Быстрее, выше, сильнее

Четыре года назад я написал большую статью об Олимпиаде в Пекине – такой, какой увидел ее сам (см. статью по ссылке go.osp.ru/349 -- прим. редакции).

Уже тогда было ясно, что по масштабам и зрелищности с Китаем бесполезно конкурировать. И правда, что же мы увидели в 2012 г.?

От воспоминаний о бое нескольких тысяч барабанов в Пекине у меня до сих пор встают бегут мурашки по коже. В лондонском же рассказе о Великой Британии из олимпийского были разве что кольца да нарезка видео на экранах в самом конце. Мне лично запомнились только солист Prodigy Лирой Торнхил, накладные бороды у всех актеров (от их необозримого количества создавалось впечатление, будто даже у детей были бакенбарды) и совершенно средний (по китайским меркам) фейерверк.

Режиссированное Дэнни Бойлом открытие обошлось в 42 млн. долл. Из них на фейерверки было потрачено менее 800 тыс. долл. Это официальные цифры, показанные двумя производителями из города Лиуян провинции Хунань, поставивших 3/4 всех фейерверков. В Китае фейериями такого масштаба отмечают официальные даты в небольших городах с населением до 5 млн. человек…

Ни один из знакомых китайцев, включая имеющих западное образование, открытием Игр нынешенго года, что называется, не проникся. Вместе с тем, у меня вызвали уважение китайские СМИ — в новостях говорят только о спорте, причем никакой критики с политическим оттенком там и

не звучало. На англоязычном канале CCTV китайцы обстоятельно рассказывают об интересных мелочах, в том числе и о заоблачных ценах на пресловутый «фиш-н-чипс» (жареная рыба с картофелем фри) с аутентичным акцентом кокни.

Веди КНР информационную войну, аналогичную той, что вела Англия в 2008 г., самое время было бы слушать про опиумные войны да голодомор в Ирландии в свете запрета на продажу картофеля вокруг олимпийских объектов.

Но Поднебесной не до этого – они просто завоевывают золото. Да и вообще в ней отношение к Олимпиаде спокойное. Правда, китайская ИТ-компания Crystal CG стала спонсором, вложив в спорт около 80 млн. долл.

Специально к Олимпиаде China Telecom (CT) построила на базе Everything Everywhere Network виртуальную сеть CTExcelbiz. Компания CT арендует емкости детища France Telecom SA и Deutsche Telekom AG и предоставляет услуги под своей маркой. Ориентированы такие сервисы, в первую очередь, на китайцев, постоянно проживающих в Лондоне, и туристов из КНР. Членам официальной делегации Китая предоставили мобильный Интернет, а также возможность делать бесплатные внутрисетевые и международные звонки.

На начало августа численность пользователей Интернета в Поднебесной превысило 542 млн. человек. За восемь месяцев 2012 г. к Сети подключились еще 29 млн., из которых 212 млн. регулярно (хотя бы раз в месяц) совершают онлайновые покупки. С помощью мобильника сейчас оплачивают счета 45 млн. человек – на 15 млн. человек больше, чем в 2011 г.. По данным CINIC, уже в июле 2012 г. мобильные телефоны стали основным инструментом выхода в Интернет для 390 млн. человек. В первую очередь, это заслуга операторов, развивающих 3G и 4G и субсидирующих смартфоны.

За первые полгода в Китае было продано 141 млн. мобильных телефонов. Из них уже более 75 млн. – смартфоны. За тот же период 2011 г. из 123 млн. аппаратов на долю смартфонов приходилось лишь 25%.

А вот продажи планшетников скромнее. В минувшем году их было куплено 6,2 млн. штук, а прогнозируемые продажи текущего года достигнут 8 млн. штук. Кстати, ПК по-прежнему в фаворе – в Китае до конца года их будет отгружено свыше 80 млн. штук.

Компания Apple заявляет, что владеет 75% рынка планшетников. Однако она не включила цифры наверняка удручающих продаж новых iPad 3 в последнюю финансовую отчетность по Китаю за II квартал: рост на 48%, до 5,7 млрд. долл., по сравнению с тем же периодом 2011 г. и падение на 28% по сравнению с I кварталом 2012 г.

В центральном пекинском фирменном магазине Apple Store лишь несколько десятков человек пришли 20 июля нынешнего года за iPad 3. Причина отсутствия интереса к модели заключается в том, что гонконговская версия iPad 3 давно продается в континентальном Китае на 30–60 долл. (в зависимости от модели) дешевле, чем официальная, а гарантия у нее такая же.

