Прошло больше года с момента запуска доменной зоны РФ. Страсти поутихли, ситуация стабилизировалась – самое время оценить успехи и неудачи этого предприятия.

Сама новость об открытии национальной доменной зоны наделала много шуму -- Интернет разразился потоком обвинений в адрес компаний-регистраторов, правительства и прочих сильных мира всего. Суть претензий, как всегда, сводилась к финансовым аспектам. Многие считали, что кириллические домены не несут никакой выгоды владельцам, однако компании будут просто вынуждены их зарегистрировать, лишь бы созвучные имена не достались никому другому. А компании-регистраторы, разумеется, получат с этого немалую прибыль. Высказывались и совсем уж одиозные предположения, что будто бы русскоязычное написание адреса будет сбивать с толку и что зона .РФ станет «железным занавесом» для российских пользователей.

Затем последовали ажиотаж, который привел к росту в геометрической прогрессии количества зарегистрированных доменов, и скандал с обвинениями регистраторов в киберсквоттинге, после чего начались проблемы технического характера. Выяснилось, что поисковые системы не всегда корректно воспринимают URL, написанные кириллицей, да и адреса электронной почты в домене .РФ работают с большими сложностями.

Мы не станем оценивать денежную сторону вопроса или пытаться озвучивать решения технических проблем. Но мнения заинтересованных сторон все же представим. За комментариями мы обратились в REG.RU, одну из крупнейших российских компаний-регистраторов. На наши вопросы ответил Алексей Королюк, генеральный директор REG.RU, член рабочей группы по разработке Правил регистрации доменных имен в домене .РФ. Заметим, что официальная точка зрения компании-регистратора, как и ожидалось, сверхпозитивна и оптимистична. Так, на вопрос о пользе и удобстве доменной зоны .РФ Алексей ответил следующее:

«Кириллические домены обладают множеством преимуществ как для интернет-пользователей, так и для организаций,  использующих Интернет для решения своих задач. Очевидные преимущества набора имени сайта кириллицей – запоминаемость и простота написания. На родном языке пользователям проще находить нужные сайты, не возникает ошибок и путаницы, связанных с различными вариантами написания, как бывает при использовании транслита. Домен .РФ особенно интересен с точки зрения продвижения бизнеса в Интернете. Во-первых, теперь можно зарегистрировать доменное имя, полностью соответствующее названию компании или бренду. Во-вторых, фирмам не нужно бороться за короткое звучное название и платить значительные суммы на вторичном рынке доменных имен. Имя сайта проще запомнить, а значит, можно подобрать более длинное имя, которое будет точно описывать деятельность компании, например "продажа-квартир-саратов.рф" и т.п. Более того, яркое, запоминающееся доменное имя способно стать дополнением или даже занять центральное место в маркетинговой или рекламной кампании, значительно повысив ее эффективность».

Так ли это на самом деле? Действительно, использование кириллицы более однозначно, нежели попытки передать латиницей такие звуки, как, к примеру, «щ», «ш» и т.д. Но утверждения о маркетинговой выгоде кажутся сомнительными. Сейчас использование кириллицы в названии сайта или отдельных его страниц влечет за собой многие проблемы, которые способны довольно серьезно затруднить продвижение ресурсов, а следовательно, ни о какой эффективности маркетинговой кампании и речи идти не может.

Использование кириллицы в написании URL может усложнить обработку сайтов поисковыми системами. Дело в том, что символы национальных алфавитов приходится преобразовывать в символы ASCII, чтобы не менять структуру DNS. Для этого применяется символьная кодировка Punycode, переводящая символы Unicode в набор символов ASCII. Название домена в кодировке Punycode начинается со специального префикса «xn--». В нашем случае кодируется не только сам домен, но и буквы, обозначающие зону. В связи с этим многие эксперты советуют все ссылки на сайт внутри его страниц писать лишь с использованием Punycode, ведь, как известно, символы кириллицы по-своему отображаются в разных кодировках.

При наличии подобных сложностей компаниям и частным лицам вряд ли придется по душе идея продвижения сайта на кириллическом домене. Гораздо проще будет развивать сайт в привычных многим зонах .RU, .COM и т.д., установив переадресацию с сайта в зоне .РФ, нежели городить огород с кодировками.

Имеются проблемы и с почтовыми адресами в доменах зоны .РФ. Они попросту не воспринимаются многими почтовыми клиентами и популярными почтовыми системами. Но даже если решить проблему с обработкой кириллического доменного имени в почтовом адресе, логин пользователя (все, что до знака @, которого, кстати, нет в кириллическом наборе символов) нельзя указывать на русском языке. Может быть, через несколько лет данную проблему и решат, но пока создание и поддержка почтовых адресов в доменной зоне .РФ особого смысла не имеет.

Что ж, вернемся к официальной позиции.

«Мир ПК»: Первоначально было очень много негатива в отношении доменной зоны .РФ. Считалось, что это была лишь попытка заработать путем вынуждения многих компаний приобретать кириллический домен в зоне .РФ, чтобы его не заняли сайтом, например, сомнительного содержания. Какова сейчас ситуация – много ли компаний действительно выкупили подходящие русскоязычные доменные имена?

А.К.: Можно с уверенностью сказать, что за время, прошедшее с момента запуска зоны в эксплуатацию, домен .РФ стал органичной и привычной частью российского Интернета. Кириллический домен успел доказать свою практическую пользу и востребованность русскоязычными пользователями. Вслед за Россией, которая стала первой страной с национальной доменной зоной на родном языке, домены на национальных языках вводят уже 37 стран.

