Слава и успех социальной сети Facebook давно не давали покоя руководству другого интернет-гиганта – Google. На волне успеха остальных своих онлайновых продуктов компания Google не раз подступалась к социальным сервисам, но получалось как-то не очень. Канул в Лету мертворожденный сервис Google Wave, жалкое существование влачит Google Buzz («Живая лента»), и вот Google+, третья попытка Google вырваться на простор социальных сетей.

В очередь!

Начало работы сервиса было отмечено оптимистичным наплывом пользователей. Народ повалил посмотреть на новинку из самых разных соцсетей, включая и Facebook. Всем желающим сделать это не удалось: как обычно для проектов, не до конца введенных в строй, Google назначила тестовый режим и ограничила число пользователей. Попасть в Google+ можно было только по приглашениям-инвайтам. Инвайты присылались либо теми пользователями, которые уже просочились в Google+, либо самим Google. Мне, например, Google настойчиво впихивала свой сервис еще за неделю до запуска. По какому принципу Google подбирала таких, как я, лишь бог ведает. Могу предположить, что инвайты рассылались участникам предыдущих проектов, в частности «Живой ленты», да, в общем-то, наверное, всем, кто имел на сервисах Google заполненный профиль.

Число приглашений, рассылаемых пользователям, ограничено, но все ограничения достаточно нестроги и легко обходятся. На что Google закрывает глаза. И это понятно, ведь для успеха новой социальной сети надо переманивать пользователей из сетей уже существующих.

Переманить пользователей!

Первейшая задача Google+ -- набрать как можно больше пользователей. Она не простая, тем более что основная масса активных интернет-пользователей уже распределилась по социальным сетям, коих немало.

В Google+ решили привлекать аудиторию пользователей двумя приманками. Во-первых, интеграцией с другими сервисами Google, что, в общем-то, не ново – это мы видели и в «Живой ленте». Во-вторых, тщательной проработкой интерфейса, обеспечивающего, по представлениям компании, максимальное удобство. Еще одна наживка – готовый мобильный сервис, что важно для владельцев телефонов на базе ОС Android.

Остается лишь заинтересовать тех, кто не состоит ни в каких сетях, либо заполучить пользователей конкурирующих проектов. Технически препятствий для переманивания посетителей из других социальных сетей не существует, а вот идеологически это трудновато, потому что далеко не все, кого пригласят пользователи, будут заинтересованы в работе с Google+. Безусловно, каждый социальный сервис – совокупность непересекающихся вселенных. Поэтому, чтобы понять истинный уровень его востребованности, важно абстрагироваться от потребностей и интересов только людей своего круга. Здесь распространенность почтового сервиса Google играет злую шутку. Привлеченная новизной широкая аудитория непостоянна. Массовый наплыв людей с разными интересами, объединенных лишь наличием почтового адреса в Gmail, но никак не общими интересами, скорее всего, вынудит уйти из сети тех, кто мог бы задержаться в ней подольше.

Сейчас же ставка сделана на удобство пользователей. Надо сказать, что функционал любой социальной сети прост и понятен. Разница в том, что некоторые сети предлагают минимум общения вне собственных профилей пользователей или не предлагают его вовсе, а другие – и они наиболее массовые, как раз и рассчитаны на то, что люди будут больше общаться. Google+, как и его конкурент Facebook, ориентирован на второе. Как же решает Google+ вопросы удобства пользователей?

Назло Данбару!

Некогда антрополог Р. Данбар вывел, что эффективно поддерживаемых социальных связей примерно по 150 на каждого человека. Дальше человек уже не помнит тех, с кем общается в лицо, и осмысленных бесед вести не может. Преодолеть ограничение можно упорядочиванием контактов, разбиением их на группы, сформированные по какому-либо признаку.

Разбить контакты на группы – не ново, но Google+ возвел этот принцип в ранг базовых. Так, если Facebook предлагает занести контакт в группу как необязательную опцию, то в Google+ это надо сделать обязательно. Обойти такое требование невозможно. Группы пользователей в идеологии Google+ называются кругами. Какие-то круги создаются автоматически, по умолчанию; какие-то пользователь организует самостоятельно. Число их не ограничено. Внешне формирование (и удаление) кругов максимально упрощено – надо перетащить «табличку» с контактом в нужный круг курсором мыши. Все действо сопровождается забавной и понятной анимацией. Результат не замедлил сказаться – многие пользователи благодарили Google за то, что он наконец заставил их упорядочить контакты.

 

Еще одно удобство – Панель оповещений. В отличие от подобной в Facebook, здесь панель полноценная, а не вспомогательная часть интерфейса. Она может быть открыта постоянно, а содержимое ее будет меняться. Прежде всего там появляются собственно оповещения о включении в круги других пользователей, а также оповещения о появлении новых комментариев в разговоре. Новшество состоит в том, что при переходе к такому разговору он откроется не в главной панели, а в Панели оповещений. Причем не понадобится ни уходить с главной панели, ни возвращаться в нее, чтобы найти место, до которого дочитал. В Панели оповещений можно пролистывать разговоры, в которых участвует пользователь, и добавлять комментарии прямо в ней, что очень удобно. Еще удобнее возвращаться, если надо, к уже состоявшимся разговорам.

Горячие клавиши. В Google+ они помогают перемещаться по панели вверх и вниз и добавлять к тексту несложное форматирование. Например, нажатие клавиши переносит на одно сообщение ниже, а нажатие   на одно выше.

Интеграция. О ней говорилось уже много. Один пример: фотографии пользователей размещаются в Google Picasa – сервисе для хранения и несложной обработки фотографий. Многие пользователи уже отмечали, что появился шанс несколько улучшить качество находящихся там снимков. Поскольку фото в Google+ показываются с помощью Google Picasa, можно посмотреть и их технические данные (они берутся из exif-файла) – такой процесс будет сопровождаться забавной анимацией.

Видеовстречи. Это совсем новый сервис, которого ранее у Google не было. Для видеовстречи предлагаются выделенные закрытые пространства, в терминологии Google -- видеокомнаты. Для того чтобы назначить видеовстречу, надо занять такую видеокомнату (нажав на кнопку «Начать видеовстречу») и выбрать тех, с кем хотелось бы пообщаться. Приглашения будут высылаться автоматически. Видеокомната может быть и неприватной – если ее URL опубликован открыто, то присоединиться к ней может любой, прошедший по ссылке. Единственное ограничение – находиться в видеокомнате разрешается не более чем 10 людям одновременно. Если все места заняты, то тем, кому их не хватило, предложат подождать.

Оправдать вложения!

О происхождении Google+ уже сейчас много и яростно спорят. Прежде всего, подчеркивая желание Google «убить Цукерберга», т. е. напрямую конкурировать с Facebook и, в конечном счете, победить эту социальную сеть. Такие заявления кажутся странными. Конкурировать с Facebook можно, предлагая те же сервисы, что и Facebook,  помня, однако, о детальной проработке бизнес-модели этой сети. И вот тут будущее Google+ видится не слишком безоблачным. Прежде всего, Facebook имеет то неоспоримое преимущество, что годится в качестве площадки для бизнеса. Подобного функционала в Google+ нет, хотя какие-то действия предпринять удается. Но даже несмотря на тестовый режим, бизнес уже потянулся в новую сеть. Первым замеченным российским брендом стала сеть магазинов бытовой электроники «М-Видео», которая завела свою страницу на Google+. Потихоньку и очень осторожно можно говорить о доверии публики, которым Google следует пользоваться, пока не остыл первый интерес к новому начинанию.

Купить номер с этой статьей в PDF
1377