Задумывались ли вы  когда-нибудь над тем,  как сложно  и одновременно  важно для творца завершить свое произведение на высокой ноте, чтобы у публики  хотя бы  на мгновение екнуло сердце? Это называется катарсисом: финал представления -- и в воздухе повисает звенящая тишина, в следующую секунду  взрывающаяся  криками восторга, оглушительными аплодисментами и слезами.  Ведь  ради таких моментов и живет любой автор или исполнитель, а умение вызывать  подобные эмоции  у зрителей есть показатель  его  высочайшего мастерства в своем деле.
Вот почему Mass Effect 3 (ME3) изначально была обречена на ажиотажный интерес: как-то BioWare закончит эпическую историю борьбы Шепарда и его команды со Жнецами?! Не то чтобы мы все сомневались в  талантах  канадских разработчиков, но… им ведь раньше никогда не приходилось делать трилогию, пронизанную единой сюжетной  линией. Поэтому сомнения все же оставались, хотя  рейтинги ожидания игры  и  зашкаливали за  90%. 

 

Недоигранная пьеса

Основная сюжетная фабула ME3 была известна задолго до релиза: несмотря на усилия, приложенные Шепардом в первых двух частях, Жнецы вторглись в Галактику, сметая все на своем  пути. Теперь  бравому капитану предстоит потрудиться, сколачивая в альянс против захватчиков уже не  отдельные личности,  а военизированные организации, целые расы и звездные системы.

Mass Effect 3 -- Люди N*: Финал
Шепард палит из-за укрытия

Но вовсе не в заведомой предопределенности сюжета заключается главная беда игры, а в том,  чем  она завершается, как именно разработчики ставят точку в Истории! Что толку от нескольких вариантов концовки, если не возникает того самого ощущения катарсиса -- грандиозного финала эпического повествования?! И не думайте, что это только я страдаю таким глубоким эстетизмом и чувством прекрасного: опрос, проведенный на официальном форуме игры, показал, что того же мнения придерживаются 89% (!) игроков, прошедших ME3 до конца. Вдумайтесь в эту цифру хорошенько: 9 из 10 игравших считают, что история капитана Шепарда должна была завершиться как-то по- другому.  В ответ в BioWare лишь пожимают плечами, оправдываются  и обещают выпустить дополнения, «проясняющие события и финал игры». Что там нужно  «прояснять»,  не пойму,  хоть убейте,  лучше уж сразу переделать концовку, представив ее в очередном исправлении. Но что-то подсказывает мне: ждать этого мы будем и после второго пришествия…

Mass Effect 3 -- Люди N*: Финал
Шепард в рукопашной

Итак, душераздирающей и слезовыжимающей развязки не получилось, поставить жирную точку и красиво закончить историю Шепарда & Co не удалось. Однако,  если рассматривать игру как «последовательность интересных выборов»**, нужно  признать, что  сценаристы BioWare свое дело знают на  пять с плюсом.  Неожиданные сюжетные повороты, сложные моральные дилеммы, мастерски выписанные взаимоотношения как главных, так и второстепенных героев -- все это и еще немного больше ждет вас в ME3!  И  конечно, для истинных фанатов серии Mass Effect третья часть станет настоящим  бенефисом, ведь они  вновь  встретятся  со ВСЕМИ персонажами, пережившими события первых двух игр, и на собственной шкуре  ощутят  последствия ВСЕХ решений, принятых в ME1/2. Да-да, я нисколько не преувеличиваю, отыщите свои файлы сохранения  и  убедитесь в этом сами. Я же только отмечу, что такой углубленной «подстройки» сюжета под конкретного игрока мы, кажется, еще никогда не видели в компьютерных играх.

 

Улучшая самого себя

Есть такая пословица, которую я очень люблю вспоминать, когда речь заходит о геймплее: «Не пытайся исправить то, что не сломалось». Не уверен, что в BioWare каждое утро начинается с повторения этой мудрости, но то, что маститые разработчики неуклонно следуют  ей,  -- непреложный факт, достаточно посмотреть на игровой процесс ME3. Для перечисления изменений хватит пальцев на одной руке, а сами изменения -- на 100% из разряда «улучшений и усовершенствований», ничего революционного и радикального. И это по большому счету правильно: завершающая часть трилогии -- не время и не место для  экспериментов.  Перед нами все тот  же  хорошо знакомый по ME2 «сплав» из ролевой игры и шутера от третьего лица с системой укрытий. Наиболее заметные отличия -- Шепард теперь умеет не только «прилипать» к укрытиям, но и перекатываться между ними, чисто Адам Дженсен из последней Deus  Ex.

Mass Effect 3 -- Люди N*: Финал
Любая ветка прокачки умений

Каждая  способность персонажа на высоких уровнях развития делится на две  «ветви», причем,  как правило, с командными или личными бонусами в каждой. К тому же  врагам существенно -- и это видно в первых же боях! -- подкрутили искусственный интеллект, так что они уже не пытаются тупо взять игрока и его спутников нахрапом, а умело прячутся, прикрывают друг друга огнем и т.п. Да, и еще наш суперкэптен обучился рукопашному бою,  а значит,  при  случае  может изрядно поколотить противника в ближнем бою.

