Поскольку тема ноябрьского номера «Мира ПК»  --  игры, мы решили опубликовать в нем обзор игровых системных блоков российских сборщиков. Прямо скажем, ассортимент таких компьютеров у большинства фирм на  данном  рынке весьма скуден. Исходя из этого, можно предположить, что значительная часть любителей игр  предпочитают  собирать компьютеры  самостоятельно  или как минимум заказывать собственные конфигурации. Разобраться, что из вышесказанного  является причиной,  а что следствием,  не  так-то  просто. Несмотря на это, нам удалось отобрать три системных блока разных производителей.
Конечно, тесты производительности – хороший, объективный способ оценки качества «железок». В то же  время, «правильные» субъективные впечатления – цель покупки  дорогой игровой  системы.  Кроме того, одно окончательное экспертное мнение подчас бывает куда полезнее, чем несколько таблиц с результатами бенчмарков и техническими характеристиками. Поэтому на сей раз  при проведении тестирования  нам помогали два человека, для которых компьютерные игры уже давно  стали  не хобби, а основным занятием  в  жизни. Это Альберт Жильцов, продюсер авиасимулятора «Война в небе -- 1917»  (интервью А. Жильцова об авиасимуляторах и современной игровой индустрии читайте на с. 96), и Алексей Колесников, капитан команды Virtus.Pro по игре War Inc.
Вместе с ними мы запускали игры на компьютерах, рассмотренных в нашем обзоре, и просили поделиться личным мнением о пригодности этих систем для комфортной игры. Поскольку для обзора были отобраны конфигурации со старшими моделями видеоплат, настройки качества в играх выставлялись на максимум.  Мы использовали монитор с разрешением  1920х1080 точек.  Для измерения количества кадров, выдаваемых видеоплатой, в авиасимуляторе «Война в небе  --  1917» мы  применили  программу Fraps.
В игре War Inc. мы умышленно не производили объективных измерений, попросив Алексея составить впечатление о комфортности игры, основываясь исключительно на  своих  ощущениях. Кстати, сами киберспортсмены  предпочитают  минимальные настройки качества визуализации,  причем  независимо от возможностей ПК.  Во-первых,  лишние «красивости»  могут отвлекать  от  игры  и мешать, а вовсе не радовать глаз того, кто тренируется за монитором по нескольку  часов ежедневно. Во-вторых, занижение настроек необходимо, чтобы минимизировать возможность внезапной задержки или снижения числа кадров. Порой это  бывает  критично для победы.  Для «стрелялок» эталоном  комфортной игры является значение в 100  кадр/с. Стабильно обеспечивать  такой поток весьма непросто. При тестировании видеоплат мы обычно указываем в таблицах средние значения  кадров в секунду.  В сложных местах скорость визуализации всегда  ниже  по разным причинам: может  сказываться  явление процессорозависимости, не  хватает  пропускной способности шины видеопамяти и т.п.

