Беззеркальные фотокамеры со сменными объективами стремительно набирают популярность и завоевывают почитателей. Пару лет назад мало кто верил в то, что  такие  устройства будут востребованы, прежде  всего, из-за  того, что цены на первые модели сильно «кусались» и были сопоставимы с хорошими «зеркалками». Теперь же, благодаря здоровой конкуренции, их можно назвать вполне разумными. Если же рассматривать потребительские качества и дистанцироваться от  их стоимости,  то интерес к ним объясняется просто -- для кого-то «зеркалки» слишком громоздки, а функционал  их  избыточен, компактные же аппараты  не обеспечивают той свободы творчества и качества съемки, которых можно достичь с помощью сменных объективов.

Конструкция таких  камер  по сравнению с зеркальными чуть  проще вследствие того, что нет  оптического видоискателя и  зеркала. Кроме того, длина  рабочего отрезка между объективом и  матрицей невелика.  Световой поток проецируется непосредственно на сенсор, как в компактных камерах, что благоприятно  отразилось на размерах  аппаратов. Но  при этом можно пользоваться сменными объективами, разработанными конкретно  для данной системы. Сейчас в модельные ряды  практически всех крупных производителей фототехники  входят подобные  модели, разве что Canon пока остается в стороне, но нам  кажется,  это дело времени.  В этом обзоре  мы рассмотрим пять таких устройств.

 

Panasonic Lumix DMC-G3

Компания Panasonic --  один  из основателей самой концепции беззеркальных камер со сменными объективами.  Правда, очередное  ее творение получилось  не слишком  компактным.  Корпус  устройства изготовлен  из магниевого  сплава, а его покрытие устойчиво к царапинам.

Переходное звено

Эргономичность  также неплоха  – в передней части  имеется  рельефный выступ,  однако  он выражен не так сильно,  как  хотелось бы.  Функциональных органов на корпусе  немного,  часть основных настроек убрана в меню,  и  чтобы их  задействовать,  придется  там  покопаться. Поворотный ЖК-экран оснащен сенсорным покрытием,  позволяющим  производить  разнообразные  манипуляции,  дополняющие основное кнопочное управление. Удобно и то, что  можно  указать точку фокусировки.  А вот цветопередача экрана, увы,  не слишком  впечатляет --  в модельном ряду Panasonic  есть  аппараты с более качественными дисплеями.  Стоит отметить, что имеется встроенный электронный видоискатель для  визирования в яркую солнечную  погоду. 
Вспышка сделана откидной,  качество  ее работы на ближних дистанциях нареканий  не вызывает,  а вот на дальних она заметно уступает той, что используется, к примеру, в Sony Alpha NEX-5N.

Переходное звено

Переходное звено
(Использовался объектив Lumix G Vario HD 14–140 mm f4–5,8 Asph Mega O.I.S.)

По скорости работы этот аппарат  явно лидирует,  серьезную конкуренцию ему составляет  лишь модель производства  Olympus.

В  целом  автоматика камеры неплохо справляется со своими обязанностями, обеспечивая приемлемый результат при различных условиях съемки.


Olympus E-PL3

Фотокамера Е-РL3  по форме напоминает предшествующие модели  серии  PEN, разве что  у нее несколько иное  расположение функциональных органов управления.  Держать аппарат  в  руке нетрудно, а вот  носить  в кармане не слишком  удобно, хотя его и нельзя  назвать  большим.  Гладкий металлический корпус  устройства выглядит простовато, его  не мешало бы украсить какими-нибудь  рельефными вставками.

Переходное звено

Откидной  дисплей обладает приемлемым разрешением, реалистичной цветопередачей и неплохими углами обзора. В отличие от  экрана, использованного в  старшей модели серии PEN (см. «Мир ПК», №11/11), примененный в данном устройстве  не имеет сенсорного покрытия.  Если все же  дисплей для визирования чем-то не устраивает,  предусмотрена  возможность подключения опционального цифрового видоискателя,  но пользоваться им, на наш взгляд,  не слишком удобно. В  комплект поставки  модели входит компактная съемная вспышка,  устанавливающаяся  в специальный разъем.

