Mass Effect 3

 

Картина, которая радует взор и согревает душу любого поклонника серии Mass Effect (ME): Шепард в укрытии, враги в атаке. Поначалу кажется,  будто  перед нами все та же старая добрая ME2 -- «сплав» сюжетно-ориентированной  ролевой игры и шутера от третьего лица с развитой системой укрытий. Однако в ME3 наш герой выучился еще и быстрому перемещению между укрытиями, прямо как Адам Дженсен из Deus Ex: Human Revolution. Другое важное отличие от «предшественниц» статичный экран передать не в состоянии: в третьей части игры враги  значительно  прибавили в уме, ловкости и сообразительности. Впрочем, даже на самых настырных у Шепарда найдется управа…

 

Mass Effect 3

 

А вот и та самая управа: пушки -- последний довод королей, кулаки -- последний аргумент спецназа! Приятно иногда треснуть особо надоедливого хаска или боевика «Цербера», не тратя на него лишний десяток патронов.  Но вообще-то, конечно, перед нами точь-в-точь геймплей ME2 с небольшими, можно сказать, косметическими изменениями.  И в  этом есть свои плюсы: по крайней мере, «ветеранам» серии не придется тратить время на  прикладку  к игре, ничто не будет отвлекать их от повествования, а это  важно, поскольку  ME3 -- все-таки завершающая часть эпической трилогии, а не отдельная игра «сама по себе».

 

Mass Effect 3

 

Единственное (!) заметное изменение ролевой  системы --  любая способность персонажа на высоких уровнях развития делится на две  «ветви», причем,  как правило, с командными или личными бонусами в каждой. Честно говоря, глубокий смысл нововведения от  меня ускользнул:  а чем старая-то система была плоха?! Ладно, слава богу, в остальном обошлось без  «инноваций»,  а то могли бы поддаться искушению и нагородить чего-нибудь непотребного, как в неда

вней Jagged Alliance: Back in Action. Воистину, «не исправляй то, что не сломалось» -- золотое правило для всех сфер человеческой деятельности, в том числе и для разработчиков  игр. 

 

Mass Effect 3

 

Основная сюжетная фабула ME3 была известна задолго до ее  выхода. Несмотря  на усилия, приложенные Шепардом в первых двух частях игры, Жнецы вторглись в Галактику, сметая все на своем  пути. Теперь  бравому капитану предстоит потрудиться, сколачивая в альянс против захватчиков уже не  отдельные личности,  а военизированные организации, целые расы и звездные системы.  Однако главная  проблема не в том, какую историю и как рассказывают нам разработчики, а в том, как они ее завершают. На самом деле, финал -- самая слабая часть ME3, а если еще вспомнить, что игра закрывает всю трилогию, его вообще иначе как провальным  и  не назовешь!

 

Mass Effect 3

 

«Ба! Знакомые все лица!»  -- для  истинных фанатов серии третья часть станет настоящим  бенефисом. Они  вновь  встретятся  со всеми персонажами, пережившими события первых двух игр, и на собственной шкуре  будут ощущать  последствия всех решений, принятых  ими  в ME1/2. Пожалуй, такой углубленной «подстройки» сюжета под конкретного игрока  еще никогда не было в компьютерных играх…  И  разумеется, здесь будет все, за что мы так любили предыдущие Mass Effect: неожиданные сюжетные повороты, сложные моральные дилеммы, мастерски выписанные взаимоотношения как  главных,  так и второстепенных героев и  т.д.  и т.п. Как же все-таки хорошо, что не одной развязкой жива любая ролевая игра!

 

Mass Effect 3

 

Страх и ужас ME3: кооперативный сетевой режим на  четырех  человек. По содержанию -- точная копия «Орды» (The Horde) из Gears of War 2, по сути -- ненужная «приправа» к основному «блюду», которую к тому же впихивают игрокам насильно, заставляя зарабатывать очки «галактической сплоченности», необходимые для максимально благоприятного исхода сюжетной кампании. Совет -- поиграйте столько, сколько надо для достижения 100%-ной «сплоченности», и забудьте местный мультиплеер как страшный сон. Успеем еще наиграться в онлайне в будущей Mass Effect MMORPG…

**********************************************

Всем удалась Mass Effect 3: и ладно сработанным сюжетом, и отточенным, вывереннным до мелочей геймплеем, и приятной картинкой при относительно невысоких системных требованиях, и многим-многим другим. А игроки все равно  недовольны,  не такого финала эпического повествования ожидали они от BioWare! Вот так неправильно поставленная в конце истории точка может стать крестом на многолетних усилиях разработчиков… Но не будем слишком строги к канадцам. Во-первых, никто до этого не делал RPG-трилогию, пронизанную и связанную единым сюжетом, так что вправе ли мы упрекать BioWare за то, что  им  не  удалось  оправдать завышенные ожидания игроков?!  Во-вторых,  -- хотя это и кажется невероятным в наше время циничного маркетинга, бесконечных сиквелов и выжимания последних соков из ошметков легендарных франшиз -- разработчики все-таки решились расстаться с  героем. Какой  бы ни была следующая Mass Effect, Шепарда на главных ролях мы там уже не увидим.  Все-таки  одиссея капитана завершилась, пусть даже не так четко и  выразительно,  как хотелось бы… Мой вам совет: забудьте обо всех действительных и мнимых недостатках игры, и просто насладитесь последней главой этой саги. Ведь вполне возможно, что следующей Истории такого размаха и такой глубины нам теперь придется ждать от игроделов  еще  лет десять-двадцать…

Купить номер с этой статьей в PDF
1928