Тяжела работа игрового журналиста в последние годы. Куда ни глянешь, -- рынок заполонили одни продолжения, дополнения, а то и вовсе DLC («загружаемый контент», созданный для компьютерных игр и выпускаемый отдельно от основной игры)! Хорошо еще, если речь идет о чем-то раскрученном и ходовом вроде очередной Call of Duty или Mass Effect. Там по крайней мере сразу ясно, с чего начинать разбор, что хвалить и за что ругать. А вот как подступиться к «DLC к дополнению для Armed Assault II»?! Мало того, что комбатсимы, к которым относится вторая ArmA, -- весьма специфические игры, так еще нам фактически дополнение к дополнению подсовывают! Так сказать, вторая производная от игры, выражаясь математически.

Действительно, со времени нашей последней встречи, состоявшейся без малого два года назад, ArmA II успела прирасти дополнением -- Operation Arrowhead (OA), или «Операция «Стрела». Наведя порядок в Чернаруси, бравые американские вояки переплыли Зеленое море и принялись обеими руками сеять разумное, доброе, вечное в Такистане, напоминающем настоящий Афганистан или Таджикистан, как говорится, до степени неразличимости. Главная же игровая «фишка» дополнения заключалась в том, что разработчикам из Bohemia Interactive очень захотелось собственную Call of Duty. В результате, вместо сквозной цельной истории мы получили как бы взгляд на одну и ту же войну с разных точек зрения -- глазами пехотинца, из кабины штурмового вертолета, через танковый прицел и т.д. и т.п. Ключевое слово здесь «как бы»: отсутствие специфического опыта сыграло с чехами злую шутку, из-за чего кампания де-факто выродилась в набор слабо связанных друг с другом миссий. В общем, парк военных аттракционов -- пострелять из ружьишка, покататься на танчиках и броневичках, поуправлять «Апачем» и все в таком духе -- получился, а CoD как не было, так и не появилось, ну просто ни на грамм!
Однако годы погружения в армейскую тематику не прошли для Bohemia Interactive даром. Отдышавшись и перегруппировавшись как заправские вояки, чешские разработчики атаковали свою мечту с другого фланга.

 

Бои местного значения (DLC British Armed Forces)

Итак, американцы взяли столицу Такистана, Заргабад, и убили кровавого диктатора, добрый десяток лет мучившего и тиранившего свой народ. Казалось бы «быти теперь тишине и благолепию в человечцах», но ничего подобного -- по всей стране занялись сполохи партизанской войны. Кто бы мог подумать, как говорится… В любом случае, доблестным британским солдатам есть чем заняться, ведь на их крепкие, тренированные плечи легла тяжелая ноша по поддержанию мира и порядка в одном из регионов Такистана. Да-да, я не оговорился: впервые за долгие годы знаменитые «томми» посетят экраны наших мониторов!


Вдоволь нахлебавшись критики с «американскими горками» в OA, разработчики обратились к старой проверенной формуле -- операциям небольших пехотных подразделений при поддержке различной боевой техники, управляемой ИИ. И знаете, в игру сразу вернулось то самое очарование, которое было присуще оригинальной ArmA II! Прочесывание местности на своих двоих, поиски замаскированного склада с оружием в отдаленной, богом забытой деревеньке, оборона блокпоста от шального налета партизан и т.п. -- в какой еще игре вам дадут ощутить себя почти настоящим пехотинцем?! Тем более что ни в одной из миссий дополнения нет ничего надуманного и притянутого за уши, ну разве что противоракетные экзерциции со снайперской винтовкой смотрятся… эээ… несколько странно. Хотя почему бы и нет, вдруг именно в этот конкретный момент артиллерия и авиация недоступны, кто знает… А так -- твердая «пятерка» за достоверность происходящего: как была ArmA II лучшим комбатсимом, так им и остается, несмотря на два года, прошедшие с момента релиза игры.
А как там с заветной мечтой разработчиков, т.е. с приближением к Call of Duty? А по сути, никак! В этой части ввели повествование от лица главного героя -- сержанта Фроста, аккуратно записывающего свои впечатления, мысли, чувства и переживания в специальный дневник, да пару раз за кампанию -- о ужас! -- воспользовались скриптами для придания игровому процессу пущего драматизма. Слабенький такой плевок получился в сторону детища Activision, уверен, что многие игроки его даже не заметят. Впрочем, вспоминая военную терминологию, DLC British Armed Forces (BAF) -- это как раз передышка и перегруппировка перед настоящей атакой…

