Прошедший 2011 г. выдался особенно удачным для любителей RPG. Судите  сами,  в марте -- очень даже неплохая Dragon Age 2 (DA2), в мае -- без пяти минут шедевр «Ведьмак 2» (W2) и, наконец, в августе -- во всех смыслах выдающаяся Deus Ex: Human Revolution (DX:HR), подлинная реинкарнация «той самой», легендарной Deus Ex. Вот и получается, что игроделы балуют нас ролевыми играми в среднем раз в квартал, причем, как нетрудно заметить, качество проектов идет по  нарастающей. Если логически продолжить  эту  тенденцию,  в новой Elder Scrolls V: Skyrim -- наследнице и продолжательнице легендарных Morrowind и Oblivion -- нас должно ждать вообще что-то сногсшибательное. Так ли это? Давайте разбираться вместе.

Свобода лучше, чем несвобода!

Начинается игра вполне себе стандартно для фэнтезийной  ролевой:  главный герой приходит в себя в телеге, на которой его -- сюрприз! -- везут на казнь вместе с другими бедолагами.  «Ага,  -- отметят про себя RPG-фанаты со  стажем,  --  вот  и решена проблема с нулевым стартовым уровнем  игрока!».  Дальше -- больше: экзекуция прерывается появлением ужасающего огнедышащего дракона (как это  ново!),  во все стороны летят обгоревшие ошметки и палачей, и жертв, а уцелевшие по мере сил разбегаются куда глаза глядят… Завязка, типичная для темного фэнтези,  так  стоит ли удивляться, что в итоге главный герой окажется Избранным, Единственным Спасителем  Мира,  и  далее  все в  том же  духе?

Если вы приуныли, прочитав предыдущий абзац,  то  напрасно, потому что не сюжетом единым жива Skyrim. Как и положено «породистой» Elder Scrolls, новая игра -- это в первую очередь большой открытый мир, на фоне которого как-то даже теряются не блещущие оригинальностью измышления сценаристов. Ну кому интересны набившие оскомину истории про спасение мира вообще и каждого отдельно взятого человека в частности, когда «в распоряжении» игрока целая провинция -- считайте, страна! -- «Скайрим», с девятью большими городами, множеством мелких  селений  да  еще  доступными для исследования лесами, горами и подземельями?! И везде, буквально за каждым  углом,  вас поджидают «второстепенные» квесты, которые, по правде говоря, нередко превосходят те, что относятся к главной сюжетной линии. Так, пустячок, сущая безделица: всего лишь, например, прекратить идущую в «Скайриме» гражданскую войну, помирив враждующие стороны. Или присоединиться к одной из гильдий, став в итоге ее главой. А можно ведь и вовсе плюнуть на политику с интригами и, прокачав слегка оружие, доспехи и магию, отправиться исследовать игровое  пространство,  как в какой-нибудь MMORPG… В общем, настоящие ролевики найдут чем тут заняться и помимо  утомительных,  уже порядком поднадоевших обязанностей по спасению всех и вся от очередного Древнего-Очень-Злобного-Зла.

Увы, как это  зачастую  случается, широта игры иногда идет в ущерб ее глубине. К примеру, местные пещеры и катакомбы избавились от тяжелого наследия Oblivion -- дизайна в стиле  «Copy/Paste»,  но все равно до ужаса напоминают «монорельс» а-ля Call of Duty. Или взять те же побочные квесты: великолепные перемежаются с абсолютно никакими, в стиле «пойди и убей персонажа X в месте Y». И  к тому же  я не  заостряю внимание  лишний раз на том, что основная сюжетная линия подана…  Да  плохо она  подана! Чего  уж там, никакого сравнения с «Ведьмаком» или Deus Ex! Ладно, все равно новую Elder Scrolls будут любить за то же, за что так обожали старые, -- за свободу перемещений и действий для игрока, а все недостатки  спишут  на издержки игровой концепции. Как говорится, каждому свое: кому-то подавай динамичные, сюжетно-ориентированные  RPG вроде  W2 или DX:HR, а другим милее «песочницы» в стиле «Готики» или «Старых свитков».

