-- Внученька, я завещаю тебе ферму, там 3 дома, 10 машин, 1000 куриц, ипподром, 2000 свиней, 2 магазина, это все тебе.

-- Бабуля, а где эта ферма?

-- В «Одноклассниках», внученька…

Из Сети

По свидетельству статистики, как минимум половина пользователей социальных сетей играют в онлайн-игры. Волна поиска знакомых и массового добавления в друзья постепенно сходит на  нет,  и, чтобы удержать пользователей, владельцы соцсетей активно предлагают народу всевозможные развлечения – приложения, игры, тесты и т.д. Приманка выглядит очень  завлекательно  –  можно  без особых  усилий  и, кажется, совсем  бесплатно  вообразить себя успешным фермером, строительным магнатом, удачным игроком в покер и т.д.

 

Немного об играх

 

При этом многих пользователей привлекает именно социальная составляющая – возможность играть и соревноваться не с компьютером, а  со  вполне реальными людьми, в том числе и своими друзьями. Кроме того, подобные развлечения практически  бесконечны, ведь  строить ферму или убираться в избе вместе с виртуальным домовенком можно годами. А разработчики будут придумывать все новые и новые игровые «фишки», в погоне за  которыми  пользователь будет возвращаться к игре ежедневно. Пожалуй, именно эти факторы  и  обеспечили играм в социальных сетях такую  широкую  популярность,  что они  постепенно  вытеснили  мини-игры (устанавливаемые на компьютер пользователя), весьма  распространенные  еще  каких-нибудь четыре-пять  лет назад ( http://http://go.osp.ru/jdr2e ).

Разумеется, бесплатно в этих играх  далеко  не все. Если хочется побыстрее  набираться  опыта,  развивать  умения или  выполнять квесты,  придется заплатить. Виртуальная валюта  здесь приобретается за вполне реальные деньги.  Обычно  суммы  бывают практически  символическими, однако это не помешало создателям игр и владельцам соцсетей заработать внушительные  капиталы.  Рынок социальных игр растет с приличной скоростью, увеличиваясь в среднем  вдвое-втрое  за год. Так, его объем в 2010 г.  составил  70  млн.  долл., в  2011 г. – 200 млн.,  а в первом квартале 2012  г. -- уже 340 млн. долл.

 

По данным Mail.Ru Group,почти половина пользователей,  развлекающихся браузерными играми, разработанными  этой компанией, оплачивают их с помощью терминалов, а чуть больше трети – электронными деньгами. И лишь немногие игроки пользуются мобильными платежами (они не популярны из-за высокой комиссии) и банковскими картами (не каждый готов доверять транзакционным системам).

 

Немного истории

Пожалуй,  первой серьезной вехой  в истории игр для социальных сетей  стал  2007  г., когда была основана компания  Zynga. В отличие от других разработчиков, Zynga изначально занималась именно созданием игр для социальных сетей, полагая, что в  этом секторе  кроется огромный потенциал.

 

Немного об играх

 

И ее решение оказалось  верным -- самые первые игры, разработанные  ею, считаются теперь  практически  эталонными.  В CityVille  и в  ее аналоги FarmVille, CastleVille и  т.д., в Mafia Wars и Zynga Poker играют более 220  млн. пользователей, а это  почти четверть всей аудитории социальных сетей в мире. Кроме  того,  у этих игр появились десятки  всевозможных  клонов, сделанных другими разработчиками, например  «Территория фермеров», «Счастливая ферма» и  пр. Все они  в той или иной степени копируют  FarmVille. 

 

Немного об играх

 

О казуальных играх

 

 Игры одноклассников 

По данным AppData и Mail.Ru  Group,  пятерку самых популярных игр на «Одноклассниках» составляют клоны уже упоминавшихся FarmVille и CityVille. Ежедневно в «Территорию фермеров» и «Мегаполис»  играют  более 1 миллиона человек. При  том, что там представлено  почти 500 игр самых разных жанров, пользователи почему-то отдают предпочтение именно фермам и им подобным игровым мирам.

Самые популярные игры в «Одноклассниках», по данным, предоставленным Mail.Ru Group 

О казуальных играх

 

 Немного сомнений 

Среди социальных сетей  по  численности  играющих пользователей  во всем мире лидирует,  конечно  же,  Facebook. Еще полтора года назад основатель этой сети миллиардер Марк Цукерберг возлагал большие надежды на социальные игры. В одном из своих выступлений он признался, что половина полумиллиардной аудитории Facebook  играет,  а значит, почти все эти люди не только ежедневно заходят на свои страницы,  просто  обеспечивая трафик, но  и,  вполне вероятно,  непосредственно  приносят финансовую прибыль, оплачивая свои любимые игры.

