Сделав недавно обзор по Dragon Age 2, задался вопросом: а с какого, собственно, момента я стал хорошо относиться к фэнтези в компьютерных играх? Ответ пришел мгновенно -- после «Ведьмака»! Скорее всего, решающую роль тут сыграла неповторимая атмосфера произведений маэстро Сапковского, более похожих на исторические романы из жизни Средневековья, для порядка слегка приправленные -- жанр обязывает! -- магией и прочей чертовщиной. Плюс, конечно же, мастерство разработчиков из малоизвестной на тот момент польской студии CD Projekt, которые, без преувеличения, поразили весь мир, с ходу дебютировав с игрой высочайшего качества.
Не погрешу сильно против истины, добавив, что с тех пор продолжение приключений Геральта из Ривии стало для меня одной из самых ожидаемых игр наравне с какой-нибудь очередной Total War, Crysis или «Битвой за Британию». И вот дождались: спустя четыре года Ведьмак возвращается к нам с новой историей! С нетерпением распаковываю заветный бокс, устанавливаю и…


Конец и вновь начало

Сюжет, как это ни странно для современной компьютерной ролевой игры, стартует точно там, где мы оставили Геральта в первой части, т.е. сразу после успешно предотвращенного покушения на короля Фольтеста.

Увы, но недолго августейшей особе жить и здравствовать, а Ведьмаку числиться главным королевским телохранителем. Не успеете вы и полчаса отыграть, как неведомый убийца все-таки отправит монарха к праотцам, причем устроено все будет до того ловко, что подозрение падет на Геральта. Так что в начале игры не удивляйтесь, обнаружив себя в узилище, закованным в кандалы и отвечающим на вопросы «главного чекиста» королевства Вернона Роше.
Здесь самое время немного отвлечься и освежить память. Подача сюжета в виде допроса -- где-то мы такое уже видели совсем недавно. И драконы в тех местностях, помнится, тоже водились… По счастью, прологом все сходство с Dragon Age 2 и ограничивается: сразу после него разработчики, как говорится, засучивают рукава и берутся за дело всерьез. Скажем,  можете ли вы навскидку припомнить хотя бы одну ролевую игру, в которой, в зависимости от предыдущих решений игрока, отличались бы не отдельные квесты и сюжетные линии, а сразу главы целиком?! Я вот сколько ни старался -- не смог… А в «Ведьмаке 2» -- пожалуйста, распишитесь-получите! Поэтому в конце первой главы, выбирая между помощью Роше или Иорвету, подумайте хорошенько: одним щелчком мыши вы совершенно измените ход повествования на добрый десяток игровых часов! Согласитесь, по сравнению с такой возможностью Dragon Age 2 с ее «разветвленным сценарием» смотрится несколько бледновато.

Примерно так же -- т.е. «все то же самое, но гораздо лучше!» -- можно оценить в целом работу сценаристов по сравнению с усилиями их коллег-конкурентов из BioWare. Здесь, несомненно, злые языки отметят, что полякам по наследству от произведений Сапковского достались и очень удачный главный герой, и великолепная вселенная, и т.д., и т.п. Все это верно, но… назовите-ка мне хотя бы одну хорошую игру по мотивам, к примеру, «Терминатора»! В общем, подходящего первоисточника недостаточно -- нужно еще уметь работать с материалом. И вот тут-то «режиссеры» из CD Projekt проявляют свои таланты на все сто процентов: где нужно, атмосфера вселенной сгущена, в другом месте подчеркнута парой, казалось бы, незаметных, но очень важных штрихов, а вот там просто умело оттенена одной-единственной сценой второго плана. Ну и, разумеется, основная сюжетная линия проработана на 5+: практически любое ваше решение, любая удачно или неудачно брошенная реплика так или иначе отразятся и на ходе, и на исходе игры. Давно ли нам предлагали RPG с 16 (!) вариантами финала?!


