Евгений Козловский

 Подержать в руках мне их пока так и не удалось (да и, похоже, мало кому это удалось, разве что лишь тем, кто работает в Google и допущен к ним), однако концепция таких очков описана в Сети достаточно внятно (http://go.osp.ru/28). Правда, без особых подробностей, т. е. деталей, в которых, собственно, и кроется дьявол.

Итак, это скорее не очки, а очко! Впрочем, у них есть и второе очко, но оно, похоже, самое обычное, темное или даже без стекла. Все же дело в первом, главном. Правом. В нем должен быть помещен легонький дисплей, на который, полагаю, можно будет выводить содержимое связанного с ним микрокомпьютера. Ну, там, управление, картинки, тексты, не знаю, что еще, но думаю, почти то же самое, что вы вызываете на экраны своих коммуникаторов, плюс (и это едва ли не самое главное) информацию «дополненной реальности», которая — в идеале — должна подбираться автоматически, отталкиваясь от содержания увиденного вмонтированной камерой. Очко, похоже, не перекрывает поле зрения, а висит где-то над ним, т. е. вы сами выбираете, на что смотреть — на экран ли, на жизнь ли мимо него или совмещать и то и другое.

Камера, которая, собственно, и дает пищу этой самой дополненной реальности, а также еще способна работать просто камерой, — теоретически куда более удобная (скажем мягче, своеобразная), чем любая из существующих, ибо будет фиксировать результаты вашего взгляда. Конечно, когда он будет перемещаться при вращении головы. Ибо можно придумать и слежение за глазными яблоками, и следование за ними, но, боюсь (во всяком случае — сейчас), что все это в крохотном, легком очке не уместится. Такая фиксация может много где применяться — от съемок маленьких, некоммуникабельных детей или пугливых животных до чуть ли не криминалистической фиксации ваших перемещений или приключений. И еще плюс чувствительный и, думаю, узко-/точнонаправленный микрофон с динамиком для обратной связи.

Все это было бы практически идеальным портативным компьютером, если бы удавалось полностью управлять им силой мысли. Предполагаю, что ребята из Google, в принципе, на это и нацелены, — пока же… пока же, что называется, они лишь примериваются.

Вообще-то, в плане распознавания речи Google и так уже сотворила совершенные (на мой взгляд) чудеса, правда, реализующиеся лишь при наличии связи с Сетью. Значит, если, как обещается, очки будут снабжены этой связью, то, теоретически, голосом можно будет сделать в смысле управления очень многое. А потому теоретически, что на практике, разумеется, возникнет пятьсот проблем: кто пробовал диктовать сравнительно длинные связные тексты через андроидный коммуникатор, тот легко поймет меня.

Впрочем, в правой дужке очков будет размещена управляющая сенсорная панель, в них будут встроены разные акселераторы, так что чем-то можно будет командовать и жестами. Как лошадь — тряся головой.

Короче, вообразите себе какой-нибудь из первых, более чем столетней давности, автомобилей и сравните его с сегодняшним. А ведь ход времени за прошедшие сто лет заметно ускорился. Во всяком случае, в отношении технологий.

Google, подобно Тарелкину, стремится бежать впереди прогресса, однако согласимся, что в большинстве случаев направление она угадывает верно. И я вижу подтверждение этому уже в том, что почти синхронно с Project Glass свои «очки» (если их можно так называть) или хотя бы намерение сделать их представили публике столь знаменитые бренды, как Olympus (MEG4.0), Sony (Personal 3D Viewer, http://go.osp.ru/660) и Epson (Moverio BT-100, http://go.osp.ru/009).

 

Угол зрения

Угол зрения

 

Следует признать, что каждые из этих очков нацелены на свое или как минимум имеют собственный акцент. Например, MEG4.0 компании Olympus играют роль сугубо дисплея для коммуникатора и связываются с ним по Bluetooth, наподобие того, как часы SmartWatch. Интерактивные очки Moverio BT-100 производства Epson имеют проводную управлялку-коммуникатор исключительно как приложение к ним самим, т. е. их коммуникаторная часть явно носит служебный характер. А Personal 3D Viewer от Sony — это, вообще, просто дисплей, подключаемый по HDMI к стандартному проигрывателю и подпитываемый от электросети.

И тем не менее я в этом отряде дивайсов вижу и что-то общее.