  Алексей LeX Колесников
 Профессиональный киберспортсмен со стажем. Капитан команды Virtus.Pro по игре War Inc., победившей в российском этапе турнира WCG-2011. Победитель турниров по Counter Strike, в том числе чемпионата мира 2005 г. ACON5.
Перед  тем  как приступить к тестированию ПК, мы решили немного расспросить Алексея о его деятельности в киберспорте и о том, какие аппаратные средства используют профессиональные игроки.
Расскажи, почему после  десятилетней  карьеры в CS ты начал играть в War Inc.?
Мы с нашим проектом Virtus.Pro решили расширяться, осваивая новые дисциплины. В киберспорте сейчас есть термин для этого – multigaming. Игры Rage of Titans и War Inc. сейчас активно продвигаются издателем. Проводятся чемпионаты с большими призовыми фондами. Кроме того, разработчики принимают наши отзывы, стараются совершенствовать игру.  С учетом такой политики мы сочли  эти игры перспективными. Пока в игру будет приходить новая аудитория, а разработчики будут продолжать улучшать  ее  и поддерживать турниры, нам  подобное положение вещей  будет  казаться выгодным.  Если же эта деятельность затихнет, мы  начнем рассматривать другие проекты. 
Как сейчас люди из обычных игроков превращаются в профессиональных спортсменов?
Главная арена, где можно себя  проявить, – это турниры. В  Интернете такое  невозможно,  поскольку  на все игры до сих пор существуют читы, и  100%-ной  защиты от них не придумано. Поэтому  главным показателем является  игра  вживую  по локальной сети. Можно собрать свою команду из молодых   и попытаться навязать борьбу. Если в такой команде есть заметный талантливый игрок, он может надеяться на приглашение в известную команду.
Скажи, как игровая индустрия реагирует на то, что одни и те же  игры (например,  тот же Counter Strike)  годами  остаются популярными в  киберспорте?  
Хороший пример – Starcraft: в нее играют без перерыва уже 15 лет. Сейчас Blizzard фактически «убил» первый Starcraft, поглотив главного организатора турниров в Южной Корее. Только благодаря столь жесткой позиции издателя и денежным вливаниям, удалось заставить Корею играть в Starcraft 2.
Расскажи, пожалуйста, о том, какие компьютеры тебе приходилось использовать за свою карьеру. Предпочитаешь ли ты собирать системные блоки  самостоятельно  или покупать готовые?
Раньше приходилось собирать самому. В последние  годы  компьютеры для нашей команды предоставляют спонсоры. Это общая практика для киберспорта. У каждой хорошей команды есть один-два спонсора из ИТ-индустрии.
Отдаешь ли ты предпочтение видеоплатам на ГП какой-либо компании?
Среди игроков в Counter Strike платы на  базе GeForce  популярнее, чем на  Radeon.  До некоторого времени nVidia гораздо активнее участвовала в поддержке киберспорта, поэтому на турнирах обычно стояли компьютеры с  GeForce.  Движок Half Life выводит текстуры с разным разрешением для плат на ГП разных архитектур, и  потому  картинка, выдаваемая Radeon и  GeForce,  визуально различается.  Для спортсмена очень важно привыкнуть к постоянным условиям игры. Хотя настройкой через консоль можно добиться одинакового отображения текстур на платах AMD и nVidia, все же вторые  исторически пользуются большим доверием у геймеров.
Разве на соревнованиях вы выступаете не со своим «железом»?
Это оговаривается заранее. Свои компьютеры принято использовать только на небольших турнирах. Для этого существует устоявшееся выражение  --  BYOC(bring your own computer). 
На больших чемпионатах компьютеры всегда  предоставляют спонсоры  турнира. Поэтому хорошие команды при подготовке к важным соревнованиям стараются заранее узнать все технические характеристики и тренироваться именно на том  «железе»,  на  котором придется играть. 
Есть ли у киберспортсмена личный инвентарь?
Обычно это клавиатура, мышь, коврик и наушники. Профессиональные игроки стараются также иметь свою звуковую карту, подключаемую по USB. Во всех играх жанра FPS очень важен звук. На разных компьютерах он может  различаться  по динамике и частотным характеристикам. Когда у тебя есть свои наушники и звуковая карта, ты привыкаешь к звуку и можешь уверенно ориентироваться в игре на слух.
Необходимость в собственных клавиатуре и мыши – дело  привычки,  или же наработки компаний, выпускающих геймерские манипуляторы.  Это реально  помогает   достигать лучших результатов?
Помогает. Клавиатура и мышь геймера – это его спортивный интентарь, такой же, как бутцы для футболиста. Каждый подбирает его себе индивидуально. На этом рынке очень сильная конкуренция. Постоянно придумывают что-нибудь новое.  Например,  коврики для мыши – сравнительно простая вещь. Но и они бывают из  самых  разных материалов. Одно время были популярны стеклянные коврики. Сейчас их делают многослойными. Существует множество моделей,  с их помощью можно подобрать «любое ощущение», удобное для игры. В начале  2000 г.  среди геймеров были популярны мыши и клавиатуры тогдашних лидеров этого  рынка --  Microsoft и Logitech. Сейчас их фактически вытеснили компании, специализирующиеся на игровых манипуляторах: Razer, Roccat, Steel Series.
К  монитору, наверное, также  формируется привычка? Насколько важен хороший монитор для игры? 
  Как я уже сказал, команды, которые готовятся серьезно, заранее узнают технические характеристики компьютеров, которые будут на турнире, в том числе модели мониторов, и стараются  тренироваться  на них. Для игр жанра FPS очень важно время отклика. К счастью, последнюю пару лет большинство производителей научились делать быстрые матрицы, подходящие для игр. До этого множество моделей на рынке были неудовлетворительными. Даже если на упаковке было указано время отклика 2 мс, на практике монитор  порой оказывался  недостаточно быстрым. В худших случаях  были видны  шлейфы, остающиеся за движущимися объектами. Такой монитор  не пригоден  не только для FPS, но  и  для стратегий: шлейф при быстрой игре  можно  принять за второй объект.


Flextron Maxima Pro 
Системный блок компании «Ф-Центр», как и полагается устройству этой ценовой категории, собран в просторном и красивом корпусе. Корпус Inwin снабжен отдельной запирающейся крышкой, закрывающей удобную корзину на пять жестких  дисков. Кроме того, в нем установлены три вентилятора,  два из  которых  работают на выдув. Вдувной вентилятор на передней панели защищен от пыли довольно крупной сеткой. На «крыше» корпуса есть площадка для хранения мелких предметов. Там же расположено гнездо USB 3.0, удобное для подключения внешнего жесткого диска.
Массивная видеоплата ASUS едва помещается даже в таком большом корпусе, а  ее  система охлаждения закрывает не один разъем расширения ниже платы, как это бывает обычно, а два. Процессор охлаждается кулером компании Cooler Master с тепловыми трубками.

Существенный недостаток этой системы – блок питания Power Man с номинальной мощностью 600 Вт. Для примененной видеоплаты это является минимальным допустимым значением. Учитывая цену  системного блока,  а также то, что в нем  использованы  разогнанная видеоплата и процессор с разблокированным множителем, предназначенный для разгона,  стоило бы  поставить в него что-нибудь повнушительнее.

