Где куются кадры?

Несмотря на свое весьма шутливое начало, апрель – месяц серьезных решений для нынешних одиннадцатиклассников. Именно сейчас наступает время окончательно определиться с профессией и выбрать подходящий вуз. Чтобы не ошибиться, стоит заранее узнать, насколько востребована будет понравившаяся специальность, каковы шансы устроиться на хорошую работу будучи еще студентом, да и стоит ли это делать?

Рынок ИТ и телекоммуникаций в России, как и во всем мире, динамичен. Практически в каждом направлении (ПО, «железо», связь) постоянно появляются новые технологии, старые же уходят в небытие. Аналогично изменяется и спрос на вакансии. Это означает, что и требования к соискателям, особенно к выпускникам вузов, постоянно изменяются – компаниям нужны сотрудники со свежими знаниями и ценным опытом. А потому студенты с профильным образованием очень и очень востребованы на рынке ИТ и телекоммуникаций.

Рынок в цифрах

Рынок труда в ИТ-сфере представлен достаточно большим количеством профессий. Среди них самые популярные – программисты (со знанием C++, PHP, 1C), веб-разработчики, сервисные инженеры и специалисты технической поддержки, контент-менеджеры, тестировщики, руководители ИТ-подразделений. Стоит отметить, что востребованы они не только в компаниях, специализирующихся на ИТ. Например, программисты С++ и веб-разработчики, помимо ИТ-бизнеса, нужны в компаниях, занимающихся рекламой и маркетингом, производством и продажей промышленного оборудования, компьютерной оргтехники.

В продакт-менеджерах, тестировщиках и специалистах технической поддержки больше всего нуждаются компании в сфере связи, финансовые и специализирующиеся на производстве и продаже компьютерной оргтехники.

Программисты PHP и контент-менеджеры наиболее востребованы в сфере маркетинга и рекламы, программисты 1С – в финансовой и транспортной сферах, складском хозяйстве.

ИТ-директора оказались необходимы в финансах, сфере связи, транспорта и складского хозяйства.

Уровень предлагаемых зарплат варьируется. Например, программисты С++ и веб-разработчики в среднем больше всего получают в компаниях, занимающихся средствами охраны, а меньше всего – в компаниях по производству и продаже компьютерной оргтехники. ИТ-директора, как правило, больше всего получают в финансовом секторе. Программисты 1С могут похвастаться наиболее высокой зарплатой, работая в строительных компаниях или фирмах, занимающихся бухгалтерским учетом, рекламой и маркетингом.

Согласно данным HeadHunter, очень сильно растет индустрия разработки под мобильные платформы (iOS, Android, но при этом актуальность мобильных Java-приложений все еще очень высокая, и это сохранится в ближайшие пару лет). До сих пор актуальна и сохранится еще долго нужда  в веб-разработке.

По статистике поисковых запросов работодателей, представленной агентством HeadHunter, топ востребованных программистов выглядит следующим образом:

Где куются кадры?

Похожие данные приводит в своем ежегодном отчете и агентство интернет-рекрутинга PRUFFI. Основные тенденции прошедшего года – рост спроса на разработчиков со знанием мобильных платформ (Android и iOS), а также на специалистов игровой индустрии и электронной коммерции. Причем ощущается необходимость не только в опытных профессионалах – работодатели ищут и нанимают сотрудников с минимальным опытом или без него вообще.

В сопутствующих сферах (маркетинг, реклама, PR, интернет-продвижение) спрос зависит от конкретной позиции.

Так, генеральный директор агентства HeadHunter Юрий Вировец отмечает очень серьезный дефицит кадров.

Соотношение резюме/вакансии (hh.индекс) составляет в ИТ-сфере по России 1,86. По Москве и того меньше – 1,52. Сейчас на hh.ru в Москве 25 тыс. актуальных вакансий и 38 тыс. резюме. По его словам, стандартные средства, которые раньше использовались для борьбы с этой проблемой, уже не работают. Поэтому многие компании начинают вести активную работу по выращиванию нужных специалистов с нуля. В качестве примера Юрий приводит школу программистов HeadHunter (school.hh.ru), которая в этом году сделала уже второй набор (трое специалистов из первого выпуска школы были приглашены на постоянную работу в HeadHunter). Свои учебные центры, школы и даже факультеты имеют многие крупные ИТ-компании, работающие в России.