Метаморфозы

Следуя моде, разработчики должны были решиться на какой-нибудь замысловатый кунштюк с геймплеем, и CD Projekt не стала разочаровывать публику. На этот раз под ведьмачий меч попала боевая система, в которой от первой игры осталось только использование магических знаков. Все остальное было безжалостно переделано: вместо разных стилей боя -- два базовых типа удара (быстрый или сильный), блок и уклонение от противника; вместо замысловатых связок комбо -- решительное маневрирование по «рингу» с целью не дать себя окружить, ну и так далее, и все в таком духе. В итоге управлять сражающимся Геральтом стало в чем-то даже сложнее, а сами поединки стали динамичнее и жестче. И не забывайте про невероятно «злобный» искусственный интеллект: на высоком уровне сложности даже схватка с парой рыцарей (!) может стать смертельной, а про всякую нечисть я и говорить не буду -- сами понимаете! Ну и последний гвоздь в крышку гроба тем, кто привык с легкостью шинковать врагов пачками: эликсиры теперь нельзя принимать в бою, а разрешается лишь заранее, во время медитации. Таким образом, игрока заставляют думать не только во время драки, но и до нее, предугадывая, с какими противниками он встретится за ближайшим поворотом и что ему понадобится, чтобы их одолеть с наименьшим ущербом для себя. Прямо не обычная ролевая игра, а какой-то, извините за выражение, "комбатсим" Ведьмака получился у поляков!


Два других нововведения еще больше приближают игровой процесс к экшенам/слэшерам. Во-первых, теперь Геральт умеет преодолевать различные препятствия, подтягиваться и прыгать с невысоких уступов. В свете того, что обещает BioWare в Mass Effect 3, -- весьма своевременный ход со стороны CD Projekt, заодно и оба Dragon Age разом позади оставили… Во-вторых, в «Ведьмаке 2» появились так горячо любимые консольной аудиторией Quick Time Events (QTE). Не сказать чтобы «упражнения для пальцев» сильно портили игру, но, по моему скромному мнению, в паре мест их неплохо было бы вырезать -- уж больно глупо смотрится судорожное соло на клавиатуре, и к тому же оно резко диссонирует с эпическим размахом игры.
Диалоговая система подверглась изменениям, что называется, «на современный манер». Никаких портянок с полным текстом реплики -- только выбор направления, в котором пойдет разговор. Можно просто обменяться парой слов за жизнь, пошутить, пригрозить, уговорить, обмануть и т.д. Все как в Mass Effect или Dragon Age 2, причем из последнего была совершенно бесстыдным образом позаимствована козырная идея -- «значки настроения», дополнительно помечающие тот или иной вариант ответа, чтобы игрок с выбором не путался. Или вот помните, как мы описывали шпионскую ролевую игру Alpha Protocol, в которой выбор фраз в процессе разговора был ограничен по времени? Я еще тогда отметил, что это очень удачная находка и хотелось бы в той или иной мере видеть ее во всех проектах данного жанра… Что же, пожелания были услышаны: в «Ведьмаке 2» разработчики прикрутили к некоторым ключевым диалогам таймер, заставляя игрока быстро шевелить извилинами и давить на кнопки. Заметьте, кстати, что слово «заставляет» применительно к геймплею возникает в тексте статьи уже второй раз! Вот такой игровой процесс вышел у польских разработчиков, местами безжалостный к игроку…
Остальные аспекты геймплея -- набор опыта, прокачку по уровням, возню с инвентарем и т.п. -- лучше всего охарактеризовать коротким и емким словом: «стандарт». Удивляют только отросшие на «древе умений» две толстые ветки -- «Алхимик» и «Маг», ведь все мы помним, что у Сапковского Геральт -- в первую очередь превосходный фехтовальщик, спец по холодному оружию. Или книжный Ведьмак всю свою "экспу" (опыт в компьютерных играх) вложил в развитие навыков мечника?! Шутка, разумеется. Просто перед нами как раз тот случай, когда жанр обязывает: ну не готовы еще поклонники RPG к играм без магов, что поделаешь! Если даже в космоопере Mass Effect без них не обошлось, то чего уж вы хотите от игры в фэнтезийном мире… Есть, есть еще непоколебимые жанровые клише, от которых, по правде говоря, не помешало бы избавиться. Ладно, будем надеяться, что в «Ведьмаке 3» польские разработчики преподнесут нам в этом смысле пару приятных сюрпризов.