Псы войны (DLC Private Military Company)

Кто сказал, что главными героями повествования обязательно должны быть регулярные войска? Модный тренд последнего десятилетия -- частные военные кампании (ЧВК), и Bohemia Interactive без колебаний обращается к этой теме. В самом деле, давно ли нам предлагали игру про наемников с реалистичным игровым миром?! Mercenaries 2 и Army of Two не в счет: никакого реализма там и в помине нет. Вот и получается, что Private Military Company (PMC) стала и провозвестником, и пионером нового жанра -- имитатора наемника. И замечу, «первенец» удался на славу!
Что же такого особенного сделали чехи? Ну, представьте себе кампанию из оригинальной ArmA II, сжатую и плотно упакованную в пяти-шестичасовой формат, да еще «приправленную» в нужных местах скриптами и шоу-элементами в стиле той самой Call of Duty. Сражение с боссом-вертолетом -- в этом месте особо чувствительные поклонники ArmA, ценящие игру за строжайший, безжалостный реализм, в ужасе хватаются за валидол, сдавленно шепча ужасные ругательства: «Попса! Оказуалили!». А разработчики не дают удивленному игроку расслабиться: враги, наступающие волнами в лучших традициях рельсовых «стрелялок»; метания под артобстрелом по разрушенному городу в поисках информатора; ночной отстрел боевых беспилотников (!), и -- вот оно, привет CoD! -- снайперская миссия и «смерть с небес» в исполнении дуэта «главгерой + Ка-62 «Касатка»… Скажите честно, можете вы себе представить все это безумие в академичном, сухом мире Armed Assault? Нет? Ну пройдите PMC, будет вам сюрприз!
Кстати, если кто-то после предыдущего абзаца решил, что, прикинувшись обычным шутером, игра также и сложность с реалистичностью растеряла, то он поспешил с выводами! Ошибки здесь наказываются точно так же, как и в оригинале, -- быстро, жестко, безжалостно и очень часто первой же пулей. Так что любителям «попроще» здесь все еще нечего ловить, осенью в Modern Warfare 3 оттянутся… И это хорошо, ведь, как говорится, каждому свое.
Подводя итоги, не могу не процитировать одного из своих коллег по цеху: «Армаголики» пройдут его [DLC] за день, но это будет один из самых ярких и запоминающихся дней в наполненной военной рутиной жизни». Поправлю: он  будет хорош не только для фанатов ArmA, но и вообще для всех любителей шутеров/экшенов, у которых мозги еще не окончательно съедены последними Call of Duty и прочими «радостями железнодорожника». Есть у нас еще такие? Что же, поздравляю, Private Military Company -- ваш выбор!

Незавоеванная победа

Оценивая результат усилий Bohemia Interactive в целом, можно констатировать, что чуда не случилось: Call of Duty из ArmA II все равно не вышло. Ну невозможно из бойцового пса сделать циркового пуделя, как его ни причесывай и ни привязывай к нему ленточки-бантики! Да и вообще, есть такая английская пословица: «Старую собаку новым фокусам не выучить!»… Наверное, именно поэтому в недавно объявленной ArmA III разработчики решили вернуться к привычному формату большого военного имитатора: это «блюдо» чехи умеют готовить лучше всего. Нам же до выхода нового шедевра остается коротать время за дополнениями ко второй части, тем более что первое из них (BAF) просто удалось, а второе (PMC) получилось на «5+».
P.S. Горячим поклонникам ArmA II рекомендую устанавливать сначала оригинал, потом дополнение «Операция «Стрела», а потом поверх обеих -- «Второй фронт». В этом случае они получат объединенную версию игры и доступ ко всей новой технике и «шкуркам» персонажей как в мультиплеере, так и в редакторе миссий. Отличный подарок от российских локализаторов, что здесь еще можно сказать!

 

Armed Assault II: Второй фронт
Системные требования: Intel Dual-Core-2400/ AMD Dual-Core Athlon-2500 (рекомендуется Intel Core i5/AMD Athlon Phenom X4), видеоплата nVidia GeForce 8600GT/ATI Radeon 3650 с 512 Мбайт памяти и с поддержкой Shader Model 3 (рекомендуется nVidia GeForce GTX 260/ATI Radeon HD 5770), 1-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 2-Гбайт ОЗУ), 12 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7.
Разработка: Bohemia Interactive
Издание: «1С-СофтКлаб»
Купить номер с этой статьей в PDF
1021