Однако следует различать студентов и выпускников вузов. По мнению Алены Владимирской, руководителя агентства PRUFFI, это две разные категории соискателей. По статистике PRUFFI среди студентов по-настоящему востребованы только программисты.

Выпускники же могут рассчитывать как на технические вакансии (опять же – программистов), так и на младшие должности в рекламе и маркетинге. «Востребованы прежде всего адекватные соискатели, трезво оценивающие свои возможности и не задирающие требования», – уточняет Алена Владимирская.

Найти работу молодым ИТ-специалистам даже без опыта несложно. Все зависит от того, какие знания у человека и насколько он активен, полагает Юрий Вировец. Если знания актуальные и нужные бизнесу, а человек активен, то он сможет найти работу достаточно быстро, от пары недель до пары месяцев.

А вот если соискатель по каким-то причинам решил искать работу, не соответствующую полученному диплому, ему придется предъявить недюжинный опыт в выбранном направлении, чтобы получить хорошую должность. Впрочем, многие компании обращают больше внимания именно на опыт, а не на специальность, указанную в дипломе. Подчас бизнесу очень нужны люди, которых не надо учить, – они сразу будут эффективно решать насущные задачи.

По мнению кадровых агентств, в течение ближайших лет наиболее востребованными по прежнему останутся разработчики и программисты. Спрос на этих специалистов стабильно рос в последние пять-семь лет, и эта тенденция останется и в будущем. Безусловно, нынешний тренд направлен в сторону высокотехнологичных производств и разработки, поэтому обучающиеся по техническим специальностям будут особенно востребованы, полагает Юрий Вировец.

Алена Владимирская, руководитель PRUFFI, уточняет, что ожидается серьезный всплеск спроса на вакансии программистов с опытом разработки для мобильных платформ, специалистов со знанием современных языков разработки: C++, Ruby и т.д. А вот спрос на SMM-специалистов будет снижаться. Возможно, это связано с низким профессиональным уровнем таких соискателей. Они не смогли понять запросы бизнеса, а тот в свою очередь не увидел реальной отдачи от их действий.

Статистика кадровых агентств, безусловно, отражает общую картину дел, однако интересно было бы знать, как относятся к студентам в конкретных компаниях. Мы предложили ответить на наши вопросы представителям крупных компаний, работать в которых — мечта многих нынешних школьников.

Кому нужны студенты?

Прежде всего, мы поинтересовались, насколько востребованы в компаниях студенты и выпускники вузов.
Оказалось, что отношение к молодым специалистам подтверждается данными кадровых агентств. Студентов и выпускников с удовольствием берут на работу, более того, компании предпочитают заранее готовить кадры для себя, предлагая студентам старших курсов стажировки, практику, а также различные программы обучения. В крупных компаниях студенты без опыта могут рассчитывать на начальные позиции в службах поддержки клиентов, офисах продаж. При наличии здоровых амбиций, целеустремленности и желания учиться такая работа вполне может стать первой ступенью в успешной карьере.

Лаборатория Касперского

Где куются кадры?Елена Крутова (на фото), руководитель отдела бизнес-партнеров и подбора персонала «Лаборатории Касперского»

 -- Мы довольно активно работаем с выпускниками и студентами технических вузов. Если раньше  в компанию их брали в основном на позиции вирусных и SPAM-аналитиков, то сейчас стараемся привлекать также начинающих разработчиков C++, тестировщиков и системных администраторов. Я не могу сказать, что набор очень большой, но 20--25 молодых специалистов ежегодно присоединяется к команде «Лаборатории Касперского». К тому же у студентов последних курсов есть возможность пройти практику и написать диплом на базе антивирусной лаборатории.

 

Где куются кадры?Мария Правдина (на фото), менеджер проектов «1С» 

 -- Дефицит квалифицированных кадров уже много лет сдерживает развитие российской ИТ-индустрии. Это проблема номер один не только для самой фирмы «1С», но и для всего нашего партнерского сообщества, а  это – более 7000 организаций сети «1С:Франчайзинг», занимающихся разработкой, внедрением и сопровождением систем автоматизации управления и учета на платформе «1С:Предприятие». Естественно, что основным источником кадров для ИТ-индустрии является система образования. Студенты и выпускники вузов, владеющие технологиями и решениями «1С:Предприятия», широко востребованы. По данным опроса партнеров «1С», проведенного в сентябре 2011 г., они составили 43% от общего числа принятых партнерами новых сотрудников и стажеров.