Предел мечтаний

За что CD Projekt нужно отдельно похвалить, так это за визуальную составляющую игры. После вызывающих клаустрофобию узких «коридоров» Dragon Age 2 местные уровни поначалу кажутся футбольным полем. Да, со временем, присмотревшись, замечаешь, что и тут локации довольно заметно ограничены в пространстве, но ведь как здорово это замаскировано, сразу и не поймешь!

А причина одна: на порядок лучшая, чем у BioWare, проработка «декораций», в которых разворачивается действие. Грубо говоря, там, где у канадцев на заднем плане просто стена и окно, поляки обязательно добавят висящую на стене картину, изящную занавесочку на старинном резном карнизе, цветы на подоконнике… И так по ходу всей игры: вроде бы незначительные детали, мелочи, пустяки, на которых взгляд и на секунду не задержится, а в итоге глаза уже не упираются сразу в «стенки», ограничивающие уровень. Вот уж действительно мастерская работа художников и левел-дизайнеров!
Не хуже своих коллег по студии отработали и программисты, создав для «Ведьмака 2» абсолютно новый 3D-движок Red Engine. Результат их усилий каждый может оценить самостоятельно, просто взглянув на экраны к статье. Я же замечу, что в динамике все выглядит куда лучше: с трудом верится, что мультиплатформенная игра выдает такую красивую картинку! И это при том, что системные требования вовсе не впечатляют по сравнению с той же Dragon Age 2, которая -- будем честны! -- серьезно уступает польскому шедевру по уровню графики. Так что повторюсь: техническое исполнение игры заслуживает самых восторженных оценок, все конкуренты, включая BioWare, наконец-то посрамлены!


Желтая майка лидера

Так что же, «Ведьмак 2» получился вовсе без недостатков? Нет и еще раз нет. Можно, например, попенять разработчикам на то, что нельзя абсолютно свободно перемещаться по игровому миру (привет от Mount & Blade!), или вспомнить про неизбежные для проекта такого масштаба огрехи с квестами. Претензии фанатов первого «Ведьмака» другого свойства: по их мнению, новый продукт утратил значительную часть самобытности, превратившись в еще одну «штампованную ролевую игру». Да-да, есть и такие мнения, не верите -- почитайте соответствующие форумы, где рассерженные поклонники первой части срывают покровы и яростно обличают… Короче, много претензий можно предъявить новой игре, особенно если творчески подойти к вопросу.
Однако как и за что ни критикуй, факт остается фактом: CD Projekt выдала лучшую ролевую игру за последний год, ничего подобного мы не видели на ПК с момента выхода Mass Effect 2! Неудивительно, что многие уже сейчас пророчат «Ведьмаку 2» награду «RPG-2011», несмотря на потенциально сильных конкурентов в лице новых Deus Ex и Oblivion. Что же, как обычно, поживем -- увидим. Пока же твердо уверен лишь в одном: я обязательно пройду вторую часть приключений Геральта из Ривии до конца. Потому что интересно, потому что хорошо сделано, потому что цепляет, в конце концов! А как будет у вас -- не знаю, пробуйте сами. И помните: ваш покорный слуга плохого не посоветует!

Ведьмак 2: Убийцы королей
Системные требования: Intel Core 2 Duo-2200 (рекомендуется Intel Quad Core), видеоплата nVidia GeForce 8800 с 512 Мбайт видеопамяти (рекомендуется nVidia GeForce 260 или Radeon HD 4850 с 1 Гбайт памяти), 3-Гбайт ОЗУ (4 Гбайт для Windows Vista/7), не менее 16 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7. Для активации игры и переписывания исправлений необходимо подключение к Интернету.
Разработка: CD Projekt RED
Издание: «1С-СофтКлаб»
 
Купить номер с этой статьей в PDF
1160