Переходное звено

Переходное звено
(Использовался объектив M.ZUIKO Digital 14--42 mm f3,5--5,6 II R)

В верхней  части камеры размещен  диск выбора  режимов, что, конечно, удобно.  А вот регулировка многих параметров оставляет желать лучшего, поскольку  для  того, чтобы изменить большинство  необходимых  настроек, приходится заходить в  меню. Кроме того,  стоило  бы  предусмотреть  колесико быстрой регулировки  выдержки/диафрагмы, имеющееся во многих аппаратах. Кстати, есть функция  «Фотогид»,  которая поможет начинающим фотографам  получить ответы на  вопросы,  возникающие при  съемке. 

Основная «фишка» этой камеры -- встроенные творческие эффекты, просто  поражающие  воображение: поп-арт, мягкий фокус, зернистость, пинхол, диорама и т.д.  К тому же  применяются они в режиме реального времени, так что еще до нажатия на кнопку спуска  легко  оценить, что же получится в итоге.

Также  удобно,  что  система стабилизации изображения встроена в саму  камеру. Используется механизм сдвига матрицы.
Экспозамер работает вполне уверенно, хотя нередко приходится вводить небольшую экспопоправку. Изображения получаются резкие и насыщенные, электронные шумы проявляются не слишком ощутимо даже на высоких значениях  ISO, вплоть  до ISO  1600. 

К недостаткам  следует  отнести то, что при установке на штатив блокируется доступ к отсеку с картой памяти.


Pentax Q

Компания Pentax сделала  ставку на компактность. Камера выглядит действительно миниатюрно, хотя и несколько игрушечно. При этом она  обладает всеми необходимыми  в работе  функциями. Да и корпус «как у  взрослых» выполнен  из магниевого сплава.  Производитель использовал матрицу  типоразмера 1/2,3 дюйма,  такие  обычно  можно встретить  в  компактных камерах,  что  на уровне шумов отражается  не  самым  лучшим  образом.

Неожиданным решением стало  и то, что механический затвор  здесь  встроен в сменные объективы,  а  сама камера имеет только электронный.  Это  сделано  опять-таки  в угоду компактности.

Переходное звено

Неожиданным решением стало  и то, что механический затвор  здесь  встроен в сменные объективы,  а  сама камера имеет только электронный.  Это  сделано  опять-таки  в угоду компактности.

Управление  устройством  выполнено на достаточно высоком уровне,  хотя, на наш взгляд,  немного проигрывает  рассмотренным  выше  моделям из-за излишне мелких  кнопок и поворотных переключателей.

Функциональность  камеры  достаточно широкая, предусмотрены  все необходимые режимы  съемки  как ручные, так и автоматический. Они дополнены разнообразными  фильтрами изображения, напоминающими используемые в камере  компании  Olympus.  Следует  отметить  и  наличие режима мультиэкспозиции.

Переходное звено

Переходное звено
(Использовался объектив Pentax Q Standart Zoom 5--15 mm f2,8--4,5)

Если экрана для визирования  будет  недостаточно,  можно использовать дополнительный оптический видоискатель,  правда,  его  цена  высоковата. 
Скорость  работы этой  камеры заметно  ниже, чем у остальных участников  обзора. При недостаточном освещении автофокус  функционирует медленно  и часто ошибается. Также  вызывает  нарекания  работа  автоматического баланса белого, но ручные установки  способны  спасти ситуацию.

Цветопередача вполне естественная.  Экспозамер  не всегда  адекватен  ситуации, поэтому нередко получаются недоэкспонированные изображения.

 

Sony Alpha NEX-5N

Корпорация Sony активно взялась за рынок беззеркальных камер. Модель Alpha NEX-5N внешне  напоминает  предшествующую  NEX-5.  Ее корпус  с рельефным выступом  ручки выполнен  из магниевого сплава.  В нем установлена удачная 16-Мпикс матрица  формата  APS-C с  низким уровнем шума.

