Lex Friedman. Why Facebook Bought Instagram for a Billion Dollars. macworld.com

Почему Facebook заплатила за Instagram миллиардКогда новостные издания сообщили, что компания Facebook  приобрела  сеть обмена мобильными фотографиями Instagram за умопомрачительную сумму в  1 млрд. долларов, в голову мне пришли такие мысли

• «Ого, да ведь это очень большие деньги!»
• «Нет, поистине огромные деньги!»
• «Интересно, а мог бы я каким-то образом претендовать хотя бы на часть этой суммы?»
• «Дело в том, что у моих детей в сети Instagram очень много фотографий»
• «Минуточку, но зачем Instagram нужна компании Facebook за такие деньги?»
Что же получит Facebook взамен  потраченного миллиарда? 


Языком цифр

Перед запуском в апреле 2012 г. версии для платформы Android компания Instagram сообщала, что у нее насчитывается уже более 30 млн. пользователей.

(В первые дни после начала поддержки Android приложение ежедневно скачивали более миллиона человек). Каждый день пользователи Instagram обмениваются несколькими миллионами фотографий.

Между тем, компания Facebook рассчитывает, что к концу текущего года количество активных членов социальной сети достигнет 900 млн. человек. Два года назад на сайт Facebook ежедневно  загружались  более 100 млн. фотографий. Это какие-то безумные цифры, но  сейчас  и они уже устарели.  В настоящее время  количество загружаемых  фотографий, несомненно, возросло. 

В компании Instagram  работают  всего 13 сотрудников, и технология, положенная в основу функционирования сети обмена фотографиями, не так уж сложна. В то же время у Instagram до сих пор не было никакой  бизнес-модели и,  следовательно, отсутствовал доход.

Значит,  совершая  такую  покупку, Facebook вряд ли могла рассчитывать на прибыль, на привлечение талантов и даже на завоевание дополнительной аудитории – в Facebook  трудятся  более 3 тыс. человек, а число пользователей Instagram составляет едва ли 3% от всех охваченных сетью Facebook.
 

Ради потенциала роста?

В нынешнем и будущем доминировании Facebook никто не сомневается. Социальная сеть огромна и невероятно популярна. Но каковы будут перспективы ее роста,  когда численность ее  пользователей превысит миллиард? Численность населения планеты  на 31 октября 1211 г.  составляет около  7 млрд.  человек, и многие из них никогда не зарегистрируются на Facebook  по самым разным причинам. 

И даже если Instagram удастся привлечь сотни миллионов пользователей, весьма вероятно, что  большинство  из них к этому моменту уже  будут иметь учетную  запись Facebook.

Тем не  менее  никто не отрицает, что потенциал Instagram весьма  велик. Да  и темпы роста этой сети выглядят весьма  впечатляющими,  особенно если учесть, что еще совсем недавно ее пользователями были исключительно обладатели смартфонов iPhone. Однако у Instagram до сих пор нет ни официального сайта, ни официального клиентского приложения для настольных компьютеров.


Фотофиниш

На мой взгляд, главная причина, побудившая Facebook приобрести Instagram, не связана ни с количеством пользователей, ни с технологией.  Конечные цели заключаются  в том, чтобы обеспечить крупнейшей в мире социальной сети дальнейшее доминирование в области обмена фотографиями, усилить проникновение на рынок технологий для мобильных устройств и, конечно, получить доступ к данным, связанным с этими  фотографиями,  – к информации о том, кто, где и когда к ним обращается.

Есть ли в мире  какие-нибудь  другие крупные сети обмена фотографиями, которые могли бы приобрести Facebook?  Сервис  Flickr, несмотря на свои размеры, похоже, уже дышит на ладан. Picasa слишком мала, да и Google вряд ли захочет отдавать ее Facebook. А других сетей обмена фотографиями, которые обладали бы достаточно большой клиентской базой и демонстрировали  бы  активное развитие, способное привлечь внимание Facebook, просто не существует.

В Facebook хорошо  известно  об Instagram то, что не желают признавать многие  из ее пользователей. По  сути, Instagram просто необходимо было кому-то продать. Отсутствие дохода и каких-либо планов по его получению  вели  к тому, что рано или поздно перед владельцами сети встал бы болезненный выбор: либо взимать плату с пользователей, размещать рекламу или делать и то и другое, либо потерять инвесторов, готовых финансировать сервис для всех и  для  каждого.

Будем откровенны, если бы не  Facebook, то  Instagram довольно скоро продали бы кому-нибудь другому. А компания Facebook  способна  скупать новых игроков,  причем  даже переплачивая,  для того  чтобы никто другой не  смог  пополнить ряды потенциальных покупателей».

Купить номер с этой статьей в PDF
2233