 

ABBYY

Где куются кадры?Анастасия Савина (на фото), директор по персоналу ABBYY

 -- Каждый год мы нанимаем десятки старшекурсников и выпускников в российские офисы ABBYY.

Пять лет назад, для того чтобы повысить поток разработчиков в ABBYY, мы открыли кафедру «Распознавание изображений и обработка текста» на факультете ФИВТ Московского физико-технологического института. На ней наши сотрудники преподают основы профессии (Computer science) и те предметы, которые помогут будущим разработчикам создавать приложения в области искусственного интеллекта и прикладной лингвистики. Для выпускников других вузов (в том числе региональных) или кафедр в ABBYY есть учебный центр, в котором молодых разработчиков учат специфике разработки в компании. Все выпускники учебного центра и кафедры должны сдать внутренние экзамены ABBYY, позволяющие им начать работу в качестве разработчика в компании.

 

«Яндекс»

Где куются кадры?Евгения Смольникова (на фото), куратор академических программ «Яндекса» в Санкт-Петербурге

«Яндекс» очень заинтересован в привлечении талантливых молодых людей, мы стараемся принимать на работу в компанию и студентов старших курсов, и выпускников вузов. Мы любим молодых, энергичных, активных людей – таких же, как и мы сами. Именно поэтому "Яндекс" активно развивает программы практик и стажировок, организует «Школу анализа данных» (ШАД) в Москве и ее филиалы в других городах в России и за рубежом.

 

Mail.ru Group

Где куются кадры?Вероника Гедгафова (на фото), директор по персоналу

 -- Интернет-бизнес – молодая и стремительно растущая отрасль, поэтому неудивительно, что кадровый состав рынка также очень молод. Mail.Ru Group – не исключение, поэтому мы всегда рады студентам и выпускникам. Люди в этом возрасте чрезвычайно активны и открыты для всего нового – с одной стороны, а с другой – им гораздо проще, чем многим зрелым специалистам, вписаться в уже существующую команду и впитать в себя корпоративную культуру. У нас есть немало примеров, когда люди, которые пришли к нам студентами даже третьих курсов, впоследствии вырастали до руководителей больших проектных групп и команд разработки.

 

Alawar

Где куются кадры?Ольга Плехова (на фото), HR-менеджер Alawar Entertainment

 -- В Alawar работают много молодых людей, средний возраст сотрудников нашей компании – 28 лет. Поэтому на открытые вакансии мы рассматриваем и студентов, и выпускников – они легко впишутся в наш молодой коллектив. Если говорить о задачах, то нам тоже есть, что им предложить. Мы регулярно ищем Junior С++ и PHP-разработчиков, менеджеров проектов и тестировщиков игр, на эти позиции мы готовы взять кандидата без большого опыта работы и обучать его в компании. А выпускники-гуманитарии, например, журналисты и психологи, могут попробовать себя на позиции продюсера Alawar.

 

IBM

Где куются кадры?Валентин Тимаков (на фото), заместитель генерального директора по персоналу, IBM в России и СНГ

 -- Корпорация IBM в России и СНГ уделяет много времени и внимания студентам старших курсов, а четыре года назад была открыта специальная программа, Internship Program (студенческая интернатура в IBM), в рамках которой студенты получают бесценный опыт работы в реальных условиях, бок о бок с профессионалами IBM, по принципу networking и collaboration. Многие из них остаются в IBM, главное — проявить себя. Сейчас в IBM Россия/СНГ заняты несколько десятков интернов на совершенно разных позициях — от глубоко технических до позиций в отделе продаж и маркетинга.

 

Microsoft

Где куются кадры?Владимир Химаныч, директор по персоналу, Microsoft в России

 -- Microsoft как лидер индустрии информационных технологий проводит комплексную работу с учебными заведениями и предлагает студентам ряд возможностей по трудоустройству -- от стажировок продолжительностью несколько месяцев до специальных программ.

Одна из последних программ подготовки профессиональных кадров в компании Microsoft -- «Программа развития молодых специалистов», которую мы запустили в октябре 2011 г. В российских вузах для участия в программе Microsoft отбирает самых перспективных студентов и выпускников. Приглашение на стажировку и обучение в Microsoft получают победители конкурса Microsoft Case Competition, в котором соревнуются инновационные проекты и решения. Самые успешные участники программ могут рассчитывать на постоянную работу в Microsoft или компаниях-партнерах.