В авиасимуляторе «Война в небе -- 1917» нам не  удалось, как мы ни старались,  снизить производительность ниже 50  кадр/с.  При включении алгоритма сглаживания Super Sampling в трудных местах игра притормаживала до 32  кадр/с.  В авиасимуляторах к скорости видеопотока предъявляются куда более мягкие требования, чем в «стрелялках», так что и это можно считать комфортным режимом. В игре War Inc. Алексей опытным глазом заметил падение скорости в сложных местах карты.
Главным преимуществом этой системы перед двумя  остальными, безусловно,  является применение твердотельного накопителя. Это не влияет на игровой процесс напрямую, зато уменьшает время загрузки уровней в  несколько раз.

iRU Home 710

Этот системный блок – самый красивый в нашем обзоре.  Корпус, имеющий  прозрачную  стенку, окрашен  изнутри красным.  На верхней стенке корпуса, фактически являющейся решетчатой, находятся  два посадочных места под  вентиляторы.  Здесь использована системная плата той же модели, что и в компьютере Flextron. Процессор незначительно отличается тактовой частотой – на 300 МГц, а также отсутствием поддержки технологии Hyper-Threading, которая, к слову, для игровой системы бесполезна. Объем оперативной памяти у этих ПК одинаков, однако во Flextron  использованы  два модуля по 4 Гбайт, что оставляет возможность для модернизации, а здесь заняты все четыре разъема DIMM. Впрочем,  8-Гбайт  ОЗУ должно хватить очень надолго. Кстати, модули памяти фирмы  Crucial,  примененные в этом  ПК,  подсвечены зелеными светодиодами,  мигающими  в определенном порядке. Благодаря тому, что корпус прозрачен с двух сторон, в темной комнате  он  выглядит весьма эффектно.

Вместо твердотельного накопителя, здесь  установлены  два обычных жестких диска Seagate Barracuda 7200.12 емкостью по 1  Тбайт каждый.  Разумно было бы объединить их в RAID-массив.
Две видеоплаты Radeon HD 6870 производства компании Power  Color,  будучи объединены в массив  CrossFireX,  обеспечивают максимальную производительность в играх. Единственное их слабое место – эффективный объем памяти в 1 Гбайт, чего не хватило для максимальной детализации авиасимулятора в разрешении 1920х1080  точек  со сглаживанием по алгоритму SuperSampling. Впрочем, почти для всех современных игр 1 Гбайт видеопамяти достаточно. В  игре  War Inc. скорость видеопотока была максимальна.

USN NEONix i7 HOOVER
Компьютер компании USN заметно отличается по цене от двух других систем в этом обзоре. Он собран в куда более простом корпусе. Воздух на  высокооборотный  процессорный вентилятор подается через раструб, закрепленный на стенке корпуса, что создает повышенный уровень шума. Здесь применена системная плата на чипсете устаревшего поколения – AMD 790GX. Впрочем, мы не считаем это явным недостатком. Ведь 790GX обеспечивает два полноценных разъема расширения PCI Express x16, что открывает большие возможности для модернизации.

Выбор  производителем  жесткого диска вызывает недоумение. Barracuda LP – энергосберегающая серия жестких дисков Seagate, аналогичная Caviar Green  компании  Western Digital. Тот же Barracuda 7200.12 обошелся бы почти в  такую  же цену, но работал бы заметно быстрее. Еще один недостаток этого ПК – отсутствие портов USB 3.0.
Шестиядерный процессор Phenom II в тестах производительности уступает Intel Core второго поколения, но для игр его возможностей вполне достаточно.  То же  самое можно  отнести  и  к  видеоплате Radeon HD 6970 с  2  Гбайт видеопамяти производства компании XFX. При объективных измерениях она уступает GeForce GTX 580, однако по субъективным ощущениям Алексей не смог разделить эти две платы.

Результаты теста производительности программой FutureMark 3DMark 11  в различных режимах, баллы

Результаты теста производительности программой FutureMark PCMark 7, баллы

Технические характеристики ПК

Результаты теста Unigine Heaven Benchmark (DirectX 11), кадр/с/баллы

***
По итогам тестирования было установлено, что наиболее сбалансированной конфигурацией в этом обзоре обладает системный блок Flextron Maxima Pro. Любителям быстрой игры, скорее, подойдет iRU Home 710. Компьютер компании USN стоит куда дешевле и позволяет испытать почти ту же гамму ощущений, что и более дорогие игровые ПК. Как видите, даже несмотря на то, что мы отобрали для тестирования лучшие ПК, не обошлось без досадных оплошностей. Таких, как отсутствие запаса по мощности блока питания у ПК Flextron и медленный жесткий диск у USN. Вывод из этого можно сделать крайне простой. Покупая готовый ПК, тщательно изучите  конфигурацию, чтобы  не  помогать  компаниям-сборщикам реализовывать залежавшиеся комплектующие.

Купить номер с этой статьей в PDF
2847