Но уже в начале 2012  г.  эксперты известной аналитической компании IHS высказали мнение о том, что бум социальных игр в Facebook закончен, и теперь интерес к ним  начнет  падать. По предположению аналитиков,  численность  пользователей Facebook растет все медленнее, а  значит, не стоит рассчитывать  на большой приток  онлайн-игроков. 

Однако  в России расклад иной. Некоторое время назад аналитики называли лидерами российской игровой онлайн-индустрии сети  «ВКонтакте»  и «Мой  Мир»,  но,  по  последним данным, большинство российских онлайн-игроков сосредоточены в «Одноклассниках».

Это подтверждается и различными статистическими отчетами,  например  данным компании AppData,  которая ведет  ежедневный подсчет популярности приложений в социальных сетях.

Разработчики игр также отдают  предпочтение  «Одноклассникам».  По словам Елены Масоловой, основавшей компанию Pixonic, «Одноклассники»-- лучшая платформа для профессиональных разработчиков,  приносящая  до 80%  дохода.  Тем не  менее  на будущее игр в соцсетях Елена смотрит весьма скептически, полагая, что разработчикам пора двигаться в сторону мобильных платформ.

Схожего мнения придерживаются и другие создатели игр. Так, директор по стратегии Alawar Entertainment Татьяна Чернова полагает, что  сейчас правильнее будет  разрабатывать социально-мобильные продукты. «Рынок игр для смартфонов и планшетов стремительно  развивается. В  2011  г.  он обогнал по темпам роста рынок игр для социальных сетей и далее также продолжит  свой рост,  –  считает  Татьяна.  --  Сейчас это самый динамичный сегмент в игровой индустрии, да и в IT вообще. Смартфоны и «таблетки» прочно входят в нашу жизнь, и теперь все развлечения, все свободное время становится  связано  именно с  такими  устройствами. Безусловно, социальная составляющая также важна, но все-таки  она  является  не столь определяющей, сколь  устройство.  Вообще,  противопоставлять игры для социальных сетей и мобильные игры – не очень верно».

Неужели многочисленным виртуальным фермерам и иже с ними придется забросить свои сады, плантации и прочие достижения, нажитые честным трудом, а иной раз  и  приобретенные за реальные деньги?

 

Немного уверенности

Невзирая  на  то  что рынок мобильных устройств растет очень и очень быстро, вряд ли это когда-либо станет причиной «смерти» социальных сетей или заметно повлияет на  численность играющих. 

 

О казуальных играх

 

Подобной  точки зрения  придерживается  и  Владимир Никольский, вице-президент игрового направления Mail.Ru Group. «Вряд ли уместно говорить о том, что мобильные игры представляют угрозу для  социальных, --  комментирует он. Игровая индустрия движется в сторону мультиплатформенности, то есть создаются проекты, в которые можно играть с разных устройств. Например,  можно  начать играть утром по дороге на работу  на мобильном устройстве,  а в офисе в обед продолжить из браузера на компьютере».

 

Немного перспектив

Не опасаются в Mail.Ru Group  ни  стагнации,  ни  отсутствия новых пользователей. Александр Изряднов, директор по маркетингу и стратегическим коммуникациям бизнес-подразделения «Социальные сети» Mail.Ru Group, приводит в качестве аргумента следующие цифры. Согласно данным ФОМ, ежемесячно Интернетом  пользуются  около  57,8 млн. человек старше 18  лет, т.е.  каждый второй житель России.  Причем  ежедневная аудитория  сети «Одноклассники» составляет 33 млн.  человек.  Таким образом, у Рунета есть возможности для  роста, и следовательно,  социальные сети могут расширяться  вместе с ним. Кроме того,  в  «Одноклассники» сейчас активно  вступают пользователи  русскоязычного  Интернета  в других странах ближнего и дальнего зарубежья.

По мнению Александра,  поскольку  игры являются неотъемлемой частью социальной сети  «Одноклассники», она становится  социально-развлекательной платформой, куда приходят не только  для того, чтобы пообщаться  с друзьями, но и  для того, чтобы  интересно провести  время.  Кстати, по данным на февраль 2012 г., игровая аудитория в этой сети  составила  23 млн. уникальных пользователей, а это  на 47% больше, чем в прошлом  году. 

 

О казуальных играх

 

Интерес к мобильным платформам подтверждается  и  тем, что 8 млн.  посетителей  ежедневно заходят в «Одноклассники» с помощью мобильного приложения. Сейчас  в нем  доступны  мобильные версии более 50 игр,  и  ферм среди  них  наберется почти десяток! Впрочем, это,  судя по всему, только начало,  и  другие разработчики непременно подтянутся.

Так что, пожалуй,  теперь не стоит переживать.  Если вы  сейчас опасаетесь оставить без присмотра свой  виртуальный урожай или виртуальный заводик, когда отходите от компьютера,  то в скором времени  легко  будет контролировать ситуацию, находясь, где угодно.  Но главное  при этом – не забывать о реальности.

 

Купить номер с этой статьей в PDF
2287