Еще одна инициатива Microsoft – «Программа для самых талантливых выпускников» (Microsoft Academy for College Hires, MACH), рассчитанная на два года, в течение которых участники становятся полноценными членами команды Microsoft. Корпорация активно поддерживает студенческие инновационные проекты и стартапы, из которых могут вырасти конкурентоспособные инновационные партнеры. Ярким примером такой поддержки является Международный технологический конкурс Imagine Cup. В нем могут участвовать аспиранты и студенты из разных стран мира -- в команде или в одиночку.
Победители Imagine Cup 2011.

 

Intel

Где куются кадры?Елена Бурова (на фото), ведущий консультант Intel по компенсациям и льготам по европейскому региону

 -- В Intel постоянно ведется набор студентов и молодых специалистов. Студентам, начиная с третьего курса, мы предлагаем долгосрочную оплачиваемую стажировку с гибким графиком, а молодым специалистам -- постоянную работу. Для этого выпускник должен обладать всеми навыками и опытом, требующимися для конкретной вакансии.
Свою задачу мы видим не только в том, чтобы отобрать талантливых специалистов, но и в том, чтобы передать колоссальный опыт создания программного и аппаратного обеспечения, накопленный корпорацией, предподавателям, молодым специалистам и студентам. Intel плотно работает с российскими вузами, развивая образовательные программы для студентов. Прежде всего, стоит упомянуть базовую кафедру Intel на факультете ФРТК Московского физико-технического института – кафедру микропроцессорных технологий. Кроме того, на базе нескольких ведущих университетов действуют наши учебно-научные студенческие лаборатории, где сотрудники Intel также ведут занятия и делятся своим профессиональным опытом со студентами и молодыми специалистами. Школы-тренинги по инновационному предпринимательству -- другое направление нашей работы со студентами. Их участники получают возможность узнать о наиболее актуальных направлениях науки и техники, востребованных в индустрии, и основных компетенциях, необходимых для успешного создания и развития своего стартапа. Кроме того, студент, заинтересованный в приобретении начального опыта работы, может стать участником наших летних и зимних школ, попробовав себя в роли инженера-программиста корпорации Intel на практике.

Где куются кадры?
Студенты кафедры микропроцессорных технологий на занятиях
 

3Q

Белоусов Максим Владимирович, генеральный директор ООО «Трикью» (торговая марка 3Q)

 -- О востребованности молодых специалистов можно судить по тому, что сейчас у нас в штате уже работают выпускники и студенты старших курсов вузов. В основном они занимаются решением технических задач под руководством опытных специалистов.

 

МТС 

Где куются кадры?Мария Колесникова (на фото), начальник отдела HR бизнес-партнеров МТС

 -- МТС заинтересована в привлечении лучших специалистов на рынке и талантливой молодежи. В течение всего года во всех регионах мы приглашаем на работу студентов и выпускников технических специальностей -- инженеров сетей, ИТ-специалистов, монтажников, а также людей с отличными коммуникативными навыками -- агентов прямых продаж и консультантов в Розничную сеть МТС. В Нижнем Новгороде, где расположены Центральный контактный центр и Единый бухгалтерский центр МТС, наиболее востребованы операторы call-центра МТС и выпускники финансовых и экономических специальностей на бухгалтерские позиции. В рамках инновационной площадки «Телеком-Идея» мы организуем Всероссийский конкурс молодежных инновационных проектов, Студенческий инновационный саммит, тематические мероприятия в регионах, открываем центры молодежных инноваций в наукоемких городах.

 

«Вымпелком»

Где куются кадры?Наталья Лосева, руководитель по развитию программ привлечения и удержания персонала ОАО «ВымпелКом».

 -- На протяжении всего года у нас идет набор сотрудников в Центры поддержки клиентов и в офисы продаж. Студенты старших курсов в этих подразделениях очень востребованы. Мы предлагаем студентам гибкий график работы и возможность, получив универсальный опыт, построить свою карьеру в международной компании. За 2011 г. мы приняли на работу около 2 тыс. студентов старших курсов, и это помимо программы стажировок.