Перемены, удачные и не очень

Геймплей Oblivion вызывал, скажем так, весьма полярные оценки, и  потому  в новой игре Bethesda без стеснений взялась за ножницы. Чик! -- и на пол полетела старая версия autolevelling, приводившая игроков буквально в ярость. Новая система подстройки сложности игры под уровень главного героя и выглядит, и, по моим ощущениям, работает гораздо более вменяемо, чем  та, что была  раньше.  Правда,  и  здесь  не обошлось без  «приколов»  из серии «не досмотрели бета-тестеры». Например, посетив какое-либо  из подземелий  на пятом уровне развития персонажа, а после, вернувшись прокачанным до  пятидесятого,  вы с удивлением обнаружите, что монстры в посещенной вами локации так и остались пятого уровня! Что это -- ошибка или «фича», выражаясь языком программистов?! А кто его знает, но  это  выглядит  забавно  и, кстати, является потенциальным «эксплойтом» для догадливых и неразборчивых в средствах игроков.

  Однако  только «уравниловкой» вивисекция игрового процесса не ограничилась. Давние поклонники Elder Scrolls -- дышите глубже: из Skyrim безжалостно вырезали классы и отменили  в ней  деление навыков на первичные и вторичные. Последние теперь сгруппированы в три «специальности» -- воин, вор и  маг,  а общий уровень игрока повышается независимо от того, какие именно навыки вы прокачиваете. В свою очередь, достижение очередного уровня позволяет  на выбор  увеличить запас магии, здоровья или выносливости и -- самое важное! -- обзавестись тем или иным «талантом», привязанным к одному из навыков. Скажем, воины могут получить шанс отрубить врагу голову единственным удачным ударом, а воры -- умение подкрадываться вплотную, а потом внезапно закалывать жертву кинжалом в прыжке в стиле Assasin’s  Creed,  и т.д. и т.п. Всего же в Skyrim  заложено  50 уровней, 18 навыков и 280 «талантов», так что есть где разгуляться! И что особенно приятно, переработанная ролевая система теперь не давит игрока классовыми ограничениями, как это частенько случалось в предыдущих играх серии.

«Не все же нам отрезать и перетряхивать  старое,  -- наверное, в какой-то момент подумали  разработчики.  --  А  давайте-ка удивим публику чем-нибудь  эдаким!».  И удивили, причем приятно, сделав нашего героя в буквальном смысле  мастером  на все  руки.  Да-да, именно так: теперь и оружие, и заклинания можно назначать как в правую, так и в левую руку, что придает действу измерения, ранее невиданные и недостижимые.  Один  предпочтет два меча или тяжелую секиру, другой будет гвоздить врага причудливыми связками заклинаний «по-македонски», с двух рук, а третий выберет сочетание «огневых» и ударных методов воздействия на противника, взяв в одну руку булаву, а в другую -- файрболл… Так сказать, полная кастомизация боевой системы: для каждого игрока сражения будут выглядеть по-своему, и это без преувеличения одна из сильнейших сторон игры. Более того, если отбросить магию,  то  такой толковой реализации виртуальных мечей, топоров, луков и прочего колюще-режуще-метательного  оружия я не видел нигде, кроме Mount & Blade, а ведь это очень высокая планка для сравнения! В какой-то момент я даже пожалел, что в Skyrim нет PvP (игрок против игрока): было бы интересно посмотреть, как местная боевая механика работала бы в схватке с живым человеком, а не с компьютерными болванчиками… Увы-увы, мультиплеерные забавы отсутствуют как класс, это вам не будущая Mass Effect 3 с ее «кооперативом» аж на  четырех человек  и уж тем более не упомянутая Mount & Blade с ее онлайн-рубками стенка на стенку! Дождемся следующей Elder Scrolls?