«Мир ПК»: В первые дни предварительной регистрации число заявок росло в геометрической прогрессии. Все ли домены были делегированы? Как обстоит дело спустя год – остался ли интерес к доменной зоне?

А.К.: Популярность кириллического домена превзошла все ожидания экспертов. В период приоритетной регистрации в домене .РФ было зарегистрировано более 18 тыс. доменных имен, а в первые сутки открытой регистрации -- более 170 тыс.  Менее чем за одну неделю с начала открытой регистрации общее количество регистраций превысило 500 тыс., и национальный домен .РФ вошел в ТОП-20 крупнейших европейских доменов.

В настоящее время стабильный рост доменной зоны продолжается, сейчас в зоне .РФ зарегистрировано более 850 тыс. доменных имен, почти 60 % из которых уже делегированы. Ежедневно регистрируется около одной тысячи новых доменных имен. По итогам 2010 г., юридическими лицами в зоне .РФ зарегистрировано 32% доменов, физическими -- 68%.

Стоит отметить, что достоинства кириллических доменов, особенно их доступность для максимально широкой аудитории, прежде всего, оценили государственные структуры. Первыми работающими сайтами в новой зоне стали президент.рф и правительство.рф. Сейчас, спустя год, многие ведомства и госструктуры активно используют домен .РФ, например, Министерство обороны (минобороны.рф), МЧС (01.рф, 02.рф и 03.рф), МВД (мвд.рф), ФСО (фсо.рф) и др. Ведущие российские фирмы и международные компании, развивающие бизнес в России, крупнейшие интернет-порталы и СМИ уже успели обзавестись кириллическими адресами. Бизнес активно использует домены для своего продвижения в Интернете и в маркетинговых кампаниях, а пользователи – для персональных сайтов и порой даже в подарок.

 

Пожалуй, доменных имен в зоне .РФ зарегистрировано действительно много. Однако повод ли это для национальной гордости?

Да, безусловно, есть сайты, которые функционируют на кириллических доменах, – сайты президента и правительства, Министерства обороны и пр., а также получивший широкую известность социальный проект секс.рф, заработавший одним из первых еще тогда, когда остальные домены попросту переадресовывали пользователя на соответствующие сайты в зоне .RU.

За короткое время нам удалось найти еще два сайта, работающих без переадресации в привычную многим зону .RU. Это специально созданный ко дню рождения домена сайт c-днем-рождения.рф и сайт российской метапоисковой системы "Нигма" – нигма.рф. Правда, на последнем большая часть ссылок все же ведет на страницы сайта nigma.ru

А что же с остальными доменами? Разумеется, очень многие компании зарегистрировали кириллические домены .РФ. Некоторые даже по нескольку штук, как, например, Mail.ru, застолбившая под себя почти десяток вариантов русскоязычного написания названия («меил», «мейл», «мэйл» и т.д.). Все они, кстати, ведут на привычный адрес mail.ru.

Некоторые компании приобрели домены в зоне .РФ исключительно из конкурентных соображений. Вот как объясняет это Михаил Кондрашин, генеральный директор ЗАО АПЛ (авторизованный дистрибьютор Trend Micro): «В тот же день, как появилась эта возможность, я зарегистрировал домен апл.рф. Его планируется использовать в будущих проектах, но в настоящее время он не делегирован. И был так спешно зарегистрирован для того, чтобы не достался кому-то другому».

А создатели "Каталога российской карикатуры" признаются, что приобрели домен карикатура.рф «скорее, для хохмы и для того, чтобы больше никто его не занял». Хотя он и функционирует, но только в режиме переадресации на давно работающий сайт caricatura.ru.

Конечно, мы можем гордиться тем, что Россия стала первой страной с национальной доменной зоной на родном языке. Можно даже найти предмет для гордости и в заразительности дурного примера, которому последовали почти четыре десятка стран.

Но мне эта ситуация с доменной зоной напоминает давнишнюю историю с широко разрекламированным сайтом top4top. Помните такой? Оказывается, он все еще живет. Но уже совсем не похож на тот красивый и радужно переливавшийся мыльный пузырь, каким его представляли создатели.

Вопросы читателей «Мира ПК», взятые с форума журнала
Вопрос о безопасности. Не приведет ли использование кириллицы к появлению большого числа фишинговых сайтов? Например, достаточно заменить в имени некоторые символы на аналогичные латинские, чтобы ввести пользователя в заблуждение. Или смешение алфавитов недопустимо?
А.К.:
Смешение кириллицы и латиницы в названии сайтов в зоне .РФ невозможно. Стоит отметить, что кириллица, наоборот, дает большую защиту от фишинга, чем латиница, так как допустим лишь один вариант написания, а не несколько, как в транслите.
 Можно ли использовать в адресах такие символы, как «ъ», «ё»? И различаются ли вообще «е» и «ё»?
А.К.:
Благодаря открытию домена .РФ русскоязычным пользователям в Интернете доступны все буквы русского алфавита. Таким образом, можно воспроизводить точное написание имени компании, бренда, имени человека, использовать в полном объеме богатство русского языка.
 Что делать тем, у кого нет русскоязычной клавиатуры?
А.К.:
Русскоязычные пользователи заграницей для доступа к сайтам на кириллических доменах обычно пользуются виртуальной клавиатурой.

 

Купить номер с этой статьей в PDF
2378