Кроме того, в «ВымпелКоме» уже седьмой год работает программа стажировки и развития молодых специалистов «Третье поколение». С 2006 г. стажировку прошли более 400 студентов, а в настоящее время 273 из них продолжают работу в компании. В марте мы начинаем принимать заявки на стажировку от студентов предпоследних курсов с хорошей академической успеваемостью и отличным знанием английского языка. Заявки принимаются до 20 апреля, затем студентов ждет серьезный конкурсный отбор: тестирование, деловая игра, собеседования с сотрудниками компании.

Программа делится на два этапа: летняя стажировка, в ходе которой стажеры работают полный рабочий день, и продолжение -- с сентября на гибком графике. По итогам летней стажировки участники программы принимаются на работу в «ВымпелКом» на контракты с частичной занятостью, а по окончании стажировки и после получения диплома лучшие переводятся в штат компании.

 

«Мегафон»

Елена Кудряшова, менеджер по подбору и адаптации персонала Департамента управления персоналом, Сибирский филиал ОАО «МегаФон»
 -- На протяжении нескольких лет мы активно сотрудничаем с вузами Сибири. У студентов есть возможность проходить практику в компании, знакомиться с оборудованием, изучать бизнес-процессы, получать навыки. Очень многие специалисты, которые были когда-то выпускниками, стали нашими сотрудниками. При успешном прохождении практики студенты могут трудоустроиться в компанию. Есть вакансии со сменным графиком (специалисты контактного центра, дежурные инженеры мониторинга сети), студенты успешно совмещают и работу, и учебу.
Приблизительная потребность в новых специалистах в год составляет 40 человек.

 

HeadHunter

Где куются кадры?Марина Львова (на фото), директор по работе с персоналом компании HeadHunter

 -- HeadHunter постоянно нуждается в новых сотрудниках, причем не только в Москве, но и в 12 городах России, где у нас есть крупные филиалы. Каждый год около 20 студентов проходят стажировку в московском офисе, еще столько же – в регионах. Мы считаем, что сотрудничество со студентами (и с вузами, которые студентов к нам направляют, например МГУ) взаимовыгодно. Обычно стажировка у нас не оплачивается, но, во-первых, иногда бывают исключения, во-вторых, полученные навыки и знания на этом этапе намного важнее.

 

Где учиться, чему учиться

Специфика отрасли такова, что наиболее востребованы выпускники технических вузов и факультетов с сильной математикой и программированием. Однако нельзя сказать, что выпускники каких-то конкретных вузов могут рассчитывать на более высокую зарплату или перспективное место только из-за своего диплома. Помимо формальных знаний, безусловно, ценятся целеустремленность, желание учиться дальше и получать ценный опыт.

Вот как комментирует возможности карьерного роста Вероника Гедгафова, Mail.Ru Group: «Нет никаких формальных ограничений: достойные сотрудники растут очень быстро профессионально, карьерно и, следовательно, финансово. Если через год-полтора работы не возникает желания поднять оклад студенту, то, скорее всего, это говорит о том, что сотрудник просто не подходит».

Многие работодатели регулярно оценивают результаты работы и компетенции сотрудников, поощряя финансово и продвигая по карьерной лестнице наиболее успешных и эффективных работников – такая практика работает в МТС, «ВымпелКоме» и других крупных компаниях.

А Ольга Плехова, HR-менеджер Alawar Entertainment, полагает, что успешный сотрудник имеет все шансы в течение трех лет не только занять более высокую позицию, но и в несколько раз увеличить свой доход: «Если мы берем на работу Junior-C++ разработчика, то через три года он уже может претендовать на должность Senior-разработчика. В среднем по рынку в нашем городе 15--25 тыс. руб. – это зарплата начинающего программиста, а 60--80 тыс.руб. – зарплата Senior-разработчиков, а это повышение больше чем в 2 раза».

Однако, как показывает практика ряда компаний, в штате чаще встречаются выпускники наиболее известных и престижных вузов – МГТУ им. Баумана, МФТИ, МГУ (факультетов ВМК и Мехмата), факультета кибернетики МИФИ, МАИ, МИРЭА, МИЭТа и МИЭМа.