Mass Effect 3 -- Люди N*: Финал
Кадры из пролога, где Жнецы атакуют Землю

В принципе этими четырьмя изменениями все и ограничивается, в остальном перед нами старая-добрая Mass Effect 2, с полным набором ее особенностей и условностей. Помните, например, как в промо-интервью разработчики обещали, что в третьей части игры Шепард непременно выучится длинным прыжкам с разбега? И  они  не обманули: он действительно теперь прыгает, парит  наш бравый капитан  над пропастью аки  птица.  Но только там, где это заранее предусмотрено дизайнерами уровней, в других местах даже на полуметровый уступ вскарабкаться не  удастся --  не положено! Вот вам и заявленная «большая свобода перемещения по игровому  уровню». Только поймите  меня  правильно,  не то чтобы мне чем-то не нравился игровой процесс ME2, просто  я  хочу еще раз подчеркнуть, что  различия  между геймплеем второй и третьей части минимальны. Однако в этом есть и свои плюсы: «ветеранам» Mass Effect не придется тратить время на «прикладку» к игре, ничто не будет отвлекать их от повествования, а это важно, с учетом того, что ME3 -- все-таки завершающая часть эпической трилогии, а не отдельная игра «сама по себе».

 

Навязчивый сервис

Вот за что канадским разработчикам надо в буквальном смысле надавать по рукам, так это за насильно -- другого слова не подберешь! -- пришитый к игре сетевой режим. По  сути,  это абсолютный клон знаменитой «Орды» (The Horde) из Gears of War 2: команда из  четырех  игроков-людей сражается против пребывающих волн врагов-ботов под управлением искусственного интеллекта.

Mass Effect 3 -- Люди N*: Финал
Шепард и кореша

Но зло  здесь  не во вторичности: зачем же BioWare ТАК связала онлайн-режим с одиночной кампанией, грубо и неприкрыто загоняя игроков в мультиплеер?! А попробуй его пропусти, если только в сетевых сражениях можно заработать  так называемые  очки «галактической сплоченности», от наличия либо отсутствия  которых зависит исход финальной битвы со Жнецами и доступность той или иной концовки  игры.  Как-то, знаете, очень уж по-совковому получилось у BioWare: «А не будут брать -- отключим газ!..»

Mass Effect 3 -- Люди N*: Финал
Что-нибудь из мультиплеера

В итоге то, что могло бы стать приятным дополнением, интересным  экспериментом  или даже… пробным камнем для будущей Mass Effect MMORPG, превратилось в источник раздражения и ярости для всех ожидавших ME3. Вам же советую и к этому относится философски: поиграли столько, сколько нужно для достижения 100%-ной «сплоченности», и забыли про сетевой режим, как будто его и не было.

 

Exent omnes***

Так что же, спросите вы, ME3, скорее, плоха, чем хороша, и не понравилась автору статьи? Нет и еще раз нет: игра просто великолепна, в ней есть все, за что мы так любили предыдущие части Mass Effect, и даже больше! Просто проблема в том, что преданные поклонники серии ожидали не такого завершения саги, отсюда и ощущение обманутых надежд, и «послевкусие недосказанной истории»… Но не будем слишком строги к BioWare. Во-первых, никто до этого не делал RPG-трилогию, пронизанную и связанную единым сюжетом, так что вправе ли мы упрекать разработчиков за то, что они не смогли оправдать завышенных ожиданий игроков?! И, во-вторых, -- хотя это и кажется невероятным в наше время циничного маркетинга, бесконечных сиквелов и выжимания последних соков из ошметков легендарных франшиз -- разработчики все-таки решились расстаться с  героем. Какой  бы ни была следующая Mass Effect, Шепарда на главных ролях мы там уже не увидим. Все. Одиссея капитана завершилась. Точка в Истории поставлена -- пусть даже не такая четкая и выразительная, как нам бы хотелось…

Примечания :

* «Люди  N»,  потому что код воинской специальности Шепарда в войсках Альянса -- N7.
** Определение известного разработчика компьютерных игр Сида Мейера (создателя «Цивилизации»).
*** «Все уходят» (лат.) Так в тексте театральной пьесы обозначают момент, когда все актеры покидают сцену.

Mass Effect 3

Системные требования: Intel Core 2 Duo-1800/AMD Athlon 64 X2 3600+ (рекомендуется Intel Core 2 Duo-2400/AMD Athlon 64 X2 5200+), 1-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 2 Гбайт), видеоплата nVidia GeForce 7900/ATI Radeon X1800 (рекомендуется nVidia GeForce 9800 GTX/ATI Radeon HD 4850), 15 Гбайт свободного дискового пространства, совместимая с DirectX 9.с звуковая плата, 8Х-дисковод DVD. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7.Внимание: для завершения установки, активации и запуска игры необходим действующий аккаунт в системе EA Origin, т.е. при отсутствии подключения к Интернету игра запускаться не будет!
Разработка: BioWare Corporation
Издание: Electronic Arts

 

Купить номер с этой статьей в PDF
1979