Задержка начала продаж iPad 3 более чем на месяц объясняется тем, что шэньчжэньская компания Proview Technologies еще в 2001 г. зарегистрировала торговую марку iPad, а Apple вышла с этим продуктом в Китай только в 2010 г. Судебный запрет на продажи iPad 3 сняли после выплаты истцу 60 млн. долл. (изначально требовали аж 400 млн. долл.).

Чтобы сделать свои сервисы еще более популярными для пользователей смартфонов, крупнейший (да что там говорить, единственный и неповторимый) поисковик Baidu.com и владельцы платформы Weibo для микроблоггинга, компания Sina.com, объединили свои усилия. С начала августа Sina.com стала использовать только для поиска в Интернете и микроблогах движок Baidu. В свою очередь, Baidu включил Weibo во все свои мобильные приложения. В августе на долю поисковых запросов Baidu.com с мобильных устройств пришлось 42%. По слухам, компания Apple включит в iOS 6 поисковик Baidu.com в качестве официального и получит часть доходов от рекламы.

 

Быстрее, выше, сильнее

 

Общие доходы Baidu во II квартале 2012 г. превысили все ожидания, составив 5,46 млрд. юаней (866 млн. долл.), что на 59,8% выше, чем за тот же период прошлого года. Из них 5,45 млрд. юаней – доходы от рекламы. Чистая же прибыль компании во II квартале достигла 2,77 млрд. юаней (439 млн. долл.), что 69,6% выше прошлогодних показателей.

В августе Baidu официально анонсировал первый заграничный R&D-центр. Партнером проекта выступит сингапурское Агентство по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR). Главное направление сотрудничества – развитие технологий, связанных с человеческой коммуникацией и языками юго-восточной Азии. В ближайшее время будут анонсированы результаты первых исследований по вьетнамскому и тайскому языкам, которые будут применены при экспансии на соответствующие рынки. Я лично сомневаюсь в успехе предприятия – за пределами Великой стены без административного воздействия и государственного браузера с Google, который рулит в тихоокеанском регионе уже много лет, тягаться будет куда как сложнее.

Несмотря на мировой кризис, SAP AG намерена к концу 2013 г. вдвое расширить свой штат в КНР. За первые два квартала SAP уже приняла на работу тысячу человек и подписала контракт с Huawei Technologies. Это было сделано в рамках инвестиционного плана на 2 млрд. долл., в первую очередь, для развития стремительного растущего сегмента решений для малого и среднего бизнеса. Кстати, по результатам первого полугодия Huawei Technologies стала крупнейшим производителем телекоммуникационного оборудования в мире, обогнав по показателям доходности в 102,7 млрд. юаней (16,3 млрд. долл.) шведского гиганта Telefon AB LM Ericsson почти на 880 млн. долл. Портфолио продуктов обеих компаний, конечно, слишком разнится, но сам этот факт… Опять же, шведов обошла и китайская компания ZTE, выигравшая контракт у China Mobile на развертывание сети 4G стандарта LTE FDD. Сейчас China Mobile обкатывает LTE FDD в шести городах Китая, включая Шэньжэнь, о чем было рассказано в прошлом номере.

Согласно последним данным журнала Hurun Report (китайский аналог Forbes), в Китае на август 2012 г. количество мультимиллионеров с состоянием более 10 млн. юаней (1,58 млн. долл.) превысило 1,3 млн. человек. А почти 68 тыс. супербогачей имеют состояние свыше 100 млн. юаней. Сконцентрированы мультимиллионеры в Пекине – там их более 179 тыс. и еще 10,5 тыс. супербогачей. В промышленном Гуанчжоу и Шанхае показатели 167 тыс. и 9,5 тыс. и 140 тыс. и 8,2 тыс. соответственно. Интересно, что для составления отчета China Rich List не учитывались данные по самым «денежным» регионам (Гонконгу, Макао и Тайваню) и использовались только официальные данные налоговых и статистических органов.

Lamborghini ожидает ежегодный рост продаж в КНР на 20–30% на протяжении ближайших пяти лет. Продажи Maseratti выросли с прошлого года в 2 раза. Предполагается, что в текущем году товаров роскоши будет куплено на 160 млрд. юаней.

И на закуску – в самом большом магазине Louis Vuitton на Елисейских полях при оплате картами уже свыше 65% транзакций приходится на платежную систему China UnionPay…

Купить номер с этой статьей в PDF
1121