Если говорить о регионах, то интерес для компаний представляют и такие вузы, как Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ), Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) в Томске, Сибирский федеральный университет в Красноярске. Как уже было отмечено, многие компании предпочитают готовить сотрудников для себя еще с институтской скамьи. Так, «Лаборатория Касперского» и «Яндекс» предлагают студентами пройти практику или стажировку в своей компании.

Многие крупные корпорации имеют собственные образовательные центры, созданные собственными силами или в сотрудничестве в вузами. Например, в фирме «1С» в 2011 г. создан Центр молодых специалистов (ЦМС) для тех студентов, которые еще во время обучения в вузе хотят получить опыт в области разработки современных информационных систем. В ЦМС они работают как в реальных, так и в исследовательских и учебных проектах, для них организовано обучение различным технологиям создания сложных программных систем).

Собственная школа программистов есть и у  HeadHunter. В прошлом году трое ее выпускников получили работу в компании. «Как и любая крупная ИТ-компания, мы постоянно нуждаемся в программистах. Нам нужны не только опытные и высококвалифицированные люди, но и молодые, еще не опытные, но талантливые», – комментирует Марина Львова, директор по работе с персоналом компании HeadHunter.

Школа была открыта в прошлом году. Заявки на обучение в ней подали около 1000 человек, из них примерно 100 смогли выполнить тестовое задание, и уже из них отобрали шесть учеников, которые обучались в течение полугода. Ребята трудились над реальным проектом и освоили нужные технологии, научились командной работе. Трое выпускников школы программистов получили работу в HeadHunter, и все они очень хорошо себя зарекомендовали. На второй поток, стартовавший в начале 2012 г., набрали уже 12 человек. Студентов учат сотрудники HeadHunter и приглашенные преподаватели из крупных компаний. Каждый учащийся получает стипендию 15 000 руб. в месяц.

Компания Alawar привлекает студентов, в том числе и иногородних, на свои проекты образовательных школ, которые проводятся совместно с Технопарком новосибирского Академгородка. «У нас прошло уже три таких проекта: по разработке мобильных приложений, по созданию игровых проектов и по основам гейм-дизайна и продюсирования», – рассказывает Ольга Плехова.

Где куются кадры?
Участники одной из Образовательных Школ Alawar

Также в Сибири, при СибГУТИ, работает профессиональная школа подготовки молодых специалистов, где HR-специалисты Сибирского филиала компании «МегаФон» читают лекции на тему «Управление личной карьерой», «Люди с целями» и т.д. Это помогает ребятам понять, что значит быть сотрудником компании федерального уровня, как справляться со своими обязанностями и достигать поставленных целей, как правильно планировать свое время. В результате они приходят в компанию уже подготовленными.

В теории или на практике?

Почти все компании готовы рассматривать кандидатов независимо от наличия у них опыта. Базовые знания, получаемые студентом во время обучения в вузе очень важны в том случае, если диплом соответствует рассматриваемой вакансии. Однако наличие практического опыта не только приветствуется, но и подчас является решающим фактором.

Очевидно, что получить практический опыт в выбранной профессии за время обучения в вузе могут далеко не все. Каковы шансы тех, кто может предъявить только диплом, не имея опыта работы? И что делать тем, кто обладает нужным опытом, имея при этом диплом по другой специальности?

Отвечая на первый вопрос, наши респонденты так или иначе давали понять, что хотя наличие опыта у студента или выпускника не является обязательным условием, но преимущество будет у тех, кто нашел возможность его получить. Здесь стоит вновь упомянуть о всевозможных школах и программах стажировок, предлагаемых многими компаниями. Кроме того, очень высоко ценятся собственные успешно реализованные проекты соискателей – студенческие стартапы, разработанные приложения, раскрученные сайты и т.д.

Так, в ABBYY по словам Анастасии Савиной, при найме программистов и лингвистов предпочитают тех, кто освоил эти области знаний в институте. На многие менеджерские и маркетинговые специальности чаще нанимают выпускников технических вузов, потому что они с большей легкостью осваиваются с продуктами и технологиями ABBYY. «Впрочем, неправильно было утверждать, что в ABBYY работают исключительно технари, у нас много выпускников гуманитарных вузов», – уточняет Анастасия.

В «Яндексе», по утверждению Евгении Смольниковой, обращают внимание на успешное участие в студенческих проектах, конференциях, олимпиадах и соревнованиях, на научные достижения. «Также мы, конечно, смотрим на желание человека расти и развиваться, на огонек в его глазах. После стажировки мы выбираем самых умных, энергичных, близких нам по духу, тех, кто «горит» нашими идеями и проблемами, и предлагаем переходить на постоянную работу», – продолжает Евгения.