Переходное звено

Камера  способна  проводить серийную съемку со скоростью до 10  кадр/с.  В отличие от  экранов, примененных в  остальных  рассматриваемых устройствах, ее откидной  дисплей радует высоким разрешением – 920 000 точек. Он имеет сенсорное  покрытие, срабатывающее  практически всегда с первого  раза. Благодаря ему, теперь есть возможность указать пальцем точку фокусировки.  Предусмотрен и  полный набор  реализованных на очень высоком уровне  режимов съемки, включая  формирование  стереоизображений и быстрых панорам.  Кроме того,  камера  отслеживает  лица в  кадре, что, в общем-то, стало привычным. Однако у нее минимум  органов  управления, что, естественно,  не слишком  удобно -- чтобы выбрать нужные настройки, приходится  блуждать по меню.  А вот то, что аппарат  поддерживает работу сразу с двумя форматами карт памяти -- собственным Memory Stick PRO DUO и  SD, очень порадовало. 

 

Переходное звено

Переходное звено
(Использовался объектив Sony E 18--200 mm f3,5--6,3 OSS)

Изображения получаются хорошо детализованными, с отличной цветопередачей. Автоматика редко дает сбои, в основном ошибки возникают при искусственном освещении.

 

Nikon 1 J1

Компания Nikon совсем недавно  приступила к производству  беззеркальных фотокамер со сменными  объективами, но в ее  коллекции  уже появились  две модели,  из которых  J1 является младшей. В  ней  визирование осуществляется лишь  посредством  ЖК-дисплея, причем  нельзя применить  внешний  видоискатель. Ее  экран не  поражает разрешением, однако  по качеству исполнения он заметно  лучше, чем  у  большинства конкурентов. В модели использована 10-Мпикс матрица  формата CX (13,2х8,8 мм), которая выдает  картинку  приличного качества с небольшим уровнем шумов.

Переходное звено

Верхняя граница  рабочего диапазона светочувствительности  --  ISO 800.  Хотя  аппарат  и  не претендует на  лидерство,  он позволяет записывать файлы в сыром формате NEF. А вот брекетинг по экспозиции отсутствует, зато  предусмотрен  полный набор режимов съемки -- P/A/S/M, а также автоматический подбор  сюжета для начинающих. Обращает на себя внимание и функция расширения динамического диапазона D-Lighting, заметно помогающая «вытянуть» изображение при ярком контровом освещении.

Корпусу  устройства  явно не хватает ухватистости --  он гладкий,  управлять  им  одной рукой  неудобно.  Не  продумано  и то, что для переключения между основными режимами фотосъемки приходится  обращаться  к меню. Встроенная вспышка приемлемо справляется со своими обязанностями на близком расстоянии, жаль  правда, что нельзя  «прицепить» внешнюю.

Переходное звено


Переходное звено
(Использовался объектив Nikon 1 Nikkor 10 mm f2.8)

Видеосъемка ведется в формате FullHD (30  кадр/с),  причем можно сделать  снимок,  не прерывая ее.

Цвета на полученных изображениях  получаются  немного  перенасыщенными, но это  вряд ли можно  считать  недостатком,  ведь  ничто не мешает подрегулировать цветопередачу в соответствии с собственными предпочтениями.

***

Итоги
Современные беззеркальные фотокамеры способны обеспечить качественное изображение и удовлетворить своими возможностями любого фотолюбителя, собирающегося рано или поздно стать профессионалом. Выбор же конкретной модели зависит от многих факторов, обусловленных предполагаемым использованием. Естественно, при этом не  последнюю роль играют и личные  вкусы. 

Переходное звено

Переходное звено

Как мы тестировали

Мы  оценивали  эргономичность и удобство использования представленных устройств.
Кроме того,  измерялось время  отклика  камер  на различные действия пользователя и изучалась  их скорострельность. При испытаниях использовался полноэкранный секундомер  escStudio TimeCenter (www.escStudio.narod.ru). Чтобы исключить погрешности,  каждый тест проводился по 3 раза с последующим выделением в таблицу среднего результата. Также рассматривалось  качество  фотоснимков,  полученных  при  различных режимах работы камеры.

Работа системы автоматического баланса белого при искусственном
освещении

Переходное звено
 Panasonic Lumix DMC-G3

Переходное звено
 Olympus E-PL3

Переходное звено
 Pentax Q

Переходное звено
 Sony Alpha NEX-5N

Переходное звено
Nikon 1 J1

 

 

 

Купить номер с этой статьей в PDF
2253