И последнее новшество, которое нельзя не упомянуть: теперь главный герой может брать с собой в походы компьютерных спутников. Идея здравая -- у конкурентов NPC-компаньоны (неигровые персонажи) давно уже стали  стандартом,  но, к сожалению, реализация подкачала. В результате ваш «оруженосец» то поражает своей прытью, в одиночку (!) раскидывая десяток свирепых оборотней, то заставляет в бессильной ярости скрежетать зубами, раз за разом отказываясь прыгать за вами с уступа высотой в полроста человека… В этом  месте опять-таки  можно недобрым словом помянуть тестеров или даже помечтать о режиме совместного прохождения, но я этим заниматься не буду: какой смысл? Попробовали сделать -- вышло не очень хорошо, первый блин  комом.  Ждем продолжения серии, уверен, что в следующей игре у Bethesda ИИ-персонажи получатся лучше.

Камешек в ботинке

Техническое исполнение игры вызывает, прямо скажем, неоднозначные чувства. С одной стороны, здесь превосходно поработали художники и дизайнеры, так что любой снимок экрана с местными пейзажами можно использовать как обои для Рабочего стола. С другой стороны, если присмотреться внимательнее, начинает казаться,  будто  это Oblivion,  но  только с улучшенными текстурами.  Впрочем, ничего  удивительного в  том  нет, ведь на самом деле «новый» Creation Engine -- это все тот же Gamebryo (Oblivion, Fallout 3, Fallout: New Vegas), который  освежили  парой-тройкой «пластических операций».  Следовательно,  проблемы с физикой и анимацией персонажей, которыми так «славилась» предыдущая часть «Старых свитков», практически без изменений перекочевали в Skyrim. Хотите верьте, хотите нет, но иногда невозможно без слез смотреть на компьютерных болванчиков, двигающихся как куклы с заржавевшими и вывернутыми  шарнирами. А  уж про причуды местной «ньютоновской механики» лучше  и  вовсе не вспоминать: соответствующие ролики представлены на  YouTube. Наберите  что-нибудь вроде skyrim physical bugs --  и  несколько минут здорового смеха  гарантированы.  В целом  же,  приходится констатировать: устаревшие технологии подставили игре очень серьезную подножку, нельзя в наше время выпускать блокбастер на таком уже довольно низком техническом уровне.

Пусть расцветает тысяча цветов!

Непростая, очень непростая игра  поступила  к нам на разбор, трудно прийти к какому-то определенному выводу. На одной чаше весов -- огромный по сравнению с  теми, что представляют конкуренты,  «живой» открытый  мир, дополненный отличной ролевой системой,  не  стесняющей  игрока жесткими ограничениями, и  великолепной,  наверное,  лучшей  в жанре,  боевой механикой.  Зато другую чашу тяжело оттягивают вниз штампованный (да-да, не убоюсь такого определения!) фэнтези-сюжет с абсолютно провальной для проекта класса «А» подачей, периодически сбоящий  ИИ  и антикварное техническое воплощение, которое не прикроешь никакими усилиями разработчиков. Как все это оценивать в совокупности -- ума не приложу, пожалуй, тут не хватило бы даже легендарной мудрости царя Соломона! Да, и учтите еще, что нельзя напрямую сравнивать Skyrim ни с одной из RPG, вышедших в 2011 г.: ее концепция -- «песочница», вместо жесткой привязки всего хода игры к сюжету, -- принципиально отличается от конкурирующих проектов… Зато поклонникам предыдущих Elder Scrolls, серии Fallout  и отчасти  Mount &  Blade  новое творение  компании  Bethesda должно понравиться, ведь здесь есть все, что они так хотят найти в «настоящей» ролевой игре. А любители динамичного, насыщенного сюжета пусть дожидаются Mass Effect 3, благо ждать  осталось  уже  недолго! 

 

The Elder Scrolls V: Skyrim
Системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2 ГГц (рекомендуется Core 2 Quad-2400/Athlon II X4-2600), 2-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 4 Гбайт), видеоплата с поддержкой DirectX 9 и 512 Мбайт памяти, например GeForce 8800 GT/Radeon HD 2900 XT (рекомендуется видеоплата с поддержкой DirectX 9 и 1 Гбайт памяти, например Radeon HD 4890/GeForce GTX 260), 6 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7.  Необходимы  интернет-соединение и учетная запись в Steam.
Разработка: Bethesda Game Studios
Издание: «1С-СофтКлаб»
Купить номер с этой статьей в PDF
7387