 В Mail.Ru Group при отборе кандидатов полагают, что действительно мотивированные и заинтересованные в своей профессии люди обычно начинают работать прямо с третьего курса – создают программные продукты хотя бы для себя, чтобы впоследствии  иметь возможность показать примеры работ на собеседовании. «Люди, которые доучились вплоть до пятого курса и ни разу не задумались о приобретении практического опыта, вызывают, конечно, определенные вопросы. Но все очень сильно зависит от человека, и примеры успешного найма студентов без опыта в HR-практике нашей компании тоже есть», — рассказывает Вероника Гедгафова.

Схожего мнения придерживаются и в 3Q: «Мы можем дать возможность человеку показать себя, если чувствуем в нем потенциал, – говорит Максим Белоусов. -- Да и вряд ли талантливые и целеустремленные выпускники могут не иметь опыта совсем, это противоречит их натуре». Например, программисты обычно получают опыт параллельно обучению, например, разрабатывают ПО для себя или подрабатывают удаленно. С инженерами-«железячниками», конечно, сложнее.

Важное значение придают наличию опыта и в Intel. «Выпускникам без опыта работы гораздо сложнее найти работу по специальности, поскольку именно опыт имеет ключевое значение при принятии решения о найме того или иного кандидата. А сейчас на рынке труда подавляющее большинство выпускников уже имеют определенный опыт», — считает Елена Бурова. «Еще раз повторюсь о летних и зимних студенческих школах Intel. Это действительно хорошая возможность сделать первый шаг в профессиональной деятельности и познакомиться с работой крупной корпорации изнутри», — добавляет она.

Елена Кудряшова, менеджер по подбору и адаптации персонала Сибирского филиала ОАО «МегаФон», даже уточняет примерное соотношение кандидатов с опытом и без него – примерно 80 на 20%. «Студент с хорошими теоретическими знаниями и с желанием работать в этой сфере может устроиться дежурным инженером/специалистом/делопроизводителем, начать свою карьеру по специальности», -- уточняет Елена.

Иначе обстоит дело в МТС. Мария Колесникова прямо заявляет, что «МТС заинтересована в привлечении прежде всего профильных специалистов. По ее словам, сейчас наиболее востребованными для компании являются специалисты по работе с современными инновационными ERP-системами, профильные ИТ-специалисты, причем желательно с навыками программирования на C#, PHP, Perl, Java». Однако наличие опыта все же принимается во внимание при рассмотрении кандидатов: «В современном мире, когда многие молодые люди начинают свой трудовой путь еще во время обучения, например, работая по специальности, но в качестве фрилансера, мы обязательно учитываем такой опыт при прохождении собеседования», — продолжает Мария.

Так что диплом по специальности и наличие пусть небольшого, но опыта, – почти всегда залог успеха. Опыт играет решающую роль и в тех случаях, если у соискателя нет профильного образования. Например, учился человек на экономиста, но в какой-то момент сам занялся веб-разработкой или заинтересовался программированием. И тогда самостоятельно полученные навыки, примеры реализованных проектов, а также целеустремленность и желание учиться дальше будут безусловно важными факторами при поисках работы.

Многие компании обращают основное внимание на личностные качества кандидатов, умение справляться с задачами, на то, как человек впишется в коллектив. Однако в каждом случае есть и свои нюансы.

Так, Елена Крутова, руководитель отдела бизнес-партнеров и подбора персонала «Лаборатории Касперского», говорит: «Случается, что мы берем на работу и тех выпускников, кто решил работать не по специальности, но хорошо разбирается в ИТ. В этом случае им придется многому учиться, поэтому при отборе мы обращаем внимание на способность кандидатов быстро осваивать новый материал».

А вот в Alawar вообще наличие профильного образования нужно лишь для юристов и бухгалтеров. «Специфика игровой индустрии в том, что почти невозможно найти специалиста с профильным образованием, потому что вузы просто не готовят гейм-дизайнеров, продюсеров, художников игровых локаций и других необходимых нам специалистов. Если в будущем в университетах появится факультет игровой разработки, то, наверное, мы будем отдавать предпочтение выпускникам этого направления, но пока ни одного такого вуза нет », — поясняет Ольга Плехова

В IBM также готовы индивидуально подходить к каждому кандидату, но, по словам Валентина Тимакова, кандидат, знающий о бизнесе IBM больше, имеет большие шансы на то, чтобы попасть в корпорацию.

