Выход из BSA -- гражданская позиция компании В прошлом номере мы сообщили, что «Лаборатория Касперского» (далее ЛК) вышла из BSA в знак протеста против поддержки альянсом законопроектаа SOPA. Хотя цель его благородна -- борьба с пиратством, --  драконовские, точнее бредовые, меры и пренебрежение интересами неамериканских правообладателей заставили российскую компанию хлопнуть дверью. Жест вышел на славу: пользователи одобрили поведение российской компании, а Белый дом попросил переработать проект и в итоге конгресс его отклонил. Победа!
Александр Баулин поинтересовался у Евгения Касперского (на фото), генерального директора «Лаборатории Касперского», как выход из BSA аукнется его компании и есть ли альтернативы SOPA?
-- Вы раскритиковали SOPA, но есть ли у вас альтернативное предложение, как договариваться с производителями контента?
-- Стоит отметить, что проблема не в производителях – с ними-то как раз договориться наверняка можно. А вот правообладатели в интернет-эпоху оказываются не у дел, потому что не нужны. Но и на Западе иногда такое зачастую происходит ради наживы. За SOPA стоят вполне определенные товарищи, имеющие вполне корыстные интересы. И BSA пошла на поводу у этих личностей.
Но компании, предоставляющие сервисные услуги, а значит, и ЛК в том числе, SOPA никак не затрагивает. Антивирус – это сервис, а кино мы не снимаем, музыку не записываем. Но я тоже человек, и потребляю контент. Мне очень не хочется покупать DVD, а потом смотреть нелегальную копию. Почему нелегальную? Нет у меня дисковода! Вот у вас в ноутбуке есть оптический привод? Видите, тоже нет. Как вы будете смотреть фильм?
Надо продавать контент в онлайн-магазинах. Я не призываю к тому, чтобы ликвидировать все DVD, винил и прочее, пускай остается, но это эксклюзив для тех, кому хочется иметь коллекцию на полке. А для тех, кому нужно просто посмотреть новое кино или послушать музыку, есть Интернет. Заплатил -- получил.
И здесь еще раз подчеркну, это уже моя личная позиция, но большинство пользователей, да, я думаю, и значительная часть производителей контента с ней согласятся: то, на чем настаивает SOPA и стоящие за ней правообладатели, --  полный бред. (Трудно спорить: по текущей версии SOPA, ваш доступ в Интернет может быть заблокирован за семейную видеозапись на YouTube, в которой на заднем фоне играет известная группа. – Прим. ред.) Это равно как бумажные журналы объединились и запретили Интернет, чтобы он не отнимал читателей. Точнее, даже не сами журналы, а газетные киоски, чтобы брать мзду и с вас, и с читателей. Тогда уж надо брать и налог на интернет-трафик, ведь передаваемый контент может быть нелегальным…
-- Почему другие компании, ориентированные на предоставление сервисов, не вышли из BSA?
-- Просто «Лаборатория Касперского» сделала это первой. Остальным сделать это быстро, возможно, мешает бюрократическая структура. Наша структура управления  позволяет оперативно принять такое решение. Полагаю, если бы Google состоял в BSA, он бы тоже вышел из этого альянса!
-- Ваша компания в BSA около года. Раньше были ситуации, когда общие решения принимались без консультации с вами? Выход из BSA ударит по вашему бизнесу?
-- К сожалению, у нас нет практики, чтобы наше мнение учитывалось. Мы пришли туда, надеясь обрести новые связи в бизнес-сообществе, получить новые возможности популяризации своих продуктов. Но оказалось, что BSA ничего нового предложить не может. Так что мы ничего не теряем, выйдя из нее.
-- Не боитесь повышения уровня пиратства и соответственно -- снижения прибыли? Рейды по выявлению нелицензионного ПО обычно нацелены на нахождение программ вендоров, входящих именно в BSA.
-- Мы категорически против пиратства, но никогда не инициировали такие рейды. Наш продукт – сервисный, он требует регулярных обновлений, а значит, мы имеет возможность проверить лицензионность антивируса при его подключении к нашему серверу. С каждым годом мы все сильнее затрудняем нелегальный доступ к нашему продукту. Но в целом, я считаю, что пиратство это не вопрос «головы», а вопрос «кошелька». Если у пользователя недостаточно денег, то он будет тратить время на взлом нашего продукта. Появятся деньги -- купит.
Генерация максимальной прибыли -- не является главной целью компании. Не надо скептически улыбаться. Да, в уставе любой фирмы написано, что главной целью акционерного общества является прибыль, но в нашем случае это юридический термин. Более того, мы иногда совершаем действия, которые негативно сказываются на нашей прибыли, но делают интернет-территорию более безопасной. Например, мы сотрудничаем с киберполицейскими подразделениями в разных странах мира. И помогаем им ловить кибермерзавцев. Это косвенным образом сказывается на желании интернет-пользователей приобретать лицензионные средства защиты. Потому что главная цель, главная миссия нашей компании -- спасти мир, а не заработать больше всех денег.
-- Если SOPA не затрагивает интересы вашей компании, то зачем этот демарш с выходом из BSA? Это гражданская позиция владельца  компании? А потенциальные убытки вас бы остановили?
-- Это гражданская позиция самой компании! Ведь гражданская позиция -- это, допустим, спонсирование организаций и частных лиц в том случае, если им нужна помощь, и нигде, кроме нас, они этой помощи получить не могут. Допустим, мы спонсируем детские дома в России. Мы об этом не кричим, но мы это делаем. Мы переводили довольно значительные суммы жертвам землетрясений в Китае, и  Гаити. Японии помогали. В Японии вообще был казус: мы буквально предотвратили международный скандал. Когда наши самолеты МЧС прилетели в Японию, японцы отказались принимать груз, потому что у них нет инструкции по приему иностранной помощи. У них не прописаны соответствующие процедуры. В результате мы с российским посольством и нашим японским офисом организовывали логистику, оплачивали фуры и весь этот груз отвезли в пострадавшие районы.
<<<Значок диска

-- Какие могут быть альтернативы SOPA?
-- Я бы сделал три категории продуктов. Плохое качество – бесплатно: «тыц» на YouTube и посмотрел. Понравилось, хочешь увидеть целиком и качественно -- иди, купи. И третья категория, совсем-совсем профессиональная, для публичного показа: ну, допустим, по регистрации. Зарегистрируйся, покажи, кто ты есть, введи номер своего паспорта или покажи документы, подтверждающие, что ты представитель компании, занимающейся показом фильмов. При этом ты покупаешь и сам контент, и право его транслировать на оговоренную аудиторию.
-- Кого теоретически можно взять в союзники для построения альтернативной системы распространения контента?
-- И интернет-поставщиков контента, и все поисковые машины -- всех-всех, кто предоставляет услуги через Интернет, и кто так или иначе связан с полезным контентом.
-- Вроде, все логично. Что определяет своевременность требований, например необходимость сейчас продавать фильмы через Интернет, а не через DVD-диски?
-- Хороший вопрос! Наверное, это момент, когда количество потребителей такой информации (либо потенциальных потребителей) вырастает в критическую массу. Что такое критическая масса, я не знаю. Примеров изобретений, сервисов, которые обогнали свое время и остались невостребованными, очень много. Глядя на яблоко на Вашем компьютере, я вспоминаю проект Apple Newton, который  запустили  на 10 лет раньше, чем возникла потребность в подобного рода устройствах, и технологии дошли до того момента, когда покупатель сказал: «Да, мне это надо!» Таких примеров много.