паровыми танками, дирижаблями и т.п., да еще и в викторианском антураже! Лично я такие… эээ… исторические шалости не приветствую, но для игры, в которой рыцарям нет-нет да и доведется идти на бой против танков, — самое оно!

 

***********************************************

Ну и еще один удар под дых конкурентам: вместе с дополнением Gods & Kings Civilisation V полностью — абсолютно со всеми DLC! — вернули в Steam, да еще и интегрировали с системой поддержки пользовательских модификаций Steam Workshop. Теперь и с платным контентом проблем не будет, и бесплатный ищется и устанавливается буквально за пару щелчков мыши. Пустячок, а приятно!

Подводя итоги этого «разбора полетов», констатирую: с выходом Gods & Kings пятая часть «Цивилизации» покорила новую высоту, обретя те самые целостность и завершенность, которых так не хватало «нулевой» версии игры. Так что ценность дополнения — очень высокая, а игра вместе с ним заслуживает как минимум девятки по 10-балльной шкале! Отличный подарок подогнали ребята из Firaxis всем любителям хороших стратегий… Только не забывайте про реальную жизнь, дорогие читатели: заклинания в стиле «Ну вот еще один ход и все!» времени в сутках, к сожалению, не прибавляют…

Купить номер с этой статьей в PDF
2007