Компания ABBYY в молодых программистах ищет как особые личностные способности, так и хорошее знание базы Computer Science (компьютерных наук). «Нам важны следующие личные способности: здравый смысл; четкость и логичность мышления; аккуратность и внимательность при решении задач; прагматичность и «инженерный», а не «абстрактно-теоретический», подход к проблемам», — рассказывает Анастасия Савина.

А вот телекоммуникационные компании все же предпочитают набирать на технические позиции специалистов с профильным образованием – и МТС, и «МегаФон», и «ВымпелКом» едины в этом мнении.

Елена Кудряшова поясняет: «Сфера телекоммуникации -- это развивающаяся отрасль. И «МегаФон» не отстает от технического прогресса. Поэтому востребованность у выпускников в знаниях новых технологий является очень важной. Например, основы построения сети 3G, 4G; новые модели АТС, БС и т.д. Также студенты должны знать и принципы радиосвязи, иметь уверенные базовые знания, знать основы GSM, теорию телетрафика, свободно ориентироваться в основных понятиях ОКС 7, владеть техническим английским языком».

А Мария Колесникова уточняет, что в компании МТС на ряд вакансий готовы рассматривать специалистов без опыта работы, но желательно с профильным образованием. К таким вакансиям относятся, например, специалист по работе с базой данных или инженер. «Сейчас у нас открыто много вакансий для технических специалистов и специалистов в области продвижения услуг. Если говорить о технических специальностях, то мы отдаем предпочтение выпускникам тех вузов, где готовят ИТ-специалистов, специалистов по средствам связи с подвижными объектами, радиотехников и радиосвязистов», -- уточняет Мария. В перспективе МТС предоставляет широкие возможности карьерного и профессионального развития именно таким сотрудникам: в 2011 г. более 80% руководящих вакансий в МТС заняли внутренние кандидаты. Причем на большинство управленческих позиций МТС объявляется открытый конкурс, в котором принимают участие как внешние, так и внутренние кандидаты.

Для тех, кто жаждет знаний

Недостаток знаний, равно как и нехватку опыта, легко компенсировать. Опыта можно набраться на стажировках и практиках, а вот получить недостающие знания вполне возможно дистанционно, пройдя курс обучения по нужному направлению в каком-либо образовательном интернет-проекте. Огромный выбор курсов по ИТ-тематике предлагает «Интернет-Университет Информационных технологий» — intuit.ru. При желании здесь можно не только повысить профессионализм в какой-то отдельной области, но и получить высшее или второе высшее образование, обучаясь выбранной специальности дистанционно.

Все курсы (а их насчитывается почти 600) написаны профессорами и преподавателями российских и зарубежных вузов, сотрудниками научно-исследовательских институтов. Содержание дисциплин ориентировано в основном на тех учащихся, которые имеют образование в объеме первых курсов технических вузов, однако имеются курсы, доступные школьникам, как, впрочем, и курсы, требующие высшего образования.

В Москву! В Москву!

Многие компании не ограничивают поиск достойных кандидатов географическими рамками и готовы компенсировать затраты на переезд и услуги риелтора действительно хорошим специалистам из других городов и регионов. Подобные программы адаптации существуют у «Лаборатории Касперского», Mail.ru Group, «МегаФона», МТС и др. У крупных компаний, как правило, есть несколько офисов в городах-миллионниках, как минимум в С.-Петербурге и Новосибирске. Программы адаптации иногородних сотрудников действуют и там.

* * *

У нынешнего выпускника есть несколько путей. Если он может четко определить, в какой компании он хочет работать, стоит, исходя из этого, выбирать вуз и факультет, а через три года поступать на стажировку в выбранную компанию, чтобы заметно повысить свои шансы на перспективное место сразу после получения диплома. Для тех, кто не готов устанавливать для себя жесткие рамки, есть иной путь – выбрать образование, а на старших курсах устраиваться в хорошую компанию на начальные позиции. Но здесь придется проявить себя на практике, чтобы получить возможности карьерного роста.

Купить номер с этой статьей в PDF
11214