А именно, стремление превратить компьютер в шестой орган чувств. Имплантировать его в человека. Добавить человеку цифровые способности.

Похоже, что компьютерным изобретателям уже надоело уменьшать размеры «считалок», ведь те все равно выглядят чем-то внешним. Коммуникатор надо доставать из кармана или сумочки. Тыкаться в экран, слепнущий на солнце. Подключать к нему наушники. И т.д. и т.п. Да к тому же приходится следить за антропологической совместимостью: чтобы и пальчик попадал на клавишу, и чтобы на экране было видно… А чтобы посмотреть кино с хорошим качеством картинки и с могучим окружающим звуком, приходится приобретать целый громоздкий комплекс аппаратуры и заполнять им комнату. Еще нужно и по-хитрому передвигать колонки, чтобы правильнее было слышно. И если хотя бы экран будет всегда с вами — перед вашими глазами, то это вроде бы сделает вас в определенной степени свободнее от компьютера, а его — ближе к вам. Ближе в вас!

Ведь посудите сами, размер экрана — это не просто метры и дюймы, это метры и дюймы, резко зависящие от расстояния до них. И дело здесь не в размерах дисплея, а в угле зрения, которым он охватывается. Поэтому все производители подобных очков пишут в характеристиках: «Дисплей — 1,5 (к примеру) дюйма. Соответствует 120 на расстоянии 3 м».

Но, конечно, не соответствует, потому что глаза совсем по-другому устают, когда они буквально упираются в картинку! Проверял. И на себе, и на других.

Однако очень хочется, чтобы соответствовал. В идеале — вживить дисплей в череп.

Ибо, естественно, таскаться с коммуникатором в кармане и время от времени, по потребности, извлекать его, включать, подносить к глазам, — это и надоедает, и… антиконцептуально.

А если носить его на голове, то вряд ли такое решение, на мой взгляд, сильно изменит ситуацию. Для меня лично — так разве что в худшую сторону. Ибо меня безумно раздражают всякие навески, от наушников до легчайших солнечных очков. Особенно те, что на голове.

И даже если привыкнуть, то все равно необходимость таскать в кармане «управлялку» с сенсорной панелью (как, например, у Moverio BT-100) оставляет данную проблему, увы, практически неизменной. Да еще и сильно усложняет управление. В этих самых Moverio BT-100 мне удавалось с легкостью и без всякой тренировки управлять андроидной системой на приложенном пультике, но на снятие запора или замочка, демонстрирующего блокировку устройства, у меня всякий раз уходило по 5 мин (не научился этому и за неделю) и по нескольку граммов нервов.

Так что дисплей вживляем в череп, а управляем им исключительно мыслью.

Полная утопия? Мечта о десятилетней близости будущего?

Или просто маркетинг? Желание выложить на прилавки что-то такое, чего у вас еще нет и на что вы, если вас как следует поуговаривать, все-таки раскошелитесь?

Ну, можно, конечно, и чем-нибудь дополнительным завлечь. Например, АМОЛЕД-телевизоры пока только обещают, а те, что реально появились, — малы, тусклы и неприлично дороги. В частности, компания Sony устанавливает на свой шлем (с очками) Personal 3D Viewer маленькие, но суперточные АМОЛЕД-дисплейчики с HD-разрешением (1280х720 точек) и уверяет, что они заменят 80-дюмовый АМОЛЕД-телевизор и даже больший!

И плюс ко всему любые такие очки (кроме одноочковых, типа «гугловских») — это же автоматически еще и 3D-устройство. Вот и попробуй устоять.

Нужно признать, что наголовные дисплеи я видел еще и десять, и пять лет назад, но в те времена они имели очень низкое разрешение -- типа QVGA, очень посредственное экранное качество, стоили очень дорого, а предлагали их либо в специальных магазинах, где продавали промышленные компьютеры (ну, для тех, кому нужно лазить по какой-нибудь мачте или трубе, оставляя руки свободными), либо в магазинах приколов вроде LeFutur. Да и в прессе они не особенно мелькали, а Интернет тогда был еще слабоват.

А сейчас они подешевели и пошли в Сеть и в народ.

Заманивая мечтой!

Ну и отлично. Пусть сбудется!

Купить номер с